Главная » Файлы » Рефераты » Педагогика и методика обучения | [ Добавить материал ] |
[ Скачать с сервера (20.3 Kb) ] | 21.04.2011, 21:21 |
Общение как условие социальной адаптации и формирования личности учащегося с ЗПР Введение В условиях преобразования и дальнейшего развития нашего общества возрастает роль и ответственность семьи и школы в осуществлении всестороннего развития личности. Вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения, решаемые массовой школой стоят и перед специальной школой для детей с ЗПР, так как и ее выпускники должны включаться в сферу материального производства и обслуживания населения, что связано с самым широким применением навыков общения. Общение с окружающими оказывает существенное влияние на формирование личности. Работы Л. С. Выгодского, исследования последних двух десятилетий (Л. И. Божович, А. А. Бодалев, Л. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Д. В. Эльконин и др.) показывают, что общение и складывающиеся в его ходе межличностные отношения играют центральную роль в становлении личности ребенка. Вопросы воспитания аномальных детей в общении со взрослыми и со сверстниками оказывается в центре внимания таких видных представителей дефектологической науки как Л. С. Выгодский, И. И. Данюшевский, Г. М. Дульнев. Именно, в общении формируется отношение ребенка к окружающим к деятельности к самому себе. Изучением межличностных отношений учащихся с ЗПР, выявление их особенностей необходимо для оптимизации учебно-воспитательной работы в специальных школах и классах, а так же для более глубокого проникновения в структуру дефекта детей данной категории. Общение – сложный социально – психологический процесс взаимодействия субъектов. Взаимодействие индивидов начинается с того, что человек испытывает потребность в деятельности и как производная от данной потребности возникает коммуникативная задача. Процесс общения следует рассматривать как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления. Наличие проблем в протекании данных процессов у детей с ЗПР обуславливает и наличие проблем процесса общения. Разрабатывая проблему общения ученые и практики едины в утверждении о тождественности общения и жизнедеятельности, так как без общения не возможны деятельность, формирование и развитие личности. От уровня владения навыками общения зависит успех профессиональной деятельности, активность в социальной сфере, личное счастье человека. Прямым следствием нарушений развития потребностей в общении оказывается снижение эффективности саморегуляции индивида. Его неумение организовать свое взаимодействие с окружающими людьми. Проблемы в общении могут приводить к разрушению личности человека. Для ребенка с ЗПР, имеющего не малые проблемы психики и развития не овладения навыками общения может иметь крайне негативные последствия. Целью данного исследования было изучение динамики представления детей о межличностных отношениях, и определение связи между положением ребенка с ЗПР в группе и его представлениях о себе и своих сверстниках. Достижение данной цели позволяет активно влиять на формирование самооценки ребенка и отношении между детьми в группе. Объектом исследования является учащиеся 1 – 2 – 3 классов ЗПР средней общеобразовательной школы. Для сбора материала использовались следующие методы – наблюдение, анализ документов, качественный опрос, социометрическими методами. Структура данной работы представлена двумя разделами. В первом разделе рассматривается вопрос: общение – как условие социальной адаптации и формирование личности детей с ЗПР – теоретико-методологический аспект. Во втором разделе представлены методики и результаты исследования межличностных отношений и представления о себе и своем социальном окружении учащихся с ЗПР.
