Главная » Файлы » Курсовые работы » Педагогика | [ Добавить материал ] |
[ Скачать с сервера (22.5 Kb) ] | 28.03.2011, 18:30 |
Взаимоотношения детей подросткового возраста с людьми старшего поколения Введение Данная тема взаимоотношений детей подросткового возраста и людьми зрелого (пожилого) возраста не является новой для современной психологической науки, но все равно анна не теряет своей актуальности, потому что взаимоотношения детей и родителей, бабушек и дедушек с внуками, учителей и их учеников остаются и играют важную, чаще даже решающую роль в становлении личности подростка в процессе его дальнейшей социализации в обществе. Именно через общение со старшим поколением ребенок получает тот комплект знаний о нормах и правилах поведения, которые помогают ему дальше участвовать в жизни общества. Известно, что старшее поколение является основным носителем общественных ценностей и взаимодействие подростков именно с этим поколением необходимо для того, чтобы шла передача информации. Решению этой проблемы посвящено много научных работ отечественных и западных авторов. В данной работе рассмотрены труды следующих психологов: Кон И.С. Кулагина И.Ю. Мухина В.С. Обозов Л.Ф. и других, касающиеся возрастной психологии, психологии подростка и проблем общения в подростковом возрасте. Структура работы подразумевает под собой введение, теоретическую часть, которая состоит из двух глав и практическую часть, посвященную проведенному психологическому исследованию. Цель данного исследования – проанализировать взаимодействие детей подросткового возраста с людьми зрелого (пожилого) возраста. Отметить влияние школы на эти взаимоотношения. Для раскрытия данной цели необходимо решить несколько взаимосвязанных задач: 1. Рассмотреть проблему важности общения со старшими в подростковом возрасте. Выявить основные трудности общения с пожилыми людьми. 2. Показать как школа может влиять на взаимоотношения подростков со взрослыми людьми. 3. Проведение психодиагностики детей подросткового возраста с целью выявления их предпочитаемого круга общения.
1. Отношения подростков с родителями
Важность для подростка его общения со сверстниками часто скрывает, отодвигает на дальний план проблемы его взаимоотношений со взрослыми, прежде всего с родителями и педагогами. А ведь это одна из самых значимых сфер отношений подростков. Влияние родителей уже ограниченно – им не охватываются все сферы жизни как было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах связанных с развлечениями, с молодежной модой, современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей и других значимых взрослых. Первый источник этих проблем – непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные или примитивные представление о переживаниях, мотивах тех Илии иных поступков, стремлениях, ценностях и т.д. Взрослые часто недооценивают значение сферы общения со сверстниками для подростка. Исследование показало, что чем старше становится подросток, тем меньшее понимание он находит у окружающих его взрослых. Если их представления о переживаниях учащихся IV – V соответствуют действительности, то представления взрослых о переживаниях учащихся VII –VIII классов весьма от нее далеки. Очень часто представления родителей и учителей сближаются, другими словами родители перестают видеть своих детей, а учителя учеников, а место этих конкретных и разных подростков начинает замещать некоторая абстрактная и искаженная его версия, почерпнутая из газет, разговоров взрослых между собой, но только не из реального живого видения ребенка. И родители и учителя подростков, в большинстве своем не умеют ни увидеть ни тем более учесть в практике воспитания того быстрого, интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении подросткового возраста, всеми силами пытаются сохранить детские формы контроля, общения с детьми. Именно в этот момент подростки начиная с V класса отмечают в качестве своей главного основания своих огорчений в общении с ними: «Я огорчаюсь, если родители опекают меня, следят за моим аппетитом и одеждой» (V класс), «огорчаюсь, если родители не понимают меня, мои переживания и заботы; они все скрывают от меня, а в мои секреты вторгаются» (VIII). Особенно это остро проявляется в старших подростковых классах, учащиеся которых испытывают огромную потребность в общении со взрослыми на «равных», редко имея возможность ее удовлетворить. Результатом этого как правило, становиться противопоставление своего «Я» взрослым, потребность в автономии. В младшем подростковом возрасте пути компенсации неудовлетворенности своим положением в системе взаимоотношений со взрослыми обычно такие: стремление к снижению ценности желаемого общения; стремление к замещающей деятельности; погружение в мир фантастических образов; фрустрация в форме агрессии или ухода от общения. Для старших подростков более свойственны такие формы негативного отношения к взрослому, как реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера), реакция отказа (неподчинение требованиям), реакция изоляции (стремление избежать нежелательных конфликтов). Кризис подросткового возраста более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких, актуальных действительно потребностей, которые не могут быть удовлетворенны в условиях недостаточной социальной зрелости школьника. Понять другого человека можно только при условии уважения к нему, приняв его как некую автономную реальность. Самая распространенная жалоба юношей и девушек на родителей: «Они меня не слушают!». Спешка, не умение и не желание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителя и растущими детьми. В работе Кона И.С. приведено описание следующего опыта проведенного в Ленинграде: группу школьников, учеников девятого класса попросили оценить себя по различным качествам (доброта, общительность, смелость, самообладание, уверенность в себе и т.д.) по пятибалльной системе, а затем предсказать, как их оценят по той же системе родители, друзья и одноклассники. После этого приглашенных в школу отцов и матерей попросили оценить качества своих детей и предсказать их самооценки. Уже первые пробы показали, что дети гораздо более точнее представляют себе, как их оценят родители, чем родители - юношеские самооценки. Наиболее вдумчивых родителей задача представить себе самооценку своего отпрыска, т. е. как бы «влезть в его шкуру», очень заинтересовала, но показалась им трудной. А некоторые родители даже не смогли понять задание: « Что значит – оценить качества сына так, как он сам их оценивает? Я лучше знаю, каков он на самом деле». Даже добросовестно пытаясь встать на точку зрения сына или дочери, некоторые родители оказались неспособными отрешиться от собственных суждений: то, что им кажется самооценкой сына, есть на самом деле родительская оценка его качеств. Это значит, что самосознание ребенка, его «Я» родителям не известно. Дело конечно не в том, что дети проницательнее или чувствительнее родителей. Предсказать родительскую оценку не так уж трудно, потому что она в той или иной форме неоднократно прямо или косвенно высказывалась. В работе Дубровиной И.В. в сборнике «Формирование личности в переходный период» приведены следующие данные, относительно потребности школьников в различного рода общении. | |
Просмотров: 978 | Загрузок: 228 | |
Всего комментариев: 0 | |