Главная » Файлы » Курсовые работы » Философия | [ Добавить материал ] |
[ Скачать с сервера (34.0 Kb) ] | 18.12.2010, 22:34 |
Платон и его взгляды на воспитание Введение Труды Платона отражают эпоху, в которую они были написаны, а потому представляют большой интерес для историков. Период V – IV вв. до н. э. Завершился для Греции кризисом полисной организации. Одной из причин этого кризиса, явились события Пелопонесской войны (431 – 404 гг.), которая разделила всю Элладу на два враждебных лагеря — под главенством Афин и под главенством Спарты. Эта война положила начало новому этапу межполисных отношений, которые теперь стали отличаться насыщенностью военных столкновений, негативно сказывающихся на внутренней жизни самих полисов. Это вылилось в неспособность к решению остро назревших экономических, политических и социальных проблем. Изменилась и прежняя система ценностей, которая была гарантом единства и согласия граждан. Поиск выхода полиса из кризиса все больше занимал умы людей, в частности — Ксенофонта, Исократа, Антисфена, Аристотеля. Платон видел выход из кризиса в построении полиса на идеальных началах. И, по его мнению, не последнюю роль в этом должно играть воспитание граждан. Тема воспитания всегда была важной. Платон изложил свои взгляды в двух наиболее обширных и фундаментальных сочинениях — «Государство» и «Законы». Произведение «Государство» написано в форме диалога — разговора реальных людей, живших в Греции того времени — и состоит из десяти книг. Мыслитель писал этот труд в течение довольно длительного промежутка времени, основная же часть была написана в 70 – 60е гг. IV в. до н. э. Целью написания этого диалога являлось изображение идеального, с точки зрения Платона, полиса, и воспитанию отводилась вполне определенная роль, одного из основных структурообразующих элементов. Идеальный полис представлялся им как коллектив граждан, разделенный на три сословия. Воспитание должно быть привилегией двух сословий — "стражей”. Вопросам воспитания Платон отводит, приблизительно, половину всего объема книг в своем произведении. Мыслитель уделяет внимание искусству в деле воспитания стражей, подробно рассматривает вопрос отборе детей, пригодных по физическим, умственным и возрастным параметрам для дельнейшего совершенствования. Он говорит о знаниях, необходимых стражам для управления идеальным полисом и рассуждает о том, какие виды искусства могут нести воспитательную нагрузку. «Государство» дает лишь теоретические установки, а практические аспекты воспитания рассматриваются Платоном в другой его работе, в «Законах». Она была написана в основном в 354 г. до н. э. и относится к произведениям позднего периода его творчества. «Законы» написаны в диалогической форме и состоят из двенадцати книг. Цель написания диалога — представить второй по совершенству тип идеального полиса, который более приближен к реальности. В этом варианте нет уже того резкого разграничения граждан на три сословия. Платон уделяет большое внимание детальному анализу законов, которые необходимы для достижения идеалов. Ряд предлагаемых Платоном законов имеет прямое отношение к проблемам воспитания граждан полиса. Таким образом, воспитание занимало важнейшее место, и в новом построении Платона этому вопросу посвящены пять книг. Здесь отмечена зависимость "истинного” законодательства от общественного и личного воспитания. Платон обращает внимание на хороводное воспитание. Для Платона участие в хороводах является мерилом воспитанности. Так же, он приводит перечень всех должностных лиц, которые должны заниматься вопросами воспитания в идеальном государстве. Платон говорит о необходимости различных состязаний, как способа проверки умственного, душевного и физического развития человека. В анализе работ Платона существуют некоторые сложности. Ввиду того, что Платон не ставит своей целью написание педагогических трактатов, вопросы воспитания рассматриваются им в русле других аспектов жизни полисов. Идеи Платона о воспитании разбросаны по разным частям его произведений, что представляет трудности для уяснения концепции воспитания у Платона в целом. Плюс ко всему, позиции мыслителя по вопросам воспитания, излагаемые в двух диалогах, отличаются друг от друга. Возможно, сложность анализа источника предопределила незначительную степень интереса среди историков и антиковедов