Главная » Файлы » Дипломные работы » Юриспруденция | [ Добавить материал ] |
[ Скачать с сервера (32.7 Kb) ] | 16.11.2010, 21:28 |
Правовой статус иностранных инвесторов в РФ Введение Доктрина международного частного права различает государство как носителя публичной власти и как участника частноправовых отношений. Особенность правового положения государства как участника международной частноправовой деятельности заключается в его иммунитете от иностранной юрисдикции. Таким образом, по общему правилу иностранные государства обладают иммунитетом от юрисдикции российского государства. Одним из элементов иммунитета является судебный иммунитет. Он состоит в том, что иностранное государство неподсудно суду Российской Федерации. В связи с этим Высший Арбитражный суд согласился с доводами нижестоящего суда, прекратившего производство по делу об инвестиционном споре, ответчиком по которому выступало иностранное государство, представляемое посольством. Такая защита может быть осуществлена через юрисдикционные органы государства-ответчика либо путем воздействия на иностранное государство по дипломатическим каналам. Тема данной работы – «Правовой статус иностранных инвесторов в РФ» – актуальна в силу того, что, во-первых, роль иностранных инвесторов в экономике РФ, да и любого другого государства положительно влияют на стимулирование и рост экономики страны, во-вторых, иностранный инвестор заинтересован вкладывать инвестиции в РФ, если будут созданы благоприятные для этого условия, в-третьих, на конкретный инвестиционный проект, реализуемый иностранным инвестором, до срока его окупаемости не должны распространяться неблагоприятные изменения в законодательстве, если они приняты после начала его реализации. Предмет данного исследования: законодательные основы регулирования правового статуса иностранных инвесторов в Российской Федерации на основе организационно-правовых форм деятельности иностранных участников правоотношений на территории России и правовое регулирование хозяйственной деятельности иностранных инвесторов в Российской Федерации. Целью данного исследования является описать сущность правового статуса иностранных инвестиций в Российской Федерации. Новый Закон «Об иностранных инвестициях» предусматривает только две организационные формы, в которых иностранные предприниматели могут осуществлять коммерческую деятельность на территории России: Российская коммерческая организация с иностранными инвестициями или филиал иностранного юридического лица, аккредитованный в России. В качестве примера в анализируемом обзоре приводится следующее дело. Иностранная компания предоставила российскому акционерному обществу кредит. В обеспечение возврата кредита иностранная компания заключила с обществом договор о залоге здания отеля, находящегося в собственности общества. Договор о залоге был подчинен иностранному праву. В стране, правопорядку которой был подчинен договор о залоге, регистрация залога не предусмотрено. Поэтому в нарушение п. 3 ст. 1209 ГК и ст. 10 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» договор залога не был зарегистрирован. Высший Арбитражный суд согласился с решениями нижестоящих судов, признавших указанный договор залога недействительным, поскольку ст. 10 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» устанавливает обязательную государственную регистрацию договора залога под страхом его недействительности. Мое мнение, по данному исследованию такое. В целом, можно отметить, что современное российское законодательство в области иностранных инвестиций существенно отличается от предыдущего. Оно строится с учетом требований норм международного права и позволяет привлекать иностранный капитал, гарантируя защиту иностранных прав инвесторов. Для достижения вышеуказанной цели в работе решаются следующие промежуточные задачи: 1. показывается обзор российского законодательства и участие России в международных соглашениях и конвенциях; 2. описывается суть правового статуса иностранного юридического лица; 3. рассматривается правовой статус российских юридических лиц с иностранным капиталом и договор о совместной деятельности как форма присутствия иностранцев на российском рынке; 4. показывается правовое регулирование сделок с участием иностранных инвесторов и разрешение споров с участием иностранных инвесторов. Работа состоит из Введения, трех Глав, Заключения Списка литературы и Приложения. В Главе 1 – Законодательные основы регулирования правового статуса иностранных инвесторов в Российской Федерации – решается первая из поставленных выше промежуточных задач, а именно: показывается обзор российского законодательства и участие России в международных соглашениях и конвенциях;. В Главе 2 – Организационно-правовые формы деятельности иностранных участников правоотношений на территории России – решается вторая и третья из промежуточных задач, а именно: описывается суть правового статуса иностранного юридического лица и рассматривается правовой статус российских юридических лиц с иностранным капиталом и договор о совместной деятельности как форма присутствия иностранцев на российском рынке. В Главе 3 – Правовое регулирование хозяйственной деятельности иностранных инвесторов в Российской Федерации – решается последняя из промежуточных задач, а именно: показывается правовое регулирование сделок с участием иностранных инвесторов и разрешение споров с участием иностранных инвесторов. В Заключении делаются основные выводы по работе. Практическую значимость работы можно определить как уяснение организационно-правовых форм присутствия иностранного капитала на российском рынке. Иностранцы - будь то иностранные граждане или иностранные юридические лица, могут осуществлять в России любую не запрещенную законом деятельность: как коммерческую, то есть преследующую извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, так и некоммерческую - представительскую, благотворительную, маркетинговую, консультационную и т.д.
