Главная » Файлы » Дипломные работы » Менеджмент и маркетинг [ Добавить материал ]

Разработка подходов и направлений развития стратегии управления муниципальным образованием
[ Скачать с сервера (219.6 Kb) ] 28.11.2010, 18:11

Разработка подходов и направлений развития стратегии управления муниципальным образованием

 Введение

Переход страны к рыночной экономике вызвал резкое увеличение потребности и интереса к методам управления в условиях рынка. Переходное состояние будет продолжаться еще определенное время и должно учитываться практически на всех фазах осуществления проектов.

Одним из определяющих процессов является разгосударствление и приватизация основной массы государственной собственности, что приводит к созданию независимых владельцев и инвесторов. В то же время в качестве инвесторов останется много государственных и территориальных органов, организаций и предприятий. Анализ государственных планов развития народного хозяйства показывает, что примерно 80% осуществляемых в ближайшее время проектов будут финансироваться федеральными или местными властями. Государственный сектор экономики уменьшится, однако еще значительное время он будет основным, особенно в базовых отраслях экономики.

Изменяется роль государственных органов управления экономикой, где преобладающими становятся макроэкономические методы (путем регулирования цен, налогов, кредитов, лицензий и т.д.). Это касается как государственных предприятий, получающих большую хозяйственную самостоятельность, так и предприятий частного сектора. В то же время еще практически не начался процесс демонополизации промышленности и создания на этой основе эффективных конкурентных механизмов развития экономики.

Созданные на базе бывших отраслевых министерств и ведомств различные государственные и смешанные корпорации, концерны и т.д. на практике остаются монополистами и их трансформация в эффективные рыночные структуры займет определенное время. Централизованные структуры планирования, управления, материально-технического снабжения упразднены, а рынок и его структуры только формируются.

В процессе становления находятся такие важнейшие элементы рыночной системы, как коммерческие банки, биржи, налоговая система, правовое обеспечение предпринимательства, регулирование деятельности иностранного капитала внутри страны и внешнеэкономической деятельности отечественных юридических и частных лиц. Только начинает создаваться сеть консультационных и посреднических фирм, рекламных агентств, информационная система по обслуживанию рынка.

Состояние экономики страны сложное. Производство только-только начинает оживать, продолжающаяся инфляция, невосполняемая утечка основных средств, ухудшение финансового состояния многих предприятий, срыв взаимных обязательств. Структурная перестройка экономики и, в частности, конверсия оборонных отраслей находятся в самом начале. Увеличивается социальная напряженность в обществе из-за резкого понижения уровня жизни, национальных и политических неурядиц.

Вместе с тем очевидно, что в сложившейся социально-экономической ситуации велика потребность в самых разнообразных проектах, связанных с выходом из нынешнего кризисного положения.

Учитывая вышесказанное, тема дипломной работы весьма актуальна, так как в ней рассматривается проект развития города на примере предприятия смешанной формы собственности в сложившихся социально-экономических условиях при поддержке местных органов власти.

Цель дипломной работы состоит в разработке новых подходов и направлений развития стратегии управления муниципальным образованием.

Объектом исследования в работе является муниципальное образование г. Киселевск. Предметом исследования является система управления социально-экономическими процессами в муниципальном образовании.

Основными задачами работы являются:

·         оценка социально-экономического положения города Киселевска;

·         определение нового подхода к управлению социально-экономическими процессами, отвечающего современным условиям жизнедеятельности города;

·         анализ производственной и инвестиционной деятельности объекта исследования и определение перспектив его развития;

·         определение социально-экономических ресурсов роста результативности предпринимательства предприятия и возможностей их использования;

·         определение социально-экономического эффекта развития города от использования социально-экономических ресурсов роста градообразующего предприятия;

·         определение стратегии муниципального управления развитием города на примере объекта исследования.

Предметом исследований в работе является социально-экономическое развитие градообразующего предприятия, как фактор и условие развития города в целом.

Структурно работа построена соответственно очередности решения поставленных задач.

В первой главе определяется новый подход к управлению социально-экономическими процессами. Во второй главе осуществляется анализ производственной и инвестиционной деятельности ОАО «Знамя» и определяются перспективы его развития.

В третьей, заключительной главе дипломной работы определяется социально-экономический эффект развития города от использования ресурсов градообразующего предприятия, а также определяются стратегические направления муниципального управления городом.

 

1. Формирование нового качества управления социально-экономическими процессами

1.1 Необходимость повышения роли муниципального управления социально-экономическими процессами

В последние годы российская наука уделяет все большее внимание не только подъему различных отраслей российской экономики, повышению уровня благосостояния граждан, социальной защите населения, но и тому, как эти процессы сделать сопредельными, т.е. чтобы рост экономики сопровождался улучшением социальной ситуации, а социальная обстановка эффективно воздействовала бы на протекание экономических процессов. Другими словами, в настоящее время все большее значение приобретают макроэкономические процессы, в частности сбалансированность производства и потребления как на национальном, так и на региональном уровне.

