Главная » Файлы » Рефераты » Психология [ Добавить материал ]

Развитие ребёнка с нарушением слуха
[ Скачать с сервера (16.4 Kb) ] 12.12.2010, 21:56

Развитие ребёнка с нарушением слуха

 Введение

Среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха.

Слух – отражение действительности в форме звуковых явле­ний, способность живого организма воспринимать и различать звуки. Эта способность реализуется посредством органа слуха, или звукового анализатора, – сложного нервного механиз­ма, воспринимающего и дифференцирующего звуковые раздраже­ния. Слуховой анализатор включает периферический, или рецепторный, отдел (наружное, среднее и внутреннее ухо), средний, или проводниковый, отдел (слуховой нерв) и центральный, корковый, отдел, расположенный в височных долях больших полушарий. Ухо является усилителем и преобразователем звуковых колебаний.

Нарушение деятельности слухового  анализатора у ребенка рассматривается в его отличии от аналогичного дефекта у взрос­лого. У взрослого человека к моменту нарушения слуха сформиро­вана речь, словесное мышление и вся личность, а дефект слухово­го анализатора оценивается с точки зрения возможности общения на основе слуха. Утрата слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению цело­го ряда вторичных дефектов. Дефект слуха нарушает речевое раз­витие ребенка, а при рано возникшей глухоте приводит к полному
отсутствию  речи.  Немота  препятствует  нормальному формирова­нию словесного мышления, что, в свою очередь, ведет к наруше­нию познания.

В своей работе мы рассматриваем необходимые условия нормального психического развития ребенка и те особенности, которые возникают у него при сенсорных нарушениях, в частности, при нарушении слуха.

 

1.    Условия  психического  развития

Развитие как процесс овладения ребенком общественно-историческим опытом

Психика человека и животных находится в со­стоянии постоянного развития. Однако характер и содержание процессов развития в животном мире и у человека качественно различаются. Психические функции человека и животных не могут быть отождествлены ни по происхождению, ни по структуре. Главный механизм развития психики животных – передача наследственного биологически закрепленного опыта. На его основе развертывается индивидуальное приспособление живот­ного к внешней среде.

Специфика психических функций человека состоит в том, что они развиваются в процессе овладения ребен­ком общественно-историческим опытом. Ребенок рождается и живет в человеческом мире, мире человеческих предметов, человеческих отношений. В них фиксирован опыт общественной прак­тики. Развитие ребенка и есть процесс овладения этим опытом.

Психическая деятельность человека в ее высших формах имеет опосредствованный характер. Люди уже в древности в процессе трудовой деятельности, обучения и т.д. использовали особые предметы, условные изображения, знаки как средства фиксации и передачи определенных сведений. Знаки и речь опо­средствуют деятельность и процесс обучения людей.

Следовательно, возникновение и развитие этих средств, в том числе развитие культуры, и характеризуют, прежде всего, процесс исто­рического развития психики. Овладение же этими средствами определяет процесс индивидуального развития.

Ребенок овладе­вает опытом, выработанным в истории человечества. Мышление, память, восприятие ребенка существенно обусловлены овладени­ем речью, определенными способами деятельности, знаниями и т. д.

 

 Биологические условия развития психики

Отечественная педагогиче­ская и возрастная психология исходит из представления о том, что законы психического развития человека социально обуслов­лены, процесс развития определяется сложной совокупностью условий жизни и воспитания ребенка.

Словесно-логическая память, понятийное мышление, предметное восприятие и другие высшие, специфиче­ски человеческие психические функции не закрепляются и не передаются биологически, наследственным путем. Это создает возможность их перестройки и совершенствования в процессе исторического развития.

Необходимо различать сложную прижизненно формирую­щуюся психическую деятельность человека (мышление, речь) и более естественные элементарные функции (например, соотношение и особенности процессов возбуждения и торможения).

В определенных случаях, при недоразвитии или нарушении элементарных функций, последние начинают определять и над­страивающуюся над ними более сложную психическую деятель­ность. Например, при травме затылочно-теменной области коры головного мозга нарушается элементарный пространственный синтез, и это приводит к нарушению счета (акалькулии). В ус­ловиях нормального развития определенные задатки являются лишь одним из условий развития психической деятельности, ко­торая не сводится к данным элементарным функциям, а поэтому может прямо не зависеть от них. Было доказано даже, что и сами элементарные функции развиваются под влиянием специально организованного воздействия. Так, психологи нашли пути формирования звуковысотного слуха. О подвижном, опосредствованном отношении между сложной психической деятельностью и элементарными функциями свидетельствует богатейший опыт перестройки структуры сложной психической деятельности (речи, мыслительных процессов) в результате компенсаторно-восстановительной работы с больными, страдающими локальными мозговыми нарушениями (исследования А. Р. Лурии и его сотрудников).

Среда играет определенную роль в развитии психики ребенка, но только при условии, если он активно овладевает ею под руководством обучающих и вос­питывающих его взрослых. Ребенок не пассивно приспосаблива­ется к среде, а активно осваивает достижения человечества.

Движущей силой развития психики, сознания ребенка является его собственная деятельность по овладению объективной действи­тельностью, опосредованная его отношениями со взрослыми. Вос­питывающие и обучающие ребенка, как справедливо подчеркивал Д. Б. Эльконин, направляют его психическое развитие. Рассмат­ривая процесс психического развития, мы исходим из того, что основными факторами развития личности подрастающего чело­века являются познание, общение и труд. В процессе познания ребенок проходит сложный путь от незнания к знанию, от поверх­ностного отражения свойств и взаимосвязей предметов к отраже­нию существенного, от образного отражения объективного мира к понятийному. Развитие познавательной деятельности совершается во взаимодействии чувственного и логического отражения объек­тивного мира, а сам процесс познания – в единстве и взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов.

Категория: Психология | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 1411 | Загрузок: 249 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]