Главная » Файлы » Курсовые работы » История и право [ Добавить материал ]

Античная экономика. Понятие классического рабства
[ Скачать с сервера (22.0 Kb) ] 18.12.2010, 22:56

Античная экономика. Понятие классического рабства

Античное классическое рабство как экономическая система

Рабство — исторически возникшая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб, наряду с орудиями производства, являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца [4]. В наиболее отчетливых формах раб не имел никаких прав и считался вещью, которой пользовались по личному усмотрению. Лишенный средств производства и экономического стимула к труду, он работал только в результате прямого физического принуждения, предполагавшего систему устрашений и наказаний.

Зародившись на стадии разложения первобытнообщинного строя, рабство получило широкое распространение при рабовладельческом строе. Как одна из форм эксплуатации и форм социальных отношений, рабство существовало во многих странах в период феодализма и даже капитализма. Социально-экономические предпосылки рабства сложились в процессе разложения первобытнообщинного строя, связанном с ростом производительности труда в земледелии, животноводстве, ремесле и т. п., с появлением прибавочного продукта, возникновением частной собственности и имущественного неравенства.

Формы рабства в различные исторические эпохи и в связи с особенностями социально-экономического развития стран и народов мира отличались большим разнообразием. Начальной, наиболее примитивной его формой было т. н. патриархальное рабство, когда рабы входили во владевшую ими семью как бесправные ее члены, жили обычно под одной крышей с хозяином и выполняли такую же работу, что и остальные члены семьи. Это рабство, рассчитанное на удовлетворение потребностей больших патриархальных семей и семей других видов, существовало в той или иной степени у всех народов мира при переходе их от первобытнообщинного строя к классовому обществу, в т. ч. и у тех, которые по существу миновали рабовладельческую формацию. В большинстве случаев патриархальное рабство характеризовалось относительно удовлетворительным положением рабов, сравнительно легким приобретением ими статуса свободных, однако некоторые его виды, например, у индейцев Северной Америки (тлинкитов, хайда и др.), отличались жестоким обращением с рабами.

В раннеклассовых государствах, центрах древних цивилизаций — Древнем Египте, Ассирии и Вавилонии, Древней Индии, Древнем Китае и др., рабство и рабовладельческие отношения не получили значительного развития.

Набольшего развития рабство достигло в Древней Греции и Древнем Риме. В IV – III вв. до н. э. переход от патриархального к классическому рабству, т. е. когда рабовладельческий способ производства достиг наибольшей зрелости, а общество в целом приобрело рабовладельческий характер, произошел в греческих городах-колониях Южной Италии и Сицилии. Господствующим развитое рабство стало в большинстве областей Аппенинского полуострова только во II в. до н. э.

Оформление классического рабства в Италии имело всемирно-историческое значение, так как позднее это рабство в его италийско-римской форме распространилось по всему Средиземноморью и сыграло важную роль в исторических судьбах населявших его народов. Однако сам по себе переход к классическому рабству знаменовал не смену одной исторической формации другой, а лишь трансформацию двух стадий развития одной и той же рабовладельческо-античной формации. Переход к классическому рабству был глубоким социально-экономическим и культурным переворотом в обществе, производстве, образе жизни. Каковы причины этого переворота?

Многие ученые (У. Уестерманн, М. Финди, К. Хопкинс) главной причиной перехода к развитым формам рабства считают удачный исход войн римлян. По их мнению, успешные военные действия привели к наплыву рабов в Италию и проникновению рабства в разные области жизни. Подобное объяснение нельзя признать полностью правильными, так как оно исходило не из наблюдения процесса внутреннего развития римского общества, а из чисто внешнего фактора. Основные же причины коренятся не в войнах, а в характере социально-экономических, политических и культурных изменений в римско-италийском обществе. В греческих колониях и в некоторых этрусских городах зрелые рабовладельческие отношения сложились в IV – III вв. до н. э. как закономерный результат внутреннего развития; это повлияло на становление классического рабства в других областях Аппенинского полуострова, в частности в Лации и Риме [3].

Внутренняя эволюция общественно-политических отношений в Риме в IV – III вв. до н. э. вела к возникновению новых форм классического рабства. Концентрация земли в одних руках, распространение частной собственности, развитие ремесел, торговли, денежного обращения, зарождение товарного хозяйства требовали дешевой рабочей силы. Но где ее можно было получить? Рабочей силой внутри страны были в раннее время плебеи, зависимые клиенты, должники. Однако борьба плебеев с патрициями завершилась запрещением долговой кабалы, ослаблением экономической зависимости клиентов; значительная часть клиентов и плебеев получила небольшие земельные наделы. Заставить же работать свободного мелкого собственника, добившегося равноправия и наделенного участком земли, на другого было трудно. Такой рабочей силой мог быть лишь лишенный всех прав и всякого имущества раб, полученный откуда-то извне. Отсюда усиление агрессивности Рима, его бесконечные войны, массовое ограбление и порабощение завоеванного населения. В связи с внедрением рабства менялся и характер войн Рима; они были разными по своей направленности в V – IV и II – I вв. до н. э. При завоевании различных областей Италии в V – IV вв. римляне стремились в первую очередь конфисковать землю (от 1/3 до 2/3) у побежденного противника. Войны II – I вв. до н. э. приобрели более жестокий характер и сопровождались порабощением самого населения, захватом принадлежащих ему рабов и их депортацией в Италию. Естественно, что обильный приток рабов и денежных средств извне способствовал росту и внедрению рабства. Таким образом, "классическое" рабство в Риме было закономерным результатом роста производства и социальной борьбы внутри самого римского общества. Войны лишь ускоряли этот процесс.

