Главная » Файлы » Рефераты » Психология | [ Добавить материал ] |
[ Скачать с сервера (51.4 Kb) ] | 12.12.2010, 21:28 |
Психолингвистика Введение На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекала к себе повышенное внимание. Предлагаемые ее решения были самыми разными — от полного разделения речи и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга функций до столь же однозначного и безусловного их соединения, вплоть до абсолютного отождествления. Многие современные ученые придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так я по функционированию относительно независимые реальности. Главный вопрос, который сейчас обсуждают в связи с данной проблемой, – это вопрос о характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего раздельного и совместного развития. Целью данной работы было рассмотреть отношение отечественных ученых на проблему соотношения мышления и речи в процессе формирования и развития личности. В первой части мы рассматриваем, теорию развития и формирования речи и мышления с точки зрения психолингвистики. Во второй части рассматривается значение слова как единицы мышления. И в третьей части мы исследуем подход отечественных психологов к проблеме соотношения и взаимного влияния мышления и речи человека. Психолингвистическая теория формирования речи и мышления Проблему речи обычно ставят в психологии в контексте: мышление и речь. Действительно, с мышлением речь связана особенно тесно. Слово выражает обобщение, поскольку оно является формой существования понятия, формой существования мысли. Генетически речь возникла вместе с мышлением в процессе общественно-трудовой практики и складывалась в процессе общественно исторического развития человечества в единстве с мышлением. Л.С. Выготский подчеркивал связь речевых процессов с мышлением в общих зонах значения языковых знаков, а также развитие и совершенствование этих зон от ребенка к взрослому, от профессионала к непрофессионалу, от монолингва, говорящего на одном языке, до полилингвиста, свободно переключающегося от одной системы знаков на другую. Рассмотрим структуру формирования речи и мышления с психолингвистических позиций (рис. 1). Под этим углом зрения процесс речевого развития представляет собой непрерывно и циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли, которые становятся все более осознанными и содержательно богатыми. Вначале мысль формируется в слово, которое
одновременно выступает и как фраза, и как предложение, без дальнейшего лингвистически
тонкого членения. Та же бедность форм и вариаций характерна для обратного
процесса движения от слова к мысли. Затем этот процесс разворачивается по
вертикали (так, как это показано на рис. 1) и по горизонтали. Последнее
движение характеризуется расширением возможностей представления мысли в словах
на разных уровнях. Например, на уровне предложения и фразы одна и та же мысль
может быть выражена по-разному людьми с большим словарным запасом и развитой
речью. Рис. 1. Психологическая модель порождения и функционирования речи.
Усвоение речи ребенком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На базе их формируется связная, осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление, процесс перевода мысли в слово идет в обратном направлении. Признаками наступления перелома в развитии речи и мышления являются быстрое и активное расширение ребенком своего словарного запаса. Малыш начинает часто задавать взрослым вопрос: «Как это называется?» Параллельно происходит столь же быстрое, скачкообразное увеличение коммуникативного словаря. Ребенок как бы впервые открывает для себя символическую функцию речи и обнаруживает понимание того, что за словом как средством общения на самом деле лежит обобщение, и пользуется им как для коммуникации, так и для решения задач. Решая интеллектуальные задачи, он начинает рассуждать вслух, а это, в свою очередь, признак того, что он использует речь уже и как средство мышления, а не только общения. Практически доступным для ребенка становится значение слова как таковое. Далее процесс развития продолжается, углубляясь, еще достаточно долгое время, вплоть до подросткового возраста. Сложности перехода от общих языковых норм к их конкретному использованию привели к тому, что речевые процессы очень поздно достигают своих максимально возможных вершин. По исследованиям Б.Г. Ананьева, наилучшие речевые результаты фиксируются в возрасте 35-40 лет. До этого речевые навыки развиваются и совершенствуются, проходя определенные периоды овладения функциями и формами. Сравните, например, речь дошкольника и младшего школьника, речь подростка и речь взрослого человека с достаточно высоким уровнем образования. Сравнение может идти по линиям правильности использования вербальных знаков, их разнообразия, выразительности, точности логической соотнесенности, уместности в различных ситуациях, понимания даже разрушенных текстов, а также понимания подтекста, легкости конструирования из отдельных вербальных элементов различных конструкций и т.д. С возрастом грамматические формы становятся более устойчивыми и дифференцированными. Осознаются элементы речевой деятельности: звуки, слоги, слова и предложения (а не как предмет или конкретный образ ситуация), Значение слова, являясь, само по себе обобщением, представляет собой не только единицу слова, но и единицу мышления, и в процессе развития высших психических функций у человека возникает качественно новое, сложное единство – речевое мышление. Устная речь становятся универсальным средством мышления, общения и познания, и оттачивается на протяжении всей жизни. | |
Просмотров: 487 | Загрузок: 164 | |
Всего комментариев: 0 | |