Главная » Файлы » Дипломные работы » Юриспруденция | [ Добавить материал ] |
[ Скачать с сервера (51.8 Kb) ] | 16.11.2010, 21:21 |
Понятие и сущность авторского договора Введение Главная проблема, которая сейчас существует в нашей стране в области правового регулирования как всего авторского права вообще, так и авторского договора в частности — это принятие раздела Гражданского кодекса РФ «Интеллектуальная собственность». По этому разделу в научной и практической среде идут длительные споры. Уже более восьми лет продолжается работа по совершенствованию данного раздела ГК. Главной целью принятия раздела «Интеллектуальная собственность» является устранение неблагоприятных последствий, вызванных длительным отсутствием законодательных положений, единых для всех видов объектов интеллектуальной собственности. В России, как и за рубежом, остро встала проблема правового регулирования авторских правоотношений в глобальной компьютерной сети Интернет. И это не единственный пример, когда с течением времени появляются новые виды творческих произведений и новые формы их использования. Мало кто мог предположить несколько лет назад, что встанет проблема нарушения авторских прав в такой сфере как оборот мелодий для сотовых телефонов, а, тем не менее, объем этого рынка на сегодняшний момент составляет ежегодно 300 миллионов долларов. Дополнительно ожидается внесение ряда существенных изменений и дополнений в Закон «Об авторском праве и смежных правах». Но следует отметить, что при всех вышеизложенных проблемах имеется достаточно прочная законодательная и теоретическая база, которая позволяет исследовать проблемы авторского договора. Большая работа в области исследования данной темы была проведена такими известными специалистами в области авторского права как И. А. Зенин, Н. Л. Клык, Д. М. Сутулов и многими другими. Конечно, их исследования имеют огромное значение, но в данный момент времени они уже несколько устарели. Изменился общественно-политический строй, характер товарно-денежных отношений, изменились и отношения по поводу использования результатов творческой деятельности. Они приобрели характер рыночных отношений. И поэтому перед наукой встала проблема поиска иного подхода к законодательному регулированию и теоретическому рассмотрению авторского договора. На современном этапе изучением проблем авторского права занимается тоже целый ряд ученых. Среди них следует особо отметить исследования профессора А. П. Сергеева и В. А. Дозорцева. Нельзя не отметить, что эти исследователи рассматривали только отдельные вопросы этой темы. Ни у кого из них не было комплексного и актуального исследования проблем авторского договора. База источников по данной проблеме широка. В первую очередь это, конечно, Бернская конвенция о защите авторских прав и Закон «Об авторском праве и смежных правах». Имеется, кроме того, немало иных нормативно-правовых актов. Главной целью данной работы является комплексное исследование проблем авторского договора. Авторский договор и его регулирование 9 июля 1993 года был принят Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», который был введен в действие со дня его опубликования. В настоящее время этот закон является основным нормативным актом, регулирующим правовое положение авторского договора. Закон "Об авторском праве и смежных правах" регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). Так же кроме этого закона в области регулирования авторского права действует множество международных договоров, законов и подзаконных актов. Международно-правовые акты 1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971 г.). 2. Всемирная Конвенция Об Авторском Праве (пересмотренная в Париже 24 июля 1971 г.). 3. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм. 4. Международная конвенция об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций подписана в Стокгольме 14 июля 1967 г. 5. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 г. 6. Договор ВОИС по авторскому праву. 7. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Подзаконные нормативные акты 1. Постановление Правительства РФ № 1224 от 3 ноября 1994 года "О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительным протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм". 2. Постановление Правительства РФ № 614 от 17 мая 1996 года "О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)". 3. Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства". 4. Постановление Правительства за № 355 от 28. 05. 92. "О порядке определение расходов, учитываемых при налогообложении сумм вознаграждения физических лиц за издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждений авторам открытий, изобретений и промышленным образцов". 5. ПМС — Правительства РФ № 153 от 22. 02. 93. "О порядке исчисления среднего заработка отдельных категорий творческих работников". 6. Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. № 1607 "О Государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав". 7. Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 1998 года № 1471 "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения". 8. Распоряжение Президента РФ № 152-рп от 25 марта 1994 года "Вопросы присоединения Российской Федерации к ряду Международной конвенции в области охраны авторских прав". 9. