Главная » Файлы » Рефераты » Психология [ Добавить материал ]

Психологические аспекты внимания
[ Скачать с сервера (14.5 Kb) ] 12.12.2010, 21:32

Психологические аспекты внимания

1. Внимание, его физиологические механизмы и психологические функции. Виды внимания

           В процессе познания и деятельности человек получает массу впечатлении, причем многие раздражители действуют на мозг одновременно Сознание не может с одинаковой ясностью отразить все воспри­нимаемые и мыслимые объекты Биологически и социально важ­но для человека ясно отразить один два наиболее значимых раздражителя, действующих в данный момент на органы чувств. Во взаимодействии со

         Внимание - сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение.

   Среди психических явлений внимание занимает особое место оно не самостоятельный психический процесс и не относится »к свойствам личности В то же время внимание всегда включено в познавательные процессы или практическую деятельность человека и выражает интересы, направленность личности. Внимание выступает в жизни как сторона психической деятельности оно необходимая предпосылка успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности человека.  

    Для возникновения внимания необходимо выделить объект, сосредоточиться на нем и отвлечься от других раздражителей. Объектом внимания может быть предчет внешнего мира, на которыи направлены акт познания, психическая деятельность, когда человек погружен в свои мысли, переживания или анализиру­ет действия и поступки как свои, так и окружающих

         Внимание, как особен­ность психической жизни человека, сложилось в процессе тру­да в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании.

        Физиологический механизм внимания сложен И П Павлов выделил у животных безусловный ориентировочный рефлекс, который он называл рефлексом «что такое» Биологическое значение этого рефлекса состоит в том, что животное выделяет в окру­жающей среде новый раздражитель и реагирует соответственно с его значением В ориентировочном рефлексе, который являет­ся врожденным и у людей, ясно прослеживается зависимость внимания от внешних раздражителей Ориентировочный реф­лекс не может объяснить всей сложности произвольного внима­ния человека, которое развилось в процессе трудовой деятельно­сти и приобрело новые условнорефлекторные механизмы

Понять физиологическую основу внимания помогает откры­тое И П Павловым явление оптимального очага возбуждения. На мозг в каждый момент действует ряд раздражителей (слу­ховых, зрительных, кожных и др ) Под влиянием этих раздра­жителей в коре больших полушарий мозга возникает множество очагов возбуждения, различных по силе Как показали исследо­вания, оптимальный очаг возбуждения обладает средней интен­сивностью, но он является наиболее благоприятным в данные условиях жизнедеятельности организма. По закону отрицатель­ной взаимной индукции оптимальный очаг возбуждения тормозит другие участки коры. Очаг оптимальной возбудимости динамичен. Изменение природы раздражителя приводит к перемещению очага возбуждения в другие участки мозга. Изучая физиологическую деятельность мозга, А. А Ухтомский создал учение о доминанте. Доминанта, или господствующий очаг возбуждения, отличается от оптимального очага возбуждения тем, что он обладает повышенной устойчивостью. Оптимальный очаг возбуждения подвижен, а доминирующий более устойчив. Этот господствующий очаг не только тормозит вновь возникающие очаги возбуждения, но и способен усили­ваться за их счет, переключать на себя процессы возбуждения, возникающие в других нервных центрах. Наличие доминирующего очага возбуждения в коре голов­ного мозга позволяет понять такую степень сосредоточения чело­века на каком-либо предмете или явлении, когда посторонние раздражители не в силах вызвать отвлечение внимания, они остаются незамеченными Сильная концентрация внимания у человека связана со страстной любовью к делу, с глубокой заинтересованностью в предмете.

       Ни оптимальный очаг возбуждения, ни доминанта не вскры­вают до конца механизмы внимания человека, особенно его произвольный характер. В отличие от животных люди управ­ляют своим вниманием. Поэтому в воспитании внимания чело­века исключительное значение имеет умение наметить и поста­вить цель, которая может формулироваться им самим или быть предложенной кем-то. Постановка и постоянное уточнение целей деятельности вызывают, поддерживают и переключают внима­ние. Механизмом возникновения оптимального, или домини­рующего, очага возбуждения в этих случаях будет взаимодей­ствие первой и второй сигнальных систем, осуществляемое путем элективной (избирательной) иррадиации возбуждения из речевой (второй) сигнальной системы в первую В свою оче­редь первосигнальные раздражители, отражаясь в речи, спо собствуют уточнению цели и усилению очага оптимальной возбудимости.

        Различают три вида внимания: непроизвольное, произволь­ное и послепроизвольное.

        Непроизвольное внимание  в психологической литературе употребляют несколько синонимов для обозначения непроиз­вольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, в других эмоциональным. Оба сино­нима помогают раскрыть особенности непроизвольного внимания. Когда говорят о пассивности, то оттеняют зависимость не­произвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. Когда непроизвольное внимание называют эмоциональным, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями. В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение объект внимания выделяется в силу соответст­вия его причинам, побуждающим человека к деятельности.

    Итак, непроизвольное внимание - это сосредоточение созна­ния на объекте в силу каких-то его особенностей

Вот некоторые качества раздражителя, которые выделяют его как объект внимания.Более сильный раздражитель на фоне действующих привле­кает внимание человека к примеру сцена из фильма «"Чапаев» Чапаевцы отбили у белых хутор, бойцы отдыхают, кругом шум, песни. На крыльцо выходит Петька, ординарец В. И. Чапаева. Ему нужно попросить бойцов вести себя тише. В общем шуме призыв утонет, на него не обратят внимания. Осмотрев площадь перед домом, ординарец понял это, вынул револьвер и выстрелил На мгновение все смолкло, и в эту ти­шину Петька бросает слава. «Тише, граждане, Чапай думать будет». Раздражитель более сильный (выстрел), чем другие, дей­ствующие одновременно с ним, вызывает непроизвольное вни­мание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное вни­мание Вызывает внимание начало и прекращение действия раздра­жителя.

           Перечисленные особенности раздражителя ненадолго пре­вращают его в объект внимания. Более длительное сосредото­чение непроизвольного внимания на предмете связано с потребностями в предметах, с их эмоциональным значением и интересом для человека Предмет, удовле­творивший потребность, перестает привлекать непроизвольное внимание человека.                                   

            Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмо­циональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, прият­ные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внима­ния. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхище­ние, восторг, продолжительное время приковывает его внима­ние. Произведения искусства воздействуют на чувства, привле­кают непроизвольное внимание и вместе с возникшим познава­тельным интересом направляют мыслительную деятельность на глубокое осознание явлений.

           Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин дли­тельного непроизвольного внимания к предметам.

          Отношения человека к предметам и явлениям проявляются в других видах внимания произвольном и послепроизвольном.

         Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова активное или волевое.  Все три тер­мина подчеркивают активную позицию лично­сти при сосредоточении внимания на объекте Произвольное внимание - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредоточивается не на том, что для него интерес­но или приятно, но на том, что он должен делать.   Этот вид внимания тесно связан с волей Произвольно со­средоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса дея­тельности. Своим происхождением произвольное внимание обя­зано труду. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Когда шофер ведет машину, бухгалтер под­считывает колонки цифр, ученый обдумывает результаты экспе­римента, каждый из них должен быть внимательным.Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи Волевое усилие неооходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибить­ся в действиях. Итак, причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели  деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность.

Категория: Психология | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 1070 | Загрузок: 151 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]