Главная » Файлы » Рефераты » Литература и культура | [ Добавить материал ] |
[ Скачать с сервера (15.8 Kb) ] | 18.04.2011, 11:57 |
Александр Блок1880 – 1921 "Здравствуйте, Александр Блок. Лафа футуристам, фрак старья разлазился каждым швом”. Блок посмотрел, костры горят: "Очень хорошо”. "Хорошо”, В. В. Маяковский Родился Александр Александрович Блок в 1880 году 16 ноября по старому стилю. По происхождению, семейным и родственным связям, дружеским отношениям поэт, сам называвший себя в третьем лице "торжеством свободы”, принадлежал к кругу старой русской интеллигенции, из поколения в поколения свято служившей науке и литературе. Все его ближайшие родичи были либо учеными, либо литераторами: отец — профессором-юристом и философом, дед — профессором-ботаником, бабка, мать, две тетки, двоюродная бабка — писательницами и переводчицами. И женат он был на дочери великого ученого Д. И. Менделеева, творца Периодической системы элементов. И как замечательно, что родился Александр Александрович Блок в стенах Петербургского университета, в так называемом "ректорском доме” (дед его, А. Н. Бекетов, был в это время ректором), а будущего поэта на руки приняла прабабка, лично знавшая еще друзей Пушкина... Родители Блока разошлись сразу после его рождения. Рос и воспитывался он в семье деда (А. Н. Бекетова), в обстановке хорошо обустроенного петербургского барского дома и в "благоуханной глуши” маленькой подмосковной усадьбы Шахматово, где семья неизменно проводила летние месяцы. Но главное, что сформировало личность и характер поэта, была атмосфера стародавних культурных традиций и преданий бекетовского дома. Тургенев, Достоевский, Салтыков-Щедрин и другие представители русской литературы были здесь не только знаменитыми и почитаемыми писателями, но и просто добрыми знакомыми. Здесь еще помнили Гоголя и дружески переписывались с Чеховым. Вообще литература играла очень большую роль в обиходе бекетовской семьи. Все здесь, начиная с деда-ботаника, писали и переводили в стихах и прозе. Естественно, что и Сашура (так звали Блока в семье) начал сочинять чуть ли не с пяти лет. А немного позже он уже "издавал” рукописный журнал, потом, лет с шестнадцати, стал писать всерьез, но еще долго не показывал своих писаний никому, кроме матери. Она на всю жизнь осталась самым близким ему человеком, и он часто повторял: "Мы с мамой — почти одно и то же”. В 1889 году мать Блока вторично вышла замуж за гвардейского офицера. Девятилетний Блок поселился с матерью и отчимом в Гренадерских казармах, расположенных на окраине Петербурга, на берегу Большой Невки. Здесь его окружил своеобразный пейзаж, отразившийся в ранних его стихах: река, по которой проплывали пароходы, баржи и лодки, тенистый Ботанический сад, частокол дымящих фабричных труб на другом берегу реки. Тогда же Блока отдали в гимназию. Потом он рассказывал, как "первый раз в жизни из уютной и тихой семьи” попал в "толпу гладко остриженных и громко кричащих мальчиков”. Сам он был мальчиком тихим, молчаливым, росшим одиноко среди обожавших его женщин — матери, теток, бабки. С гимназической средой он так и не сросся до конца учения. Вообще, как он сам говорил, "жизненных впечатлений” у него не было очень долго. Семья старательно оберегала его от соприкосновения с грубой жизнью. В 1897 году, очутившись с матерью за границей, в немецком курортном городке Бад-Наугейме, Блок пережил первую, но очень сильную юношескую влюбленность. Она оставила глубокий след в его поэзии. Спустя много лет, снова побывав в Бад-Наугейме, он как бы заново пережил свою первую любовь, и посвятил воспоминанию о ней целый цикл стихов "Через двенадцать лет”, одну из жемчужин своей лирики. В 1898 году гимназия была окончена, и Блок "довольно безотчетно” поступил на юридический факультет Петербургского университета. Через три года, убедившись, что совершенно чужд юридической науке, он перевелся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1906 году. Университет, как и гимназия, не оставили заметного следа в жизни Блока. Духовные интересы и запросы его с ранней юности лежали в другой плоскости. Сначала он пережил сильнейшее увлечение театром, участвовал в любительских спектаклях, прослыл хорошим декламатором и мечтал о поступлении на большую сцену. Но в 1901 году театральные интересы уступили место интересам литературным. К тому времени Блок написал уже много стихов. Это — лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний. Молодой Блок погружается в изучение идеалистической философии, в частности творений древнегреческого философа Платона, учившего, что, кроме реального мира, есть еще некий "сверхреальный”, высший "мир идей”. По собственному признанию Блока, им целиком овладели "острые мистические переживания”, "волнение беспокойное и неопределенное”. Он начал видеть в природе в действительности какие-то непонятные ему, но тревожащие душу "знаки”. Блок был не одинок в подобных ощущениях и настроениях: они были характерны для целого круга тогдашних молодых людей, подпавших под влияние древней и новой идеалистической и религиозно-мистической философии. Громадное впечатление произвели на молодого Блока стихи и философские сочинения Владимира Соловьева воинствующего идеалиста и мистика, "углубившего” учение Платона о "двоемирии”. Самым серьезным образом Соловьев предсказал "конец мира”, "конец всемирной