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля 1993 г. № 5352-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах”". 10. Письмо Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19 октября 1993 г. № С-13/ОСЗ-317 "В связи с принятием Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах”". 11. Указ президента РФ от 5 декабря 1998 года № 1471 "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения”. 12. Постановление правительства РФ от 29 мая 1998 г. № 524 "О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.” 13. Приказ Российского агентства по патентам и товарным знакам от 4 ноября 2000 г. № 212 "О программе сотрудничества между Российской Федерацией и ВОИС.” Следует заметить, что при всей широте правовой регламентации авторского права законодательный процесс в этой области не приостановлен. Восемь лет продолжают кипеть страсти над разделом Гражданского кодекса РФ, который должен быть посвящен вопросам интеллектуальной собственности. Было разработано несколько проектов раздела ГК «Интеллектуальная собственность». И многочисленные споры не позволяли долгое время принять часть третью ГК. «Свет в конце тоннеля» забрезжил, когда в августе 2000 г. председатель Совета по кодификации и совершенствованию законодательства при Президенте РФ, председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, профессор В. Ф. Яковлев отметил, что раздел проекта Центра частного права пока не готов, и Совет решил обратиться к Президенту РФ с просьбой о внесении в Государственную Думу части третьей Кодекса, состоящей только из двух разделов («Наследственное право» и «Международное частное право»), без включения в нее положений об интеллектуальной собственности. В 1999 г. профессор А. П. Сергеев представил на суд общественности проект раздела ГК «Интеллектуальная собственность», подготовленный кафедрой гражданского права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, который получил одобрение значительного числа специалистов. Данный проект является в настоящий момент приоритетным. Он уже внесен в качестве законопроекта на рассмотрение Государственной Думы. Виды договоров Авторский договор имеет несколько видов. Проанализируем каждый из них в отдельности. Авторский договор о передаче исключительных прав. Закон «Об авторском праве и смежных правах» (ст. 30) разрешает использование произведения в пределах, установленных авторским договором о передаче исключительных прав на произведение, только лицу, которому эти права передаются, и дает ему право запрещать подобное использование другим лицам. Это же право имеет и сам автор произведения, но только в том случае, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет его защиту. Однако нужно сказать, что пользователь заинтересован в заключении именно этого договора, поскольку он становится фактическим владельцем творческого произведения, что дает дополнительную возможность извлекать максимальную выгоду, продавая неисключительные права на данное произведение другим лицам. Следует отметить и другое: если автор произведения расстался со своими исключительными правами вследствие заключения договора о передаче исключительных прав на произведение, он все равно сохраняет личные неимущественные права, а также право наблюдать за использованием пользователем прав на произведение и предпринимать некоторые действия в отношении третьего лица, если им нарушены права пользователя. Другими словами, автор может вмешиваться в отношения между пользователем и третьим лицом. В этом заключается отличие данного договора от общих норм гражданского законодательства. Следующим видом авторского договора является авторский договор о передаче неисключительных прав. В п. 3 ст. 30 Закона «Об авторском праве и смежных правах» сказано, что пользователь, имеющий неисключительные права по авторскому договору, может использовать произведение наравне с лицом, обладающим исключительными правами. Там же в п. 4 права называются неисключительными, если в договоре прямо не установлено обратное. Для самого автора предпочтительнее форма договора, при которой он оставляет за собой исключительные права на использование произведения, т. е. авторский договор о передаче неисключительных прав. Существует также авторский договор на использование произведений, заключаемый в форме лицензионного соглашения. Он используется в случае публичного исполнения, воспроизведения звукозаписи и при других видах использования произведений, имущественными правами, в отношении которых управляет РАО или иная подобная организация. В этом соглашении четко определяются разрешенные пользователю способы использования произведений; размер вознаграждения за использование, обычно устанавливаемый на уровне минимальных ставок; порядок и периодичность представления отчетности об использовании произведений; условия досрочного прекращения действия соглашения; ответственность за нарушение его условий и др. Лицензия выдается, как правило, на один год с возможностью автоматического продления ее действия на новый срок. При этом организация, управляющая имущественными правами авторов на коллективной основе, не может отказать пользователю в выдаче лицензии без достаточных оснований, а сами условия лицензий должны быть одинаковыми для пользователей одной категории. | |
Просмотров: 1016 | Загрузок: 153 | |
Всего комментариев: 0 | |