Острота данной проблемы связана с макроэкономическим противоречием в хозяйственной системе, когда темпы экономического роста, роста производительности и эффективности общественного труда, фондоотдача и т.п. не сопровождаются аналогичным ростом уровня и качества жизни населения.

Рассмотрим данную проблему на примере города Киселевска.

Киселевск - город областного подчинения. Расположен в предгорьях Салаирского кряжа, в верховье р. Аба, в 240 км к югу от Кемерово и примерно в 15 км от Прокопьевска. Образован в 1936 году. Возник как поселок в 1932 году на месте деревень Черкасово и Афонино, но через 4 года преобразован в город.

Население - 120 тыс. человек.

Это самый крупный в Кузбассе центр машиностроения. В городе действует завод угольного машиностроения, заводы металлоконструкций и горных машин, другие предприятия. Киселевск - центр добычи каменного угля. Здесь имеется 10 крупных угольных шахт, а также угольные карьеры, ведущие открытую добычу. Действует железнодорожная станция на линии Артышта - Абакан, в 58 км к северо-западу от Новокузнецка.

На протяжении почти трех лет основные показатели экономического развития Кемеровской области и города Киселевска характеризуют устойчивую тенденцию муниципального хозяйства к подъему. Об этом, в частности, свидетельствуют такие показатели, как рост объемов промышленного производства, который за 1999-2000 гг. составил 12%, увеличение объема инвестиций в экономику, составившее за тот же период 115%. Эти показатели характеризуют так долго ожидаемую тенденцию – подъем российской провинции.

Однако рост экономики области не привел к адекватному улучшению уровня и качества жизни населения города, т.е. к росту его благосостояния. Более того, целый комплекс процессов и выражающих их показателей рисует обратную картину, когда рост в экономике сопровождается спадом в уровне благосостояния населения.

Действительно, если рассмотреть социально-экономическую ситуацию 1999 г., то объем промышленной продукции возрос на 20%, производство потребительских товаров – на 21%, продукция сельского хозяйства – на 2%, объем работ, выполняемых по договорам строительного подряда, - на 9%, номинальная среднемесячная зарплата одного работника выросла на 46,8%. В то же время индекс потребительских цен на товары и услуги увеличился в 1,4 раза, индекс цен на промышленную продукцию – также в 1,4 раза, оборот розничной торговли сократился на 15%, реальная заработная плата одного работника – на 18, а реальный среднедушевой денежный доход населения – на 10%.

 Отмеченная несогласованность протекания экономических и социальных процессов в регионе не могла не привести к ухудшению жизни населения и деформациям в его денежных доходах и расходах.

Так, в 1999 г. при прожиточном минимуме трудоспособного населения области в 844,9 руб. ряд отраслей народного хозяйства имел среднемесячную зарплату ниже этого уровня:

·         сельское хозяйство – 785,5 руб.;

·         здравоохранение, физкультура и спорт, социальное обеспечение – 658,7 руб.;

·         образование – 634,0 руб.;

·         культура и искусство – 562,7 руб.

Однако взаимосвязь экономического и социального процессов изменилась в 2000 г., что подтверждается следующими данными.

Так, из четырех указанных выше отраслей, где среднемесячная заработная плата была ниже прожиточного минимума, в 2000 г. только две отрасли находились ниже черты бедности (образование – 884,9 руб., культура и искусство – 801,9 руб. при величине прожиточного минимума трудоспособного населения в 935,1 руб.).

Улучшение взаимосвязи экономических и социальных процессов в основном связано с увеличением объемов промышленного производства и, следовательно, с ростом заработной платы, которая увеличилась как в номинальном (на 45%), так и в реальном (на 22%) выражении, а также с ростом размеров пенсионного обеспечения и ряда других факторов.

В то же время сохраняется негативная тенденция в использовании денежных доходов населения: неумолимо растет доля расходов на продукты питания и соответственно уменьшается расход на другие нужды. Это связано с тем, что в декабре 2000 г. стоимость потребительской корзины (продуктового набора) составила 68,7% прожиточного минимума, в котором расходы на непродовольственные товары составляли 19,2%, оплата услуг – 7,5%, расходы на налоги и обязательные платежи – 4,6%. И, как результат, - население области осуществляло свои расходы в следующем отношении (рис.1.1.1).

Категория: Менеджмент и маркетинг | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 863 | Загрузок: 240 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]