истории”, когда погрязшее в грехах человечество будет спасено и возрождено к новой жизни неким божественным началом — "Мировой душой” (она же "Вечная женственность”). Эти мистические бредни на некоторое время полонили воображение Блока и соответственно окрасили его юношескую лирику. Впоследствии он так охарактеризовал свои тогдашние переживания (говоря о себе в третьем лице): "Он ко всему относился как поэт, был мистиком, в окружающей тревоге видел предвестие конца мира. Все разрастающиеся события были для него только образами развертывающегося хаоса”. Прошли годы духовного роста и просветления, прежде чем поэт сумел различить реальное содержание "окружающей тревоги” и повернулся лицом к действительной, а не выдуманной жизни. Конечно, и в эти годы поэзия Блока не целиком исчерпывалась мистическими темами и мотивами. Во многих его юношеских стихах звучит звонкий голос, славящий не "лучезарную глубину” каких-то "далеких миров”, созданных фантазией поэта, а радость и прелесть здешнего, земного бытия. Начиная с 1898 года Блок переживал на редкость сильное и глубокое чувство к девушке (Любови Дмитриевне Менделеевой), которая впоследствии стала его женой. Можно сказать, все юношеские стихи Блока (и многие позднейшие) говорят об этой любви. Поэт творил некий миф о божественной Прекрасной Даме — воплощении соловьевской "Вечной женственности”, но сплошь и рядом в этом мифологизированном образе сквозят "земные”, реальные черты его возлюбленной: "Ей было пятнадцать лет. Но по стуку \\ Сердца — невестой быть мне могла. \\ Когда я, смеясь, предложил ей руку, \\Она засмеялась и ушла...”. В ноябре 1902 года между молодыми людьми произошло решительное объяснение, и они поженились, в августе 1903 года. В это время Блок уже вступил в литературу, примкнув к символистам. Дебют его состоялся весной 1903 года — почти одновременно в петербургском журнале "Новый путь” и в московском альманахе "Северные цветы”. Он устанавливает связи в символистском кругу и в Петербурге (с Д. Мережковским и З. Гиппиус) и в Москве (с В. Брюсовым). Но особенно близким Блоку оказался образовавшийся тогда в Москве кружок молодых поклонников и последователей Вл. Соловьева, главную роль среди которых играл начинающий поэт, прозаик, теоретик Андрей Белый. В этом кружке стихи Блока встретили восторженное признание. В конце 1904 года в символистском издательстве "Гриф” вышла в свет первая книга Блока — "Стихи о Прекрасной Даме”. Ко времени появления книги Блок уже довольно далеко отошел от ее тем и настроений. Наступил кризис его юношеского религиозно-мистического мировоззрения. Он уже начал тяготиться своей отчужденностью от реальной жизни, пытался вглядеться в нее. Стихотворение "Фабрика”, написанное в конце 1903 года, может рассматриваться как важная точка поворота на творческом пути Блока. Общественный подъем, охвативший накануне 1905 года всю Россию, захватил и Блока. В образе какого-то "недвижного” и "черного” поэт, впервые обратившись к социальной теме, попытался выразить свое еще очень смутное представление о владыках капиталистического мира, обрекающих человека на тяжелый труд и душевные страдания. В дальнейшем ноты горячего сочувствия простым людям и праведного гнева на все, что мешает им жить, звучат в стихах Блока со все возрастающей силой. Революция 1905 года произвела на него впечатление громадное, в сильной степени прояснила его идейное и художественное зрение. Он увидел активность народа, его волю к борьбе за свободу и счастье, в самом себе открыл "гражданина”, впервые ощутил присущее каждому истинному и честному художнику чувство кровной связи с народом и сознание общественной ответственности за свое писательское дело. Прежнее безразличие Блока к общественно-политическим событиям сменилось в 1905 году жадным интересом к происходящему. Он участвовал в революционных демонстрациях и однажды во главе одной из них нес красное знамя. События того времени отразились в целом ряде произведений Блока. Годы 1906 — 1908 были временем писательского роста и успеха Блока. Он становится профессиональным литератором, его имя приобретает уже довольно широкую известность. Он сотрудничает во многих журналах и газетах, и не только как поэт и драматург, но и как критик и публицист. Он активно участвует в литературной полемике, отстаивая свои взгляды на существо искусства и задачи художника, выступает с публичными докладами и лекциями. Постановка его маленькой пьесы "Балаганчик” в театре В. Ф. Комиссаржевской (в декабре 1906 года) стала крупным событием тогдашней театральной жизни. Одна за другой выходят книги Блока — сборники стихов "Нечаянная радость” (1907), "Снежная маска” (1907), "Земля в снегу” (1908), сборник "Лирические драмы” (1908). В 1908 году была написана, в 1909 году опубликована большая драма Блока "Песня судьбы” (постановка ее на сцене не осуществилась). В годы политической и общественной реакции, после поражения первой русской революции, когда буржуазная литература переживала время застоя и упадка, когда подавляющее большинство буржуазных писателей, вчерашних союзников революции, отшатнулось от борьбы за свободу и изменило благородным традициям передовой общественной мысли и литературы, — в это тяжелое время Александр Блок занял особую и в высшей степени достойную позицию. | |
Просмотров: 576 | Загрузок: 222 | |
Всего комментариев: 0 | |