Главная » Файлы » Рефераты » Психология [ Добавить материал ]

Психокоррекция
[ Скачать с сервера (12.3 Kb) ] 12.12.2010, 21:26

Психокоррекция

Введение

Психологическая коррекция – важное и ответственное направление практической деятельности психолога. Под психологической коррекцией понимается деятельность психолога по исправлению особенностей психического развития, не соответствующих оптимальной модели.

В работе психолога коррекция характеризуется как совокупность психолого-педагогических воздействий, направленных либо на исправление, либо на профилактику недостатков и отклонений в развитии личности. Психолог, занимающийся коррекцией, работает по определенной схеме:

· что есть;

· что должно быть;

· что надо сделать, чтобы было должное.

Что бы ответить на эти вопросы, психолог должен определить норму психического развития личности человека, и в частности ребенка.

В данной работе будет рассмотрен результат психокоррекционной работы с группой младших школьников.

 

1. Основные направления психокоррекционной работы

Выделяют три уровня анализа нормы психического развития:

1) нейропсихологический уровень, на котором делается заключение о мозговой организации исследуемого явления. Такой анализ помогают сделать знания о функциональной организации мозга, об основных принципах локализации психических функций и локальных поражений мозга.

2) общепсихологический уровень анализа содержания нормы психического развития предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования психики.

3) возрастно – психологический уровень анализа позволяет конкретизировать полученные данные применительно к возрасту и индивидуализировать их в применении к конкретной личности.

Когда определены нормы анализируемого явления, психолог может решать вопросы коррекции. Например, у ребенка плохая память, что создает трудности в учебе. Как её улучшить? Можно это сделать, ориентируясь на норму (тогда коррекция будет опираться на общие психологические закономерности и универсальные техники) или выбрать путь, ориентированный на индивидуальные возможности ребенка, используя индивидуализированные программы коррекции.

Выбор целей и направленности коррекции, то есть  стратегия её осуществления, определяется тремя основными принципами:

· принципом нормативности развития (учета) основных закономерностей психического развития, значения последовательных стадий развития для формирования личности, этот принцип постулирует существование некоторой «возрастной нормы развития», своеобразного эталона возраста;

· принцип «сверху вниз» требует поставить в центр внимания «завтрашний день развития» личности, а в качестве основного содержания коррекционной работы считать создание зоны ближайшего развития человека, исходя из этого, коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста, носить опережающий предвосхищающий характер;

· принцип системности развития психики обусловливает необходимость учета сложного системного характера психического развития в онтогенезе.

Тактику коррекционной работы, то есть выбор средств и способов достижения поставленной цели определяет так называемый деятельностный принцип коррекции, который задает направление работы через организацию соответствующих видов деятельности личности и формирование обобщенных способов её ориентировки в различных отношениях. Такое формирование должно осуществляться путем организации деятельности человека, предполагающей целенаправленное изменение социальной ситуации его развития.

Таким образом, коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность человека, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.

Рассмотрим пример коррекционной работы психолога на опыте работы школьного психолога с группой младших школьников, которые испытывали трудности в сфере эмоциональных отношений. Дети, учащиеся вторых классов, восьми – девяти лет испытывали состояние психического дискомфорта при посещение школы, при общении с учителем и одноклассниками часто проявляли враждебность, были подвержены тревожности. Это оказывало отрицательное влияние на учебу (низкая успеваемость), на здоровье ребят (повышенная заболеваемость), на желание детей ходить в школу.

Занятия проходили один раз в неделю с группой 6 человек , в специальном помещение, классе психологической разгрузки, скорее напоминающим об игровой комнате в детском саду или об детской комнате дома, чем о школе.

 

1. Программа психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоциональной сферы

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: помочь детям младшего школьного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

ПРЕДМЕТ ПСИХОКОРРЕКЦИИ: эмоциональная сфера детей:

Состояние психического дискомфорта;

Зависимость от окружающих;

Противоречивость личности;

Враждебность;

Тревожность.

ОБЪЕКТ ПСИХОКОРРЕКЦИИ: младшие школьники с эмоциональными проблемами.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

БЛОК 1 «Снятие состояния психического дискомфорта»

Задачи:

1) Снятие эмоционального напряжения;

2) Создание положительного эмоционального настроя и атмосферы «безопасности» в группе;

3) Перенос положительного опыта из группы в реальную школьную обстановку;

4) Обучение приемам ауторелаксации;

5) Психомышечная тренировка.

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: «Обезьянки» (знакомство)

«Назови свое имя» (знакомство, представление)

«Что слышно?» (игра, развивающая внимание)

«Повтори!» (пантомимика)

«Фотографии» (распознание эмоций»

Сказка «Про хвастунишку Тишку» (беседа по сказке)

Свободное рисование (рассказ о своем рисунке)

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: «Игра гномиков»

«Забавные человечки» (двигательная и эмоциональная разминка)

«Будь внимателен!» (пантомимика, внимание, распознание эмоций)

Сказка «О храбреце» (беседа по сказке, инсценировка сказки)

«Страшный медведь» (эмоции страха, испуга)

Игра «Когда всем весело, а одному грустно»

Свободное рисование (рассказ о своем рисунке)

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: «Магазин игрушек»

Беседа «Моя любимая игрушка»

«Угадай, что за игрушка» (развитие тактильных ощущений, памяти)

«Любимая игрушка» (пантомимика)

«Что случилось с козленком?» (эмоции страдания, боли)

«Помоги козленку» (тренинг поведения, проявление сочувствия)

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: «Веселые утята»

Узнаем друг друга по голосу, закрыв лицо руками (внимание)

Передаем друг другу «горячую картошку», «ледышку» (внимание, взаимодействие)

«Ручейки» (пантомимика)

«Купание в фонтане» (эмоции радости, удовольствия)

Исследование ситуации «если горе велико, если горю не помочь»

«Вот что значит настоящий, верный друг» (песня)

 

БЛОК II «Коррекция зависимости от окружающих»

Задачи: 1) Привить ребенку новые формы поведения

2) Научить самостоятельно принимать верные решения

3) Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком

4) Использовать выразительность движений в воспитании эмоций и высших чувств

5)Приобретение навыков в саморасслаблении

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: «Цирк»

«Что наденем, идя в цирк?» (внимание)

Вспомнить, кто во что одет? (внимание, память)

«Мы опаздываем на представление» (сесть и встать бесшумно, внимание, движение)

«Аплодисменты» (хлопки со сменой ритма)

«Фокусник», «Силач с гирями», «Дрессировщик»(пантомимика)

«Клоун проказничает» (эмоции вины, стыда)

«Клоун смеется и дразнит слона» (тренинг желательного поведения)

Танец клоунов

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: «Смелый капитан»

Этюд «Вот он какой!» (пантомимика)

Этюд «Тень» (развитие памяти)

Этюд «Смелый капитан» (смелость, уверенность в себе)

Свободное рисование (рассказ о своем рисунке)

Игра «Спящая царевна» (расслабление)

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: «Летний луг»

Игра «Передай клубочек» (эмоциональная разминка)

Этюд «У оленя дом большой» (работа над выразительностью движений)

Этюд «Чунга - Чанга» (эмоция удовольствия)

Этюд «Цветок» (эмоция радости)

Игра с пчелкой (на напряжение и расслабление мышц)

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: «Мы честные ребята»

Игра «Сова» (подвижная игра)

Игра «Запретная цифