Главная » Файлы » Рефераты » Психология | [ Добавить материал ] |
[ Скачать с сервера (16.4 Kb) ] | 12.12.2010, 21:56 |
Развитие ребёнка с нарушением слуха Введение Среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха. Слух – отражение действительности в форме звуковых явлений, способность живого организма воспринимать и различать звуки. Эта способность реализуется посредством органа слуха, или звукового анализатора, – сложного нервного механизма, воспринимающего и дифференцирующего звуковые раздражения. Слуховой анализатор включает периферический, или рецепторный, отдел (наружное, среднее и внутреннее ухо), средний, или проводниковый, отдел (слуховой нерв) и центральный, корковый, отдел, расположенный в височных долях больших полушарий. Ухо является усилителем и преобразователем звуковых колебаний. Нарушение деятельности
слухового анализатора у ребенка
рассматривается в его отличии от аналогичного дефекта у взрослого. У взрослого
человека к моменту нарушения слуха сформирована речь, словесное мышление и вся
личность, а дефект слухового анализатора оценивается с точки зрения
возможности общения на основе слуха. Утрата слуха в детском возрасте влияет на
ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда
вторичных дефектов. Дефект слуха нарушает речевое развитие ребенка, а при рано
возникшей глухоте приводит к полному В своей работе мы рассматриваем необходимые условия нормального психического развития ребенка и те особенности, которые возникают у него при сенсорных нарушениях, в частности, при нарушении слуха.
1. Условия психического развития Развитие как процесс овладения ребенком общественно-историческим опытом Психика человека и животных находится в состоянии постоянного развития. Однако характер и содержание процессов развития в животном мире и у человека качественно различаются. Психические функции человека и животных не могут быть отождествлены ни по происхождению, ни по структуре. Главный механизм развития психики животных – передача наследственного биологически закрепленного опыта. На его основе развертывается индивидуальное приспособление животного к внешней среде. Специфика психических функций человека состоит в том, что они развиваются в процессе овладения ребенком общественно-историческим опытом. Ребенок рождается и живет в человеческом мире, мире человеческих предметов, человеческих отношений. В них фиксирован опыт общественной практики. Развитие ребенка и есть процесс овладения этим опытом. Психическая деятельность человека в ее высших формах имеет опосредствованный характер. Люди уже в древности в процессе трудовой деятельности, обучения и т.д. использовали особые предметы, условные изображения, знаки как средства фиксации и передачи определенных сведений. Знаки и речь опосредствуют деятельность и процесс обучения людей. Следовательно, возникновение и развитие этих средств, в том числе развитие культуры, и характеризуют, прежде всего, процесс исторического развития психики. Овладение же этими средствами определяет процесс индивидуального развития. Ребенок овладевает опытом, выработанным в истории человечества. Мышление, память, восприятие ребенка существенно обусловлены овладением речью, определенными способами деятельности, знаниями и т. д.
Биологические условия развития психики Отечественная педагогическая и возрастная психология исходит из представления о том, что законы психического развития человека социально обусловлены, процесс развития определяется сложной совокупностью условий жизни и воспитания ребенка. Словесно-логическая память, понятийное мышление, предметное восприятие и другие высшие, специфически человеческие психические функции не закрепляются и не передаются биологически, наследственным путем. Это создает возможность их перестройки и совершенствования в процессе исторического развития. Необходимо различать сложную прижизненно формирующуюся психическую деятельность человека (мышление, речь) и более естественные элементарные функции (например, соотношение и особенности процессов возбуждения и торможения). В определенных случаях, при недоразвитии или нарушении элементарных функций, последние начинают определять и надстраивающуюся над ними более сложную психическую деятельность. Например, при травме затылочно-теменной области коры головного мозга нарушается элементарный пространственный синтез, и это приводит к нарушению счета (акалькулии). В условиях нормального развития определенные задатки являются лишь одним из условий развития психической деятельности, которая не сводится к данным элементарным функциям, а поэтому может прямо не зависеть от них. Было доказано даже, что и сами элементарные функции развиваются под влиянием специально организованного воздействия. Так, психологи нашли пути формирования звуковысотного слуха. О подвижном, опосредствованном отношении между сложной психической деятельностью и элементарными функциями свидетельствует богатейший опыт перестройки структуры сложной психической деятельности (речи, мыслительных процессов) в результате компенсаторно-восстановительной работы с больными, страдающими локальными мозговыми нарушениями (исследования А. Р. Лурии и его сотрудников). Среда играет определенную роль в развитии психики ребенка, но только при условии, если он активно овладевает ею под руководством обучающих и воспитывающих его взрослых. Ребенок не пассивно приспосабливается к среде, а активно осваивает достижения человечества. Движущей силой развития психики, сознания ребенка является его собственная деятельность по овладению объективной действительностью, опосредованная его отношениями со взрослыми. Воспитывающие и обучающие ребенка, как справедливо подчеркивал Д. Б. Эльконин, направляют его психическое развитие. Рассматривая процесс психического развития, мы исходим из того, что основными факторами развития личности подрастающего человека являются познание, общение и труд. В процессе познания ребенок проходит сложный путь от незнания к знанию, от поверхностного отражения свойств и взаимосвязей предметов к отражению существенного, от образного отражения объективного мира к понятийному. Развитие познавательной деятельности совершается во взаимодействии чувственного и логического отражения объективного мира, а сам процесс познания – в единстве и взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. | |
Просмотров: 1441 | Загрузок: 264 | |
Всего комментариев: 0 | |