Основными особенностями классического рабства были следующие [2].

В отличие от патриархальной системы, при классическом рабстве производство направлено на создание прибавочной стоимости. В рабовладельческом хозяйстве (поместье или ремесленной мастерской) организуется товарное производство, которое колеблет устои натурально-хозяйственных отношений. Ранее изолированные хозяйства устанавливают более или менее тесные связи с рынком. Во II – I вв. до н. э. владельцы вилл и мастерских стремятся не только к получению большего прибавочного продукта, но и к денежной его реализации. Стремление к получению большего прибавочного продукта приводило к усилению эксплуатации рабов, усложнению внутренней структуры хозяйства, росту предпринимательского начала в обществе.

Возрастала и численность рабов. Рабы стали многочисленным классом римско-италийского общества. Рабовладение распространилось в решающих отраслях хозяйства — в сельском хозяйстве, горнодобывающем деле, металлургии, строительстве. Однако труд свободных и полузависимых работников продолжал применяться во всех сферах и составлял во II – I вв. до н. э. другой важнейший сектор римского народного хозяйства.

Усиление эксплуатации рабского труда, продиктованное интересами товарного производства, привело к ухудшению общественного и юридического положения рабов. Остатки человеческих прав, некоторые моральные ограничения эксплуатации рабов, существовавшие при патриархально рабстве, в новых условиях начинают стеснять рабовладельца. Теперь он заинтересован в том, чтобы работник был передан в его полное и бесконтрольное распоряжение и мог быть подвергнут любой, даже самой чрезмерной, эксплуатации. Раб приравнивается к вещи, к животному: он поступал в абсолютное распоряжение господина, который мог его безнаказанно убить, бросить на съедение хищным рыбам или диким зверям.

Возрастание степени эксплуатации, ухудшение положения рабов, увеличение их численности обострили естественное противостояние рабов и их господ. Рабы теперь не только копили обиды и недовольство в своей среде, не только оказывали пассивное сопротивление (бегство, поломка орудий труда), не только участвовали в движении других слоев населения. Они поднимали грандиозные, чисто рабские многолюдные восстания, которые констатировали серьезное неблагополучие в римском рабовладельческом обществе. Наиболее крупными из них были Сицилийские восстания рабов во 2 в. до н. э. и восстание Спартака (74 – 71 гг. до н. э.).

Восстания рабов жестоко подавлялись, однако они в значительной мере способствовали расшатыванию основ рабовладельческого строя. Это привело, в частности, к некоторому изменению правового положения рабов. В Древнем Риме в эпоху империи был принят ряд законов, частично охранявших рабов от произвола их хозяев (осуждение убийства рабов, регламентация торговли рабами и т. п.). Классовая борьба рабов стала играть большую роль в той общей системе социально-классовых противоречий, которые приводили в движение весь сложный механизм римского общества.

При развитой системе рабства происходил переход от мелкого производства (в земледелии и ремесле) к более крупному, централизованному хозяйству, где получила применение простая и отчасти сложная кооперация труда. Если при патриархальной системе господствующим типом хозяйства были мелкие участок или мастерская, где работали 2 – 5 человек, то во II – I вв. до н. э. они сменяются имениями в 100 – 250 югеров земли с рабочим персоналом в 13 – 20 единиц. Отказ от мелкого хозяйства, переход к более крупному производству означали общую интенсификацию экономики, привели к расцвету римское сельское хозяйство, ремесло и строительство.

Раб был основным производителем, и потребности развивающегося хозяйства требовали постоянного притока новых масс рабов. Потребность в рабах в римском обществе была постоянной, и удовлетворялась она из разных источников (удачный исход войн, долговое рабство, внутреннее воспроизводство рабской силы, морское пиратство, работорговля).

Во II – I вв. до н. э. рабы становятся весьма многочисленным классом. В руках отдельных рабовладельцев скапливались тысячи рабов. Однако подобные богачи были исключениями. Более распространенным типом рабовладельца был собственник полутора – трех десятков рабов. Рабы, принадлежавшие одному господину, составляли его фамилию. Фамилия делилась на две части — городскую и сельскую. В городскую входили рабы, занимающиеся ремеслом и обслуживающие хозяина (слуги), в сельскую — рабы, занятые в сельскохозяйственном производстве. Сельское хозяйство — основная отрасль производства в древности, а сельские рабы — главные производители — подвергались в самой большей степени эксплуатации. Городские рабы находились в несколько лучшем положении и относились с презрением к своим братьям по рабству, живущим в деревне. Перевод из городской фамилии в сельскую рассматривался как тяжелое наказание.

Античное рабство с его сравнительно высокой интенсификацией труда рабов способствовало росту производства, созданию больших материальных ценностей. Переложение тягот физического труда на плечи рабов облегчило выделение групп людей, занятых политикой, наукой и искусством, и привело к большим успехам в этих областях, достигнутым в античном мире. Постепенно, однако, рабство изживало себя экономически, превращаясь в тормоз дальнейшего развития производства. Новые орудия труда и технические нововведения (усовершенствованный плуг, молотилка, водяная мельница и др.) требовали от работников более высокой квалификации и нового отношения к труду. Рабы не были заинтересованы в росте производительности труда. В первые века н. э. рабовладельческое хозяйство клонится к упадку. Число рабов сокращается в связи с уменьшением притока их извне, с ростом числа вольноотпущенников (сохранявшим по отношению к прежнему господину ряд обязанностей); многие рабы прикрепляются к земле и постепенно сливаются с колонами; возникновение системы колоната знаменовало кризис рабовладельческого способа производства [1].

Античная экономика периода классического рабства

Уровень развития рабовладельческих обществ в середине 1 тысячелетия до н. э. был далеко не одинаков. В старых рабовладельческих государствах Передней Азии, Северной Африки, Индии и Китая на основе эксплуатации труда рабов и общинников сравнительно высокой степени развития достигли сельское хозяйство и ремесло, развилась торговля, возник ли крупные города. Вместе с тем здесь уже достаточно четко выявились противоречия рабовладельческого строя, значительно обострилась классовая борьба. В соседних с ними областях (например, в Персиде, Армении, Средней Азии), где рабовладельческий строй находился еще в процессе становления, хозяйство носило более примитивный характер, сильны были пережитки родового общества, слабее выступала классовая дифференциация. У большинства народов, населявших северное побережье Средиземного моря, классовое общество складывается лишь в первой половине I тысячелетия до н. э. Но развитие рабовладельческих отношений идет здесь быстрыми темпами: примерно к V в. до н. э. уже выдвигаются отдельные греческие города-государства (полисы) с развитой экономикой, характеризующейся рядом новых черт и специфических особенностей.

В отличие от рабовладельческих обществ предшествующего времени, в которых рабовладение развивалось сравнительно медленно и в большинстве случаев не вышло за рамки патриархального рабства, выдвигаются такие общества, в рамках которых рабовладельческий способ производства достиг своей высшей ступени, а раб превратился в основного производителя материальных благ.

Наиболее четкое "классическое" выражение эти процессы получили в греко-римском (античном) мире. Для античного общества характерно раннее разложение сельской общины, радикальное устранение пережитков первобытнообщинного строя, сокрушение в ходе острой борьбы и революционных выступлений народных низов, политического господства родовой аристократии. Эта победа имела далеко идущие экономические и политические последствия. Она положила предел распространению долгового рабства и других форм порабощения общинников. В результате этой победы был расчищен путь развитию частной рабовладельческой собственности на основное средство производства — землю. Мелкое крестьянское хозяйство и ремесленное производство свободных не только сохранялись в античном обществе в течение продолжительного времени, но и явились, по глубокому замечанию Маркса, экономической основой этого общества в наиболее цветущую пору его существования. Вместе с тем и в силу тех же причин именно здесь сложились условия для максимально широкого распространения рабства иноплеменников — неприкрытой и наиболее жестокой формой рабства.

Внутренне противоречивый характер античного общества нашел свое отражение в эволюции полиса. Это был исторически сложившийся тип рабовладельческого государства: община свободных и полноправных граждан-земледельцев и рабовладельцев, противостоящих как привилегированный коллектив массе неполноправных и рабов. Широта круга полноправных граждан и участие их в политической жизни своего государства определяли степень развития античной демократии. Чем шире был круг полноправных граждан, тем жизненнее был полис, тем большие возможности экономического, политического и культурного подъема заключал в себе античный город-государство. Самым ярким примером в этом отношении были Афины V в. до н. э. — времени расцвета эллинской демократии. Несмотря на классовую ограниченность рабовладельческой демократии — демократии привилегированного меньшинства, это первый в мировой истории пример демократии как государственной формы, и его глубоко прогрессивное для того времени значение становится особенно ясным, если сравнить эту форму государства с восточными деспотиями.

Категория: История и право | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 1761 | Загрузок: 229 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]