к данной проблеме. Поэтому основная масса работ, ее затрагивающих — это труды по истории философии, истории искусства, истории педагогической мысли. В данной работе взгляды Платона на воспитание рассматриваются в неразрывной связи с исторической действительностью. В работе были использованы методы исторической науки: сравнительно-исторический, системный, метод обобщения, а также генеральный принцип историзма. Целью работы является анализ взглядов Платона на воспитание, изложенных в его трактатах, рассмотрение исторических условий, повлиявших на формирование взглядов Платона на воспитание и выделение различных аспектов системы воспитания Платона, рассмотрение их точки зрения содержания, влияния традиционных систем (афинской и спартанской) воспитания, а также средств и методов воспитания. Исторические условия Как уже говорилось ранее, в IV в. до н. э. случился кризис полисной системы в Греции. Это было последствием Пелопонесской войны (431–404 гг.), которая привела к падению общественной морали и размыванию традиционных ценностей. Произошло разрушение существовавших ранее в обществе социальных связей, резко повысилась социальная мобильность, что привело к дифференциации общества. Платон предложил свою концепцию переустройства государства. Оформление основ нового общества не мыслилось Платоном без разработки и воплощения в жизнь широкомасштабной воспитательной политики. Он уделил особое внимание разрешению наиболее острых социальных проблем, что в свою очередь нашло отражение в его идеях об изменении прежней социальной структуры полиса. Существующая действительность, однако, резко расходилась с его воззрениями. Греческий полис, представлял собой замкнутую гражданскую общину, наследственная принадлежность к которой давала ряд преимуществ. Другими словами, отношения между государством и отдельным его членом определялись целой системой взаимных прав и обязанностей. Важнейшим из них следует считать права на земельную собственность, на участие в защите родных рубежей и на участие в политической жизни. Только обладание перечисленными правами давало возможность считаться гражданином полиса. Это означало – быть собственником своего земельного участка, воином-защитником своей собственности и полиса в целом, и "политиком” — активным участником общественной жизни, носителем политических прав. Несмотря на имевшую место имущественную дифференциацию, все граждане потенциально обладали равными правами и обязанностями. Право собственности: Все члены гражданского общества владели различными участками земли. В связи с тем, что 74% территории Балканского полуострова составляет горная местность, ощущался серьезный дефицит земляных участков. Это обуславливало бережное отношение собственников к своим наделам. Труд на земле считался делом чести, но не средством обогащения. Занятие земледелием было почетной обязанностью. В период после Пелопонесской войны перемены в земельных отношениях нарушили исконную связь гражданина с землей. Появились граждане, которые не имели земельной собственности вообще. Происходила купля-продажа, и концентрация земли в одних руках, разорявшая других. Платон думал о том, чтобы выделить в оьдельное сословие граждан, занимающихся физическим трудом. Возможно, на такую идею автора диалогов натолкнул образ жизни граждан Спарты. Мыслитель нарекает людей, занятых общественным трудом, "дельцами” или "стадом” и отводит им "деловую” функцию в своем совершенном государстве. Они "подобно скоту — пишет Платон — ...всегда смотрят вниз, склонив голову к земле и стопам, могут лишь пастись, обжираться и совокупляться”. Это сословие философ называет еще — "толпа”. В этом заметно влияние кризиса полиса. Платон считает, что это "стадо”, "толпа”, или "дельцы” должны подчиняться и повиноваться. В «Законах», мыслитель подошел к земельной реформе более реалистично. "Пусть будущих граждан будет 5040. Это число подходящее: так земледельцы смогут отразить врага от своих наделов. Настолько же частей будут разделены земля и жилища; человек и участок, полученный им по жребию, составят основу надела”. Но тут есть ряд условий: "Более, чем дети о своей матери, должны граждане заботиться о родимой земле: ведь она богиня-владычица смертных созданий”, "каждый получивший по жребию надел должен считать свой надел общей собственностью государства”. Купля-продажа