Главная » Файлы » Рефераты » Литература и культура | [ Добавить материал ] |
[ Скачать с сервера (21.3 Kb) ] | 20.04.2011, 11:58 |
Русское общество и охрана памятников культуры с Х по XIX вв.ВведениеБытует мнение, что памятники разрушают при низком уровне культуры и охраняют - при высоком. Обычно тут цитируют Пушкина: «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости». В действительности дело обстоит не так просто. Первобытный человек редко наносил ущерб остаткам прошлого. Он боялся разгневать мертвых или богов, а поселки и земледельческие работы на заре истории были такими, что ни то, ни другое не представляло угрозы для памятников. Разумеется, то понимание охраны произведений искусства и национальных реликвий, которое существует сейчас, возникло совсем недавно. Но уже столетия тому назад многие древности оберегали от разрушения, а нанесение им вреда считалось преступлением. Речь идет о древностях, превращенных в святыни. Цель нашей работы: 1)рассмотреть проблемы охраны культурного наследия в Римской империи; 2)отношение к культурным памятникам во времена Французской революции; 3)рассмотрим отношение православия к историческим памятникам; 4)значение реформ Петра I в охране памятников истории; 5)рассмотреть отношение к историческим памятникам после правления Петра I; Структурно наша работа состоит из введения, двух вопросов, заключения и списка литературы.
1. Охрана культурного наследия в истории развития человечества1.1. Культ археологических памятников у народов Сибири Исследователи XVIII—XIX вв. неоднократно отмечали подлинный культ каменных изваяний, наскальных изображений, надмогильных сооружений и других археологических памятников у разных народов Сибири. В 1722 г. Мессершмидт был свидетелем поклонения хакасов у изваяний на р. Есь. Каждый его спутник трижды объехал на коне наиболее почитаемую каменную бабу, а потом положил перед ней жертвенную пищу. Судя по зарисовкам Мессершмидта, хакасы возносили свои молитвы статуе бронзового века. Видимо, поклонения совершались здесь по меньшей мере четыре тысячи лет подряд. По словам авторов конца XIX в., около рисунков на скалах по берегам Байкала буряты «приносят жертвы, кладут деньги, брызгают тарасун, освящаются при приближении, как при обращении с самыми священными предметами». Петроглифы Забайкалья созданы на рубеже бронзового и железного веков. Как и в случае, описанном Мессершмидтом, прямого отношения к современным народам Сибири эти памятники не имеют. Наконец, говоря о сибирских курганах, академик Гмелин в середине XVIII столетия особо подчеркивал «некое священное благоговение к мертвым» у местных народностей. «Хотя они и знают, что из могил их предков уже выкопано много сокровищ, однако же не слышно, чтобы кому из них пришла охота разбогатеть таким образом» . В 1847 г. хакасы рассказывали М. А. Кастрену о том, как Паллас вызвал скотский падеж, разрыв в 1772 г. несколько насыпей. То же можно было наблюдать в XIX в. на Кавказе. Основатель Краснодарского музея Е. Д. Фелипын писал в 1879 г.: «Горцы, предшественники наши в Закубанском крае, относятся вообще с большим уважением к памятникам старины, в чем бы они ни заключались. К сожалению, кубанские казаки, унаследовав их места, не подражают этой похвальной черте горцев». Что Фелицын был прав, лучше всего подтверждают сведения о дольменах — каменных погребальных домиках, построенных во II тысячелетии до н. э. Сто лет назад заселявшие Северо-Западный Кавказ казаки видели множество совершенно целых дольменов. У адыгейцев было поверье, что разрушение древних склепов повлечет за собой мор и несчастья. Явление, отмеченное выше применительно к народам Сибири и Кавказа, было свойственно и русским в период средневековья: древности, считавшиеся святынями, почитались и оберегались. Курганы в Центральной России никогда не бывают ограблены. Люди, в поисках золота разрывавшие сибирские насыпи, не трогали могил на своей коренной территории. В Поднепровье и Поднестровье и в заселенных позднее более северных районах славяне унаследовали от первобытной эпохи языческие культовые места. Постепенно церковь их христианизировала. В Почаевской лавре богомольцы поклонялись камню со «стопой Богородицы» 35. Неподалеку от Кирилло-Белозерского монастыря над другим камнем построили часовню. Монахи уверяли, что на нем остался след святого Кирилла э". Известно еще более десятка «камней-следовиков», которые связывают то с Параскевой Пятницей, то со святым Зосимой, то с Ильей, то с Николой. Такие плиты с овальными углублениями, иногда естественными, иногда искусственными, почитали еще в эпоху бронзы. Именно к этому периоду относятся петроглифы с изображениями стоп, изученные археологами в Крыму, Приазовье и Карелии. Уже Геродоту показывали «у реки Тираса [Днестра]... отпечаток ступни Геракла в скале. Он похож на след человека, но в длину имеет два локтя».