Краткий обзор литературы по выбранной теме: Учебники: Ануфриева Л. П. Международное частное право. Т. 2: Особенная часть. – М., 2000 г.; Богуславский М. М. Международное частное право: Учебник. – М., 2001 г.; Звеков В. П. Международное частное право: Курс лекций. – М., 1999 г.; Лунц Л. А. Международное частное право. Особенная часть. – М., 1975 г. Монографии: Богатырев А. Г. Инвестиционное право. – М., 1992 г.; Богуславский М. М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. – М., 1996г.; Бублик В. А. Гражданско-правовое регулирование импорта производственного капитала. – Екатеринбург, 1966 г.; Доронина Н. Г, Семилютина Н. Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России (современное состояние и перспективы развития) // Российский ежегодник международного права, 2001 г.; Шебанова Н. А. Правовой режим иностранных инвесторов на территории СНГ // Законодательство. – 1999 г. - № 1. Нормативные источники: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, вторая, третья. – М., 2002 г.; «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» ФЗ от 9 июля 1999 г. // СЗ РФ. – 1999 г. - № 28. – Ст. 3493.; «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»: ФЗ от 13 октября 1995 г. // СЗ РФ. – 1995 г. - № 42. – Ст. 3923.; «О соглашениях о разделе продукции»: ФЗ от 11 января 1996 г. // СЗ РФ. – 1996 г. - № 1. – Ст. 18.; «Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности» 1993 г.; «Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности» 1992 г.; «Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств» 1965 г. Практическая значимость работы: обеспечение гарантированности и защищенности со стороны государства иностранным инвесторам.
Глава 1. Законодательные основы регулирования правового статуса иностранных инвесторов в Российской Федерации §1.1. Обзор Российского законодательства Высший Арбитражный суд разъяснил, что к иностранному инвестору применяется принцип защиты от ужесточения национального законодательства, регулирующего режим инвестиций в течение конкретного периода. Данный принцип закреплен в ст. 9 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Суть его состоит в том, что к иностранному инвестору не применяются положения российского законодательства, изменяющие в сторону увеличения совокупной налоговой нагрузки размеры ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов (за исключением акцизов и НДС) и взносов в государственные бюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ). Тем самым Россия восприняла сложившийся в мировой практике принцип защиты инвестора от изменения законодательства принимающей стороны, известный как «дедушкина оговорка». В частности, в связи с этим не был удовлетворен иск прокурора в защиту государственных и общественных интересов к правительству субъекта Федерации. Указанный иск содержал требование о признании недействительным распоряжения ответчика о предоставлении налоговых льгот совместному предприятию в размере суммы, на которую увеличилась совокупная налоговая нагрузка на данное предприятие в результате изменений законодательства, произошедших после начала осуществления инвестиционной деятельности. Правовая защита деятельности иностранных инвесторов осуществляется судебными органами Российской Федерации. С 1.07.1995г. введен в действие новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Ст. 22 этого кодекса предусмотрено, что арбитражный суд рассматривает подведомственные ему дела с участием иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями. Таким образом, предприятия с иностранными инвестициями стали участниками арбитражного процесса независимо от того, имеется ли соглашение о передаче спора на рассмотрение в арбитражный суд (как это было предусмотрено ранее действовавшим Арбитражным кодексом). Наличие одного только базисного законодательства в стране недостаточно для привлечения иностранных инвестиций, когда, с одной стороны, необходимо поддерживать отечественных предпринимателей, а, с другой стороны, возникает потребность в льготном режиме для иностранных инвесторов. Реализация таких инвестиционных задач и осуществляется посредством специального инвестиционного законодательства. В рамках этого раздела российского законодательства можно выделить следующие группы нормативно-правовых актов: нормативно-правовые акты, определяющие общий режим деятельности иностранных инвесторов; нормативно-правовые акты, устанавливающие особые условия для отдельных форм привлечения иностранных инвестиций; нормативно-правовые акты, закрепляющие налоговые и иные экономические стимулы и ограничения на деятельность иностранных инвесторов Основу первой группы нормативно-правовых актов российского законодательства в области инвестиций составляют следующие акты: 1. Закон РФ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг от 5.03.1999. 2. Закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9.07.1999. 3. Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999. 4. Указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» от 27.09.1993. 5. Постановление Правительства Российской Федерации «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации» от 19.12.1997. 6. Постановление Правительства Российской Федерации «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» от 29.09.1994 (в ред. от 20.08.1997). Одним из последних нормативно-правовым актом, регулирующих отношения, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности, является Закон РФ № 4б-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05.03.99. В законе урегулированы вопросы обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, что способствует созданию предпосылок для привлечения инвестиций на рынок ценных бумаг. Важнейшим из законодательных и подзаконных актов, регулирующих в Российской Федерации собственно инвестиционную деятельность, служит Закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9.07.99, который установил, что иностранные инвестиции на территории Российской Федерации пользуются полной и безусловной правовой защитой. Закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации и направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. В отличие от своего предшественника. Закона РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4.07.91, данный Закон вводит ряд новых понятий: «прямая иностранная инвестиция»; «инвестиционный проект»; «приоритетный инвестиционный проект»; «реивестирование»; «совокупная налоговая нагрузка». Под приоритетным инвестиционным проектом Законом понимается инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в котором составляет не менее одного миллиарда рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу данного Закона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка России на день вступления в силу данного Закона), включенные в перечень, утверждаемы Правительством Российской Федерации. В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» подтверждается национальный режим и стабильные условия для иностранных инвесторов и устанавливается, что изъятия из национального режима могут вводиться только федеральными законами. Цель закона - предоставить иностранному инвестору гарантии от необоснованной национализации. Кроме того, важнейшим достижением данного закона является введение так называемой «дедушкиной оговорки». Суть ее заключается в том, что на конкретный инвестиционный проект, реализуемый иностранным инвестором, до срока его окупаемости не должны распространяться неблагоприятные изменения в законодательстве, если они приняты после начала его реализации. Срок окупаемости проекта определен в семь лет. По особо крупным проектам предусмотрена возможность индивидуального определения срока действия «дедушкиной оговорки». | |
Просмотров: 1399 | Загрузок: 264 | |
Всего комментариев: 0 | |