Главная » Файлы » Дипломные работы » Юриспруденция | [ Добавить материал ] |
[ Скачать с сервера (50.3 Kb) ] | 16.11.2010, 21:45 |
Участие прокуратуры в судебной деятельности Введение Участие прокуратуры в судебной деятельности в рассмотрении дел судами в условиях построения правового государства приобретает особо важное значение. Реализуя определенные в Законе о прокуратуре (ч.2, ст.1) приоритетные цели обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а так же охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура самостоятельно или во взаимодействии с судом осуществляет свою важную правозащитную функцию. Активное, профессионально правильное участие прокуроров в арбитражной деятельности – важная гарантия законности и эффективности судопроизводства. Именно в связи с этим в приказе Генерального Прокурора РФ № 82 «Об участии прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел» данное направление деятельности органов прокуратуры определено как приоритетное. Желание проанализировать научные концепции и общее состояние разработки проблемы в теории и практике повлияло на выбор темы данной дипломной работы. В работе раскрыты задачи прокурора, участвующего в рассмотрении судами уголовных дел и его процессуальное положение в суде. Особое место уделено вопросам поддержания государственного обвинения, отказу от обвинения и последствиям такого отказа, с учетом положений постановления Конституционного суда РФ от 20.04.99 «По делу о конституционности положений части 1 статьи 258 УПК РСФСР в связи с запросом Иркутского районного суда Иркутской области и Советского районного суда г. Нижний Новгород, положения п. 1 и 3 части 1 статьи 232 и части 1 статьи 258 УПК РСФСР». С учетом положений постановления конституционного суда от 02.07.98 «О конституционности отдельных положений статей 331 и 464 УПК РСФСР» проанализирован вопрос об опротестовании судебных решений. Не смотря на то, что во многих субъектах РФ еще не действуют суды присяжных, автор коснулся особенностей участия прокурора в производстве по делам, рассматриваемых судом присяжных, хотя многие авторы лишь вскользь останавливаются на данном вопросе, упоминая об обязанности участия прокурора в данной категории дел. В работе проведена практика поддержания государственного обвинения и опротестования незаконных судебных постановлений по уголовным делам за 1998 год в Хабаровском крае. При подготовке изучались определения судебной коллегии Хабаровского краевого суда, а так же конкретные уголовные дела, находящиеся в производстве судей Железнодорожного арбитражного суда.
Задачи прокурора, участвующего в рассмотрении судами уголовных дел В связи с проводимыми в стране преобразованиями, направленными на формирование правового государства и системы правосудия, основанной на общепризнанных демократических принципах, значительно возросла роль и усложнились задачи прокуроров, участвующих в судебном производстве по уголовным делам, и, прежде всего, при поддержании государственного обвинения. Участие прокурора в судебных стадиях уголовного процесса не ограничивается уголовным преследованием. Государственный обвинитель должен быть гарантом соблюдения прав и законных интересов лиц, вовлеченных в сферу судопроизводства, в том числе жертв преступлений. В условиях состязательного процесса объективность, профессиональная грамотность прокурора при осуществлении обвинительной функции, его объективность в предоставлении и исследовании доказательств становятся решающим фактором в обеспечении неотвратимости наказания за совершенное преступление. Выполняя обязанности государственного обвинителя, прокурор должен всемерно способствовать всестороннему исследованию обстоятельств дела, правильному его разрешению, поддерживать обвинение только в меру его доказанности. Участвуя в судебных стадиях уголовного судопроизводства, прокурор руководствуется принципом верховенства закона. Это требует правовых предписаний прежде всего самим государственным обвинителем, а так же возлагает на него обязанность реагировать на любые нарушения закона, чьи бы интересы они не ущемляли, неправосудные судебные постановления должны быть своевременно опротестованы. Уголовно-процессуальное законодательство не определяет категории уголовных дел, по которым участие прокуроров в судебном разбирательстве обязательно. Лишь в отдельных случаях закон предусматривает обязательное участие прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел. В суде первой инстанции по уголовным делам прокурор обязан участвовать в следующих случаях: 1. По делам, рассматриваемым судом присяжных (ст. 428 УПК); 2. Когда участие прокурора признано судьей необходимым при решении вопросов, связанных с подготовкой к рассмотрению дела в судебном заседании (часть 2 ст. 288 УПК РФ); 3. В разбирательстве дел о применении принудительных мер медицинского характера (часть 1 ст. 408 УПК); 4. Кроме того, часть 3 статью 220 УПК предусмотрено участие прокурора при судебной проверке законности и обоснованности ареста при продлении срока содержания под стражей. В последнем случае неявка без уважительных причин прокурора, своевременно извещенного о дне рассмотрения жалобы, не является препятствием для судебной проверки. К сожалению, практика такова, что и в случаях, когда суд в силу ст. 228 ч.2 признает необходимым участие прокурора в судебном разбирательстве, последний не всегда может обеспечить свое участие в силу большой загруженности и нехватки кадрового состава. Так, в суде железнодорожного района примерно по 50% дел, по которым суд признает участие прокурора необходимым, государственное обвинение не поддерживается. Статья 337 УПК предусматривает обязательное участие прокурора при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора, а из части 3 статьи 388 УПК следует, что это относится так же к рассмотрению судом вопроса о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам. В случае неявки прокурора в заседание суда надзорной инстанции рассмотрение дела должно быть отложено. При решении вопроса об участии прокурора в судебном разбирательстве, следует так же руководствоваться приказом № 82 Генерального прокурора РФ. Так, согласно п. 2 данного приказа, прокурор обязан обеспечить поддержание государственного обвинения помимо уже перечисленных категорий дел по всем делам о преступлениях несовершеннолетних, по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. По