1. Общение как условие социальной адаптации и формирования личности детей с ЗПР Развитие ребенка в школьный период проходит под знаком установления взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, соответствующих усваиваемым морально-этическим нормам. В значительной мере именно в рамках этих взаимоотношений ребенок присваивает общественно-исторический опыт, усваивает общественно значимые нормы и функции, знакомится с содержанием социальных ролей. Потребность ребенка занять определенное место в жизни общества, оценить самого себя в системе «я и мое участие в жизни общества», а также ярко выраженная коммуникативная потребность определяют ведущие виды деятельности детства, к которым относятся просоциальная деятельность и общение. Возрастающая у ребенка самостоятельность сочетается со значительным расширением сфер деятельности, с направленностью на новые, более многообразные и содержательные отношения со сверстниками и другими людьми. Потребность ребенка в общении является специфичной и не сводится к каким-либо иным, более простым потребностям. Удовлетворение коммуникативной потребности играет важную роль в процессе формирования В литературе имеются данные о постеленном, трехуровневом включении индивида в сферу социального общения. Первичное включение в ближайшее семейное окружение; далее — в разнообразные контактные коллективы, в ту или иную сферу трудовой деятельности; третий уровень — включение в целостную социально-классовую систему. Неправильное развитие или недостаточное удовлетворение потребности в общении ведет к серьезным деформациям личности, к значительному ухудшению ее положения в системе межличностных отношений. Е. Г. Злобина пишет, что анализ развития потребности в онтогенезе позволяет рассмотреть через призму эволюции коммуникативной потребности становление и развитие человеческой личности, представить в целом роль общения как одного из важнейших факторов социализации. При этом процессы социализации и социального развития личности не являются идентичными. Социализация может служить определенной базой для социального развития личности, но могут быть ситуации, когда эти процессы противопоставляются. Предполагается, что стадии развития этих процессов, их этапность имеют большое значение, так как могут быть выделены этапы особой сензитивности к усвоению абстрактных и отвлеченных категорий, норм и ценностей, не наполненных личностным смыслом и содержанием. Вслед за многими учеными, занимавшимися проблемами развития ребенка, мы считаем, что именно школьные годы являются благоприятным сензитивным периодом для формирования навыков общения, умений устанавливать различные формы взаимодействий, взаимосвязей и коммуникативных отношений, культуры поведения. Общеизвестно, что особой проблемой школьного периода являются трудности и конфликты в общении. Кризисы психического развития, дезадаптивные явления могут быть нормальными или атипичными, они также зависят от особенностей общения детей с другими людьми. В случае нарушения общения уровень адаптации заметно падает и может возникнуть асоциальное поведение. Нарушения поведения могут быть проявлением болезненно измененной личности и психики в целом или стать следствием неблагоприятной ситуации воспитания. Специфика воспитательной работы в коррекционных организациях: работа направлена на ослабление преодоление недостатков развития аномального ребенка, коррекцию его личности. У умственно отсталых детей вследствие перенесенных заболеваний ЦНС наблюдается нарушение взаимодействия процессов торможения и возбуждения, их недостаточность, общая слабость и инертность нервных процессов. У детей наблюдается недоразвитие аналитической и синтетической деятельности головного мозга, замедленное образование условных связей, их неустойчивость, нарушение взаимодействия первой и второй сигнальной системы. Все это обуславливает трудности в познавательной деятельности. В то же время, наряду с первичными дефектами при неблагоприятных условиях может образоваться вторичные недостатки – неуверенность, негативизм, раздражительность, в свою очередь раздражительность вследствие ошибок в воспитании переходит в агрессивность и жестокость, имеет место повышенный эгоцентризм. Вследствие, проблем познавательной деятельности замедляется формирование усвоения морально-этических норм и главное их реализация. Исследования ученых и наши наблюдения показывают, что в основе не мотивированного на первый взгляд поведения ребенка, взрыва его агрессии лежит страх. Ребенок понимает свое «несоответствие» с другими детьми с нормальным развитием, чувствует свою неполноценность, а, следовательно, компенсирует это, прежде всего протестом, агрессией или заторможенностью, отрешением от действительности. По данным исследования Н. Соколовой большинство аномальных детей с недоверием относятся к «чужим» взрослым, боязливо (агрессивно) относятся к их указаниям, имеется тенденция не вступать в общение. Отношения между детьми так же имеют тенденцию к нестойким контактам, часто имеют место конфликты, вместе с тем данные дети стремятся находиться вместе на одной «территории». В этом явлении виден эффект нарушения взаимодействия процессов возбуждения и торможения, а с другой стороны «не свободу» аномального ребенка от социума. Вышеуказанные исследования, а так же исследования А. Леонтьева показали, что данные дети не испытывают чувства неудовлетворенности от невыполнения моральных норм, с чем мы не согласны, ибо в этом вопросе скорее дефект воспитания. Как правило, недостатки умственно отсталых детей относятся к характеру и эмоциональной сфере. Именно эти специфические особенности детей и характеризуют особенности воспитательной работы в коллективе. Исследования ученых показывают значимость для умственно отсталого ребенка референтной группы и его настороженность к «чужим» взрослым с одной стороны, а с другой значение привычек в формировании личности данного ребенка. Следовательно, без единого педагогического коллектива, основанного на единых подходах, стиля общения, требованиях формирования личности ребенка в таком коллективе ставится под вопросом. Особую важность имеют мысли А. Выготского, что главная задача дефектологии, а, следовательно, коррекционного воспитательного процесса это социализация личности учащегося и именно коллектив и общение в нем обеспечивает решение этой задачи, прежде всего в силу «несвободы» ребенка - дебила от социума. | |
Просмотров: 750 | Загрузок: 183 | |
Всего комментариев: 0 | |