Главная » Файлы » Рефераты » Психология [ Добавить материал ]

Психологическая коррекция страхов у детей
[ Скачать с сервера (19.1 Kb) ] 12.12.2010, 21:30

Психологическая коррекция страхов у детей

Введение

Страх - древний спутник человечества. И некоторые страхи старше нас самих.

«Большинство ученых полагают, что чувство страха присуще всем высшим животным и в гораздо большей мере свойственно человеку с его тонко развитой психикой. Животные страхи – страх уничтожения и страх неизвестного – в равной степени присущи и Homo sapiens. Но если животное может бояться лишь конкретных опасностей, то человек благодаря своему воображению и умению анализировать окружающую действительность, научился бояться загодя.

Страхи бывают разные – объяснимые и иррациональные, оправданные и надуманные, и даже полезные. Но в большинстве своем наши страхи портят нам жизнь. Порой от них трудно бывает избавиться без помощи психотерапевта, например в случаях, когда страх перерос в фобию – невротическое расстройство.» [4,c. 5].

Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.

«Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье»[2,c.3-4].

Целью данной работы является теоретическое рассмотрение механизмов формирования страхов у детей и методов их коррекции.

Задачи: -  изучение  теоретических источников по проблеме;

              - составление психокоррекционной программы  работы со страхами и ее апробация.

 

Определение страха и его проявления

«В своем первом значении страх – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит предупреждением о грозящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути выхода из опасной ситуации. Именно поэтому страх полезен. Страх как реакция на угрозу или опасность – обоснован и естественен. Абсолютное отсутствие страха - болезнь, психическое расстройство.»[4, c. 13].

Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, конфликты, неудачи, поражения и т.д.).

«Гораздо более распространены так называемые внушенные страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. К числу внушенных можно также отнести страхи, которые возникают  у чересчур беспокойных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, несчастьях и болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике.»[2, c. 7].

Также часто как термин «страх», встречается термин «тревога». И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, то есть в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. И если страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека, то тревога – это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы.

 «Э. Изард трактует понятие «страх» как специфическую эмоцию, выделяемую в отдельную категорию. Он отмечает, что тревога состоит из множества эмоций, одной из составляющих которых и является страх. Таким образом, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр.»[5,c.42].

«В самом общем виде страх условно делится на ситуативный и личностный. Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого человека или ребенка обстановке, например, при стихийном бедствии, нападении собаки и т.д. Часто он проявляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий, тяжелых испытаний, конфликтов и жизненных неудач.

Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Ситуативно и личностно обусловленные страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.»[2,c.10].

Различают обычный, естественный, или, возрастной, и патологический уровни страхов. Обычно страх кратковременный, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими. На патологический страх указывают его крайние, драматические формы выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение) или затяжное, навязчивое, труднообратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, как и неблагоприятное воздействие на характер, межличностные отношения человека.

«Иногда выражения страха так очевидны, что не нуждаются в комментариях, например, ужас, оцепенение, растерянность, плач, бегство. О других страхах можно судить только по ряду косвенных признаков, таких как стремление избегать посещения ряда мест, разговоров и книг на определенную тему, смущение и застенчивость при общении.»[2, c.11].

 

Причины возникновения страхов

В зависимости от причины, вызывающей чувство страха, выделяют следующие группы: биологический, общественный, моральный и разобщенный страхи. При этом проявления боязни могут быть одинаковыми вне зависимости от причин ее возникновения. Остановимся на биологических причинах возникновения страха.

Биологический страх возникает, когда существует угроза жизни или продолжению вида. Угроза может исходить извне или изнутри организма.

Когда угроза исходит извне, она ясно осознается. Интенсивность испытываемого страха зависит от возможности человека действовать. Любое возможное действие – бегство, драка, и даже возможность самому лишить себя жизни – уменьшает интенсивность испытываемого страха.                                          

Парадоксально, но страх как правило исчезает, когда мы непосредственно находимся перед лицом опасности. Природа поставила человеку предохранитель – страх, чтобы мы не подвергали себя лишнему риску. Но природа же и позаботилась, чтобы страх не мешал борьбе за жизнь.

В общих чертах это выглядит так: страх растет по мере приближения к источнику опасности, причем из-за эмоционального напряжения кажется, что время тянется невообразимо медленно, а расстояние постоянно удлиняется. В момент когда происходит встреча с источником опасности, чувство страха внезапно слабеет, разряжается в действии (бегстве или борьбе).

Чувство страха на самом деле как бы подготавливает человека к встрече с грозящей ему опасностью, а когда момент наступает, страх не нужен, он теряет свой смысл. А когда угроза миновала – человек испытывает, как минимум облегчение, что на этот раз удалось выпутаться, а как максимум - чувство восторга по поводу победы.

Это цикл - "ожидание – разрядка – покой" - наблюдается во всех ситуациях, связанных с сильными переживаниями.

Возрастная динамика страха

Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи и так называемые «возрастные страхи». Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение репертуара детских страхов, причем, они носят, как правило, конкретный характер.

А. И. Захаров в своей книге «Дневные и ночные страхи у детей» приводит следующие данные: «Наиболее частым у детей 2-го года жизни является страх неожиданных звуков (52% мальчиков и 52% девочек). На втором месте находится страх одиночества (44% мальчиков и 34% девочек), затем идут страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников. В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план, затем следуют страхи одиночества (у 48% девочек, 36% мальчиков). Существенно увеличиваются, особенно, у мальчиков, страхи перед засыпанием, что связано с более частыми у них кошмарными сновидениями.»

В период с 3 до 5 лет часто отмечается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Кроме того, персонажи Волка и Бабы Яги выходят из сна, населяя днем воображение эмоционально чувствительного и впечатлительного ребенка.

«Ведущим страхом старшего дошкольного возраста (6-7 лет) является страх смерти. Страх смерти – своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому наиболее выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному, отвлеченному мышлению. Страх смерти относительно чаще встречается у девочек, что связано с более выраженным инстинктом самосохранения.

По данным корреляционного анализа, страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей, заболевания и смерти родителей, жутких снов, животных, стихии, огня, пожара, войны. Эти страхи имеют своей мотивацией угрозу для жизни в прямом и косвенном виде.»[2,c.71].

Ведущий страх в возрасте 7-11 лет – это страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Часто встречаемой разновидностью страха «быть не тем» будет страх опоздания в школу, то есть страх не успеть, получить порицание, более широко это страх социального несоответствия и неприятия. Помимо школьных страхов для детей этого возраста типичен страх стихии – природных катаклизмов: бури, урагана, наводнения, землетрясения. Что отражает присущую данному возрасту особенность: так называемое магическое мышление – склонность верить в «роковое» стечение обстоятельств, таинственные явления, предсказания и суеверия.

Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка. Знание основных возрастных страхов поможет при составлении психопрофилактических комплексных программ.

Категория: Психология | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 1213 | Загрузок: 134 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]