остальным делам обвинение необходимо поддерживать, исходя из сложности или общественной значимости и с учетом реальной возможности обеспечить качественное участие государственного обвинения в судебном процессе. Так, в железнодорожный районный суд 21.04.99 поступило уголовное дело по обвинению руководителей «Хакобанка» по статье 199 ч. 1 УК РФ, объем которого составляет 62 тома. Согласно статье 15 УК РФ данное преступление относится к преступлениям средней тяжести. Однако, учитывая сложность и общественную значимость данного уголовного дела, прокурор Хабаровского края обязан помощника прокурора Железнодорожной районной прокуратуры поддержать в государственном обвинении. Пункт седьмой приказа генерального прокурора РФ №87 обязывает обеспечить участие в суде, как правило, по всем делам, рассматриваемым в кассационном порядке. Вопрос о том, кто именно из работников прокуратуры должен выступать в суде по тому или иному делу, решается руководителем прокуратуры. Как правило, в судебном разбирательстве уголовного дела участвует прокурор уровня, соответствующего суду (в районном суде – прокурор района, в краевом – прокурор края и так далее), либо их заместители, старшие помощники, помощники, старшие прокуроры и прокуроры отделов и управлений. Вместе с тем не исключается возможность выступления в качестве государственного обвинителя как вышестоящего прокурора, если он считает это необходимым с учетом важности дела или иных обстоятельств, так и нижестоящего. Однако пункт 3 Приказа № 82 предлагает для участия в рассмотрении дел создание субъектов РФ и приравненными к ним военными судами назначать прокуроров, как правило, из числа работников республиканских, краевых, областных и приравненных к ним прокуратур, а где созданы отделы государственных обвинителей, – из работников этих отделов. Прокуроры войсковых частей, транспортные, природоохранные прокуратуры и прокуратуры по надзоры за соблюдением законов в исправительных учреждениях обязаны поддерживать обвинение в воинских и территориальных судах по делам, за расследованием которых они осуществляли надзор. При судебной проверке законности и обоснованности ареста при продлении срока содержания под стражей участвует обычно прокурор, осуществляющий надзор за расследованием преступлений или по его поручению – подчиненный прокурор. В кассационной инстанции участвует прокурор областной, краевой, республиканской прокуратуры в составе Российской Федерации, либо генеральной прокуратуры РФ. Что касается рассмотрения дел в порядке надзора, то прокуроры, участвующие в этой стадии процесса, названы в законе. Согласно статьи 377 УПК, в надзорных инстанциях участвуют: в президиуме Верховного Суда республики (в составе РФ, краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа – соответственно прокурор республики, края, области, города, автономной области и автономного округа; в судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ – прокурор, уполномоченный территориальным прокурором РФ, в Президиуме Верховного Суда РФ – Генеральный прокурор РФ или его заместитель. Наравне с обеспечением активного участия прокуроров в исследовании доказательств при судебном разбирательстве, Генеральный прокурор требует повысить их личную ответственность за правильность занимаемой позиции и соответствие ее результатам судебного следствия, обоснованность заключение по всем возникающим при рассмотрении дела вопросам, опротестование в кассационном порядке каждого необоснованного или незаконного судебного постановления. Следуя принципу процессуальной самостоятельности, необходимо учитывать, что его позиция не связана с выводами обвинительного заключения и должна быть основана на результатах исследования обстоятельств дела в судебном заседании. Заключения и ходатайства прокурора должны основываться на нормах права и быть аргументированными. В силу статьи 248 части 3 УПК РСФСР, при отсутствии убедительных доказательств вины подсудимого, прокурор обязан отказаться от обвинения. Однако в силу субъективных причин, которые автором будут освещены далее, прокурор чаще в данной ситуации ходатайствует о возвращении уголовного дела на дополнительное расследование. Государственный обвинитель при определении своей позиции по вопросу назначения наказания должен строго руководствоваться требованиями закона о его соразмерности и справедливости с учетом характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного, в том числе обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, а так же влияния назначенного наказания на исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Во всех необходимых случаях государственный обвинитель должен ставить перед судом вопрос о возмещении причиненного преступлением материального ущерба и компенсации причиненного вреда. В целях неуклонного исполнения требований закона об опротестовании в кассационном порядке каждого незаконного или необоснованного приговора, определения или постановления суда, в задачи прокурора входит проверка каждого дела, рассмотренного без участия государственного обвинителя в кассационный срок, при этом следует исходить из того, что обязанность принесения в вышестоящий суд кассационного или частного протеста возлагается в первую очередь на государственного обвинителя, а так же на прокурора и его заместителя в пределах их компетенции. Прокурор, принесший кассационный протест может лично поддержать его. Если в суде кассационной инстанции по поручению соответствующего прокурора участвует другой прокурорский работник, он не связан доводами протеста и дает заключение, руководствуясь требованиями закона и своими внутренними убеждениями, основанными на материалах дела. При отсутствии оснований для поддержания протеста до его рассмотрения судом, прокурор, участвующий в кассационной инстанции, уведомляет об этом прокурора, принесшего протест. Как известно, в законе о прокуратуре СССР, действовавшего до принятия соответствующего российского закона, задачи прокурора, участвующего в судебном разбирательстве уголовного дела, характеризовались как осуществление надзора за исполнением законов при рассмотрении дел в судах. С началом судебной реформы это положение подверглось острой критике, как равнозначное утверждению о поднадзорности суда прокуратуре, противоречащее принцип независимости суда. | |
Просмотров: 1270 | Загрузок: 318 | |
Всего комментариев: 0 | |