Главная » Файлы » Дипломные работы » Юриспруденция | [ Добавить материал ] |
[ Скачать с сервера (52.6 Kb) ] | 16.11.2010, 21:32 |
Производство в надзорной инстанции Возможность проверки законности и обоснованности решений не только в кассационном порядке, но и в порядке судебного надзора является дополнительной гарантией надлежащей защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. Задача суда надзорной инстанции не исчерпывается проверкой законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных решений и исправлением судебных ошибок. Большое значение имеет связанная с рассмотрением конкретных дел деятельность судов надзорной инстанции по направлению судебной практики, внесению в необходимых случаях корректив в судебную практику, обеспечение строгого и неуклонного соблюдения судами норм материального и процессуального права, единообразного и правильного применения закона. От того, как вышестоящие суды направляют судебную практику, во многом зависит качество судебной работы нижестоящих судов – основного звена судебной системы. Принципиальные новшества затронули порядок пересмотра судебных актов в порядке надзора в гражданском (арбитражном) процессе. Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных заинтересованных лиц могут быть пересмотрены в порядке надзора вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов. Оспаривание в порядке надзора судебного акта возможно, если заинтересованные лица полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального или процессуального права. Для подачи заявления установлен трехмесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта. Надзорное производство возбуждается на основании заявления лица, участвующего в деле, ходатайствующего о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда в порядке надзора. Вопрос о принятии заявления к производству рассматривается судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Таким образом, по сравнению с ранее действующим законодательством ограничены права прокуратуры в части вынесения обязательных к рассмотрению протестов. Завершающим этапом длительной судебной процедуры, когда решение арбитражного суда первой инстанции, а также постановления апелляционной и (или) кассационной инстанций не принесли сторонам или стороне арбитражного процесса желаемого результата, является рассмотрение дел в порядке надзора. Рассмотрение дел в порядке надзора возможно только после рассмотрения дела в апелляционной или кассационной инстанциях, вынесено постановление апелляционной инстанции, после которого решение суда вступает в силу немедленно (п. 3 ст. 159 АПК РФ). Тогда можно, минуя кассационную инстанцию, подавать заявление о принесении протеста. При этом нет необходимости в уплате госпошлины, отсутствует ограничение срока подачи заявления, есть возможность при отказе в принесении протеста обратиться к высшему должностному лицу. Дело заявителя, имеющего на руках не только материалы, представленные сторонами по делу, но и решение и постановление суда первой, апелляционной и/или кассационной инстанций, с изложенной в нем позиции судов, доказать необходимость принесения протеста ввиду незаконности или необоснованности обжалуемого судебного акта. Процедура подготовки заявления о принесении протеста требует максимально квалифицированного подхода, и такая работа может быть доверена только специалисту, имеющему достаточный опыт участия в арбитражных процессах. Подаче заявления о принесении протеста должен предшествовать тщательный анализ рассмотренного в предшествующих инстанциях дела. Можно сказать, что даже более тщательный, чем предварявший подачу апелляционной или кассационной жалоб. Не секрет, что на практике суды апелляционной и кассационной инстанций иногда, не утруждая себя, в нарушение действующего процессуального законодательства не рассматривают дело в полном объеме, а ограничиваются при вынесении постановления доводами, изложенными в мотивировочной части решения суда первой инстанции. Итак, цель работы – изучение особенностей производства в надзорной инстанции в гражданском (арбитражном) процессе. Объектом исследования являются надзорное производство в гражданском и арбитражном процессах. Предмет изучения – новеллы и проблемы, существующие при разрешении дел в надзорной инстанции в гражданском (арбитражном) процессе. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи: историческая эволюция процесса пересмотра судебных решений в порядке надзора; сущность, значение пересмотра дел в порядке надзора; поводы к пересмотру в порядке надзора; пересмотр вступивших в законную силу определений в порядке надзора в гражданском процессе; производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом.