1.2. Сохранение исторических реликвий в Римской империи Так было не только в Сибири и на Кавказе, а во всех частях Света. Картина меняется в эпоху цивилизации. Начинается интенсивная распашка. Строятся города, каналы. Следы былого оказываются при этом помехой. Конечно, одновременно с утратой старых появляются новые ценности, но беда в том, что сокровища культуры часто гибнут зря, нелепо, бессмысленно. Важность сохранения исторических реликвий осознали не сразу, но все же довольно рано. Уже в 457 г. император Майориан издал эдикт, ограждавший римскую архитектуру от охотников за хорошо отесанным камнем. «Под предлогом общественной необходимости,— читаем в эдикте,— преступно разрушаются древние здания, составляющие украшение вечного города. С целью создать малое уничтожают великое..., безнаказанно разбирают на материал памятники великого прошлого, хотя любовь к отечеству должна была бы подсказать населению заботу о них. Повелеваем, чтобы все здания, воздвигнутые древними, оставались неприкосновенными. Судья, допустивший малейшее умышленное разрушение памятника, будет подвергнут штрафу». Девятьсот лет спустя Петрарка столь же горячо осуждал неаполитанцев, растаскивавших римские руины. Каким бы красивым ни стал Неаполь, его жители не вправе смотреть на Рим, словно на свой карьер или каменоломню. Еще через 100 лет Леон Баттиста Альберти писал о том же Риме: «Остались и древние образцы вещей, из которых так же, как от лучших наставников, многому можно научиться. И не без слез видел я, как они день ото дня разрушаются. А те, кто строили в наши времена, прельщались скорее новыми безумствами суетности, чем прекраснейшими чертами прославленных произведений». Гибель античных памятников Рима волновала и Рафаэля, жаловавшегося на это папе Льву Х в 1519 г.
1.3. Французская революция и проблемы охраны культурных памятников Никола Пуссен говорил о французах: «У нашей нации небрежность и недостаток любви к прекрасным произведениям так велики, что едва таковые создаются, как на них уже не обращают внимание и, наоборот, часто находят удовольствие в том, чтобы их разрушить» ". Оноре Бальзак оплакивал утрату художественных сокровищ в годы революции - в конце XVIII в. - и в период оскудения провинциального дворянства - в начале XIX в. Иногда потери были вызваны случайными обстоятельствами, иногда — желанием избавиться от воспоминаний о прошлом. Участник Французской революции Пьер Сильван Марешаль заявлял в сочинении «Пифагоровы законы»: «Пусть погибнут, если это необходимо, все искусства, только бы для нас осталось подлинное равенство» ". И эти слова воплощались в действия. Укажу хотя бы на разрушенный в те годы комплекс зданий аббатства Клюни, возникшего в Х в." В дни Парижской коммуны свергли Вандомскую колонну, снесли дворец Тюильри, подумывали, не взорвать ли собор Парижской Богоматери. Во французских сочинениях конца XVIII в. о готике твердили с удивительным упорством: «нелепость, не имеющая отношения к искусству», «несносно как для глаза, так и для понимания», «стиль вандалов, фантастическая смесь грубости и мелочной отделки» (последние слова принадлежат Вольтеру) . В печати предлагали снести готические соборы. На салоне 1800 г. фигурировал проект:«Разрушение готической церкви при помощи огня, путем подкапывания столбов у их основания и закладывания под них кусков сухого дерева... Здание рушится менее чем в 10 минут». Столь же враждебен был классицизм к живописи фламандской и голландской школы. На рубеже XVIII и XIX вв. члены Художественного общества настаивали на «чистке музея от предметов, недостойных быть в его стенах», и уничтожении картин, неподходящих под каноны классицизма.
2. Русское общество и проблема охраны памятников культуры и старины 2.1. Отношение православия к памятникам истории и архитектуры Если обратиться к средневековым русским храмам, то, разумеется, надзор за этими памятниками архитектуры, осуществлявшийся духовенством и верующими, был далек от нынешних требований. Церкви часто перестраивались, и тем самым их древние формы искажались. Однако всюду заботились о целости и внешнем виде построек. Иногда же проводилась и настоящая реставрация. В XV в. в Юрьеве-Польском рухнул Георгиевский собор 1234 г. Московскому зодчему В. Д. Ермолину поручили восстановить его первоначальный облик. В своей «Ермолинской летописи» он записал под 1471 г.: «Во граде Юрьеве в Полском бывала церковь камена святый Георгий, а придел святая Троица, а резаны на камени все, и розвалисявси до земли; повелением князя великого Василеи Дмитриевь те церкви собрал вси изпова и поставил, как прежде». То же можно сказать и о некоторых памятниках древнего быта. Когда в 1203 г. половцы захватили Киев, они ограбили Софийский собор и похитили «порты» блаженных первых князей, еже бяху повещали в церквах святых па память собе». В ризнице Новгородской Софии хранились посох и облачение епископа Никиты XII в., в Троицком соборе Пскова — мечи XIV столетия, приписывавшиеся князьям Довмонту и Всеволоду Мсти-славичу. В вятском с. Улеша в церкви держали каменный молоток. Им прибивали гвозди в престол при освящении нового придела. В Успенском соборе во Владимире была другая достопримечательность — «помогавшие от болезней» ржавый шишак и железные стрелы. Верующие надевали шишак на голову, брали стрелы в руки и молились об исцелении49. Обряд чисто языческий, но православие восприняло его, и за средневековым оружием признали чудотворную силу. | |
Просмотров: 1580 | Загрузок: 255 | |
Всего комментариев: 0 | |