Главная » Файлы » Курсовые работы » Педагогика | [ Добавить материал ] |
[ Скачать с сервера (25.2 Kb) ] | 28.03.2011, 20:11 |
Введение Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психологическими особенностями видение мира. Суждение ребенка, как и его практическое мышление, имеет характер, прежде всего практически – чувственный. Чувственная природа организма ребенка – это первая связь, которая соединяет его с миром. Все многообразие мира дети младшего возраста воспринимают не так, как взрослые. Детская мысль на первых порах связана только с конкретными образами. Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав детского фольклора, художественного творчества. Поэтические произведения, многие столетия, передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики. К народному творчеству как средству языковой, выразительной характеристики народа обращались Даль В.И., Зеленин Д.К., Тиханов П., Молотилов А. и многие другие. В детском творчестве находится ключ к пониманию взрослой психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Народное художественное творчество представляет собой специфическую область, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических, а также художественных жанров народного творчества. Этим объясняется актуальность выбранной темы курсовой работы «Методы приобщения детей к народному художественному творчеству в фольклорной студии в дошкольном учреждении». Целью данной курсовой работы является описать методы, которые помогут в воспитательном процессе приобщения детей дошкольного возраста к народному художественному творчеству в фольклорной студии. Для достижения цели необходимо раскрыть следующие задачи: Так как работа в приобщении к народному художественному творчеству будет весть с детьми дошкольного возраста, поэтому необходимо описать особенности и тонкости дошкольного возраста Так как дети посещают именно фольклорную студию, необходимо раскрыть истоки фольклора, т.е. познакомится с историей фольклора, только тогда мы сможем понять его ценность. После того, как мы определим особенности психических процессов Дошкольника, мы сможем выбрать и описать наиболее подходящие для этого возраста методы приобщения, а именно метод наглядности или наблюдения, и некоторые практические методы Развитие видения, художественного видения и есть главная задача приобщения к народному художественному творчеству. А для этого двадцатиминутного воспитания недостаточно. Ребенок в мире искусства должен жить в двух пересекающихся пространствах. Одно пространство – детское, с его играми и детским творчеством. Другой мир взрослого искусства. О нем ребенок должен знать. Этот мир не вполне понятен. Образцы взрослого искусства не всегда доступны для понимания. И ребенок должен чувствовать зазор, существующий между детским и взрослым искусством. Со временем в нем развивается способность реагировать на эмоциональную тональность взрослых произведений. 1. История собирания и изучения народного художественного творчества В начале 19 века перед мыслящей Россией остро встала проблема культуры народа, его духовного богатства, вопрос об общественной значимости народной жизни. Многие исследователи обратились к фольклорному наследию народа. А. Глаголев, писавшей о красоте и невинности обрядов, раскрывающих простоту и наивность русских людей, привлекает связанную с обрядом поклонения солнцу и культом деревьев песенки. И.П. Сахаров стремился осветить все стороны русской национальной жизни. Мимо его внимания не прошли ни детские игры, ни поэзия пестования. В 1837 г. в «Записках и замечаниях о Сибири» Е.А. Авдеева дала живые зарисовки детского быта, тексты игровых приговоров и обрядовых сценок. В 1844 г. издан небольшой сборник народных сказок. Детские сказки в особую группу были выделены впервые. В те годы многие понимали педагогическую ценность народного художественного творчества. Сквозь сито веков просеял народ свое культурное достояние, оставив самое ценное в народном творчестве, художественных промыслах, фольклоре, декоративно – прикладного искусства. Народное художественное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, эмоционального воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.
1.1 Коллективное и индивидуальное начала в фольклоре В отличие от литературы – индивидуального творчества писателей – фольклор представляет собой коллективное творчество. Однако это не значит, что в нем никакого значения не имеет индивидуальное начало. В определенных жанрах и в известные исторические периоды индивидуальное начало проявляет себя довольно заметно, но оно находится в своеобразных связях с коллективным началом. Фольклор возник в глубокой древности как массовое коллективное творчество. Ранние формы фольклора отличались тем, что в них господствовала коллективность сложения и исполнения произведений. Творческая личность в то время еще мало выделялась из коллектива. Позже все большую роль начинают играть отдельные талантливые певцы, которые во всем творчестве выражали представления и взгляды рода или племени, а затем и народа. Даже в ранних формах фольклора, и естественно, еще более – в поздних индивидуальное творчество органически соединялось с коллективным и развивалось на его основе. Коллективность в фольклоре проявляется и во внешних формах творчества, и во внутренней его сущности, и в процессе создания произведений, и в их исполнении. Она выражается в том, что создатели и исполнители произведений опираются на общефольклорный опыт и традицию и вместе с тем вносят в произведение новые черты и детали, приспосабливая его сюжет, образы и стиль к конкретным условиям исполнения. Произведения могут создаваться и коллективом (хором, группой лиц), и отдельными лицами – певцами и сказочниками. Если они соответствуют запросам и вкусам коллектива, народа, то начинают бытовать в его среде, исполняться в хоре отдельными певцами. Коллективность фольклора выражается в том, что отдельные фольклорные произведения осознаются как общее достояние народа, они долго живут, передаются от поколения к поколению. Но каждый исполнитель может изменять произведение сообразно своему творческому замыслу. В различных жанрах фольклора коллективное и индивидуальное начала в создании и исполнении произведений проявляются по – разному: если песни обычно исполняются хором, коллективно, то былины и сказки – индивидуально. Если текст заговоров весьма устойчив, то текст причитаний очень подвижен, он, как правило, в значительной степени импровизируется – создается как бы заново на новом материале. Но эта индивидуальная импровизация осуществляется по издавна установившемся схемам, на основе коллективно выработанных средств художественной выразительности. Частушки обычно представляют собой произведения, которые сочиняются лицами, известными на селе. В них более проявляется индивидуальное начало, нежели в произведениях других жанров фольклора. Индивидуальное начало, так же как и коллективное, имеет место на всех этапах развития фольклора. Оно принимает многообразные формы выражения и обнаруживает тенденцию не к угасанию, а к усилению и активизации в процессе исторической эволюции фольклора.
1.2. Устойчивость и изменяемость фольклорных произведений Традиционность в народном художественном творчестве выражается в относительной устойчивости словесного текста, напева, характера исполнения, красок, передаче произведений, как правило, без значительных изменений от поколения к поколению, сохранении в течение веков произведений с определенными сюжетами и героями, формами и выразительными средствами. Традиция, как и коллективность творчества, свойственна не только словесному фольклору. Она присуща и другим видам народного творчества – музыке, танцам, резьбе, вышивкам. Традиция имеет свои социально – исторические основы и обусловлена важными жизненными обстоятельствами. Эти условия и обстоятельства таковы: Во-первых, народное творчество зародилось в первобытнообщинном строе, когда были весьма устойчивы общественные формы жизни, народный быт и представления, что определило устойчивость фольклора. Но, сложившись в это время, традиция была поддержана известной устойчивостью форм жизни и в более поздние периоды истории. В связи с изменениями самого характера жизни традиция постепенно ослаблялась.
| |
Просмотров: 1906 | Загрузок: 241 | |
Всего комментариев: 0 | |