Глава I. Понятие пересмотра в порядке надзора вступивших в законную силу судебных постановлений (актов) 1.1. Историческая эволюция процесса пересмотра судебных решений в порядке надзора Потребность в судах разных инстанций отмечалась в юридической литературе еще в начале века: "...решения судов могут быть проверены... вышестоящими судебными инстанциями... Возможность такого контроля служит гарантией против судейского произвола". В обоснование необходимости создания двух категорий судов: низших - первой инстанции и высших - второй инстанции - Е.В. Васьковский приводит такую мотивировку: "Как бы хорошо ни были подготовлены к своей деятельности судьи, как бы добросовестно и внимательно ни относились они к исполнению своих обязанностей, во всяком случае, они не могут быть вполне гарантированы от промахов и ошибок. Не только неправильное понимание закона или случайный недосмотр при установлении фактических обстоятельств дела, но и субъективные взгляды, симпатии и антипатии судьи, а также влияние господствующих в данной местности воззрений и предрассудков служат причиной постановления неправильных решений: нельзя отрицать возможности и сознательного уклонения судей от справедливости, которое, благодаря предоставленной судьям свободе убеждения, ускользает от самого бдительного надзора и потому остается безнаказанным. Одним из средств охранить тяжущихся от всех таких вольных и невольных погрешностей судей является возможность двукратного рассмотрения дел... Однако этого было бы недостаточно, - не только потому, что второй суд, перерешающий дела, тоже может ошибаться или нарушать предписанные законом формы судопроизводства, но и по другой, еще более важной причине. Именно: в каждом законодательстве, как бы совершенно оно ни было, встречаются в большем или меньшем количестве пробелы, неясности и противоречия. Вследствие этого неизбежны разногласия в способах понимания и применения его постановлений не только между гражданами, но и между судьями. Один суд толкует закон так, другой - иначе, третий - еще иначе; в каждом судебном округе может выработаться своя собственная практика, и совершенно одинаковые дела будут разрешаться в различных округах различно. Отсутствие же единообразия в судебной практике разрушает единство государственного правопорядка, ослабляет силу закона и подрывает принцип равенства всех граждан перед законом. Необходимо поэтому установить наблюдение за деятельностью всех судов с целью обеспечить одинаковое толкование и применение ими законов". Высказанная в дореволюционной России мысль о необходимости существования нескольких судебных инстанций по-прежнему актуальна. В послереволюционной России уже в 1926 г. в Положении об арбитражной комиссии ВСНХ СССР было закреплено право на обжалование сторонами решения арбитражной комиссии в Президиум ВСНХ СССР, в том числе и в порядке надзора. Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, утвержденные Советом Министров СССР 5 июня 1980 г. и действовавшие вплоть до принятия 5 марта 1992 г. АПК РФ, также предполагали возможность обжалования решения нижестоящего Госарбитража в порядке надзора, как в пределах данного Госарбитража, так и в вышестоящий государственный арбитраж. С принятием Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1543-1 "Об арбитражном суде" (впоследствии утратившим силу) и АПК РФ система государственного арбитража была преобразована в арбитражные суды, в которых впервые, хотя и в пределах одного арбитражного суда, предусматривалась возможность обжалования решения суда в коллегию по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу. Одновременно ВАС РФ осуществлял проверку в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу. Так постепенно в государственном арбитраже, а затем и в арбитражном суде шло формирование инстанционной системы судоустройства, и этот процесс, как будет показано далее, пока не завершен. Пересмотр судебных дел в порядке надзора в гражданском процессе в существующем в настоящее время виде возник не сразу. Институт судебного надзора прошел длительный путь развития. С октября 1918 г. в качестве судебно- надзорной инстанции начала действовать коллегия Наркомюста, которая отменяла неправильные приговоры и решения, передавая дела на новое рассмотрение, а иногда и прекращала их. Положением о народном суде от 21 октября 1920 г. предусматривалось, что право высшего судебного контроля над приговорами и решениями народных судов и советов народных судей принадлежит Народному комиссариату юстиции и определяется особым положением. Положение о высшем судебном контроле, разработанное с учетом накопленного опыта пересмотра дел в порядке надзора, было утверждено декретом ВЦИК и СНК от 10 марта 1921 г. Народный комиссариат юстиции выделялся правом осуществлять общий надзор за деятельностью судебных органов и давать руководящие разъяснения и указания по применению действующего законодательства; признавать не имеющими законной силы приговоры или решения, хотя и вступившие в законную силу, но требующее пересмотра; разрешать вопрос о возобновлении судебных дел в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Народный комиссариат юстиции в порядке высшего судебного контроля мог проверить дела по заявлению центральных и областных органов Советской власти или губернских исполкомов и по своей инициативе. Положением о высшем судебном контроле были определены основания для признания приговоров и решений не имеющими законной силы: явное нарушение или неприменение действующих законов; разрешение судами неподведомственных дел; явное противоречие приговора или решения руководящим началам советского законодательства и общей политике Рабоче-крестьянского Правительства. Таким образом, широкая отмена судебных постановлений в порядке надзора не допускалась. В случае признания приговора или решения неправильными Народный комиссариат юстиции отменял их и возвращал дело на новое рассмотрение. 31 октября 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о судоустройстве РСФСР и ввел его в действие с 1 января 1923 г. Устанавливалась единая система судебных органов: народный суд в составе постоянного народного судьи; народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей; губернский суд; Верховный суд РСФСР и его коллегия. | |
Просмотров: 2083 | Загрузок: 312 | Комментарии: 14 | |
Всего комментариев: 0 | |