земли должна была быть запрещена. Воинская обязанность: До Пелопонесской войны армия представляла собой гражданское ополчение. Но во время военных действий полисы стали прибегать к наемничеству, что впоследствии полностью поменяло характер и роль армии. У этого явления две стороны. Наемничество явилось одним из проявлений кризиса полиса, когда обозначился разрыв между армией и коллективом граждан, в силу того, что многие граждане отказывались исполнять свою обязанность. Помимо этого, наемничество усиливало финансовые трудности полиса, и в целом понижало патриотический дух в армии. Но наемничество означает профессиональную армию. Поэтому, вполне понятно решение Платона о выделении из населения сословия воинов или "помощников”. Ведь он ставит вопрос о профессионализме армии в своем идеальном государстве. Другими словами, мыслитель учитывает в своих произведениях негативные и позитивные стороны привлечения наемников для решения военных проблем полиса. Здесь опять-таки есть различия. В «Государстве» Платон говорит, что единственная функция этого сословия, должна быть определена как "защитная”. Он доказывает необходимость нововведения "сложностью военного искусства” и его "несовместимостью с другими занятиями”. В «Законах» же все гражданские участвуют в охране своего полиса и вследствие этого их должно быть "столько, чтобы суметь отразить нападение”. Они находятся в состоянии постоянной подготовке к войне. Участие в политической жизни полиса: Народное собрание, как выразитель общих интересов, оказалось не способно к решению насущных проблем. Кризис проявил себя в равнодушии граждан к проблемам общегосударственного значения. Была введена даже плата за посещение народного собрания, чтобы как-то привлечь массы, заинтересовать их делами полиса. Но Платон говорит, что "...толпе не присуще быть философом”. По мнению мыслителя, философы являются наилучшими людьми среди населения, которым присуща деятельность управления государством в силу своих способностей. Поэтому Платон создает третье сословие, которое занимает привилегированное положение в его совершенном полисе и называет их "стражами”. Мыслитель со всей строгостью утверждает, что "ни государство, ни его строй, так же как и отдельный человек не станут никогда совершенными, пока в государствах не будут царствовать философы, либо ... цари благородно и основательно философствовать”. В «Законах» в отличие от «Государства» Платон вместо трехсословного деления решает "в зависимости от величины имущества ... установить четыре класса. Должности и почести распределяются как можно равномерно, сообразно этому имущественному неравенству”. Управление полисом находится в руках 37 правителей. Мыслитель называет их так же, как и в первом проекте - "стражами”. Правителем может стать далеко не каждый. Платон очень серьезно подходит к выборам правителей: "...если в хорошо устроенное государство поставить непригодную власть над хорошо установленными законами, то законы эти не принесут никакой пользы”. Особое значение Платон придавал обеспечению сплоченности и стабильности, потому что в полисе в период кризиса господствовала разобщенность и идеи индивидуализма. Чтобы понять, имелось ли различие в системе ценностей полиса, предложенного Платоном, и греческого полиса докризисного периода, рассмотрим, какие идеи являлись объединяющими для граждан полиса V – начала IV вв до н. э. К примеру, "привязанность к земле была равносильна преданности полису, давала ощущение своей неразрывной связи с ним и готовностью идти на жертвы во имя общегосударственных интересов”. А совместное участие в военных действиях несло в себе идею защиты родного коллектива, своей семьи, своей собственности и, как мы уже отмечали, было пропитано духом патриотизма (поскольку военная служба была делом чести античного гражданина, неграждане не участвовали в военных действиях вообще или имели лишь вспомогательный характер). Как, впрочем, и участие в общем деле, в политике, в управлении определяло общие, единые для всех цели. Это объяснялось тем, что гражданам полиса был присущ дух коллективизма, который давал каждому члену полиса ощущение слитности с гражданской общиной, что определялось преобладанием государственных интересов над частными. | |
Просмотров: 1519 | Загрузок: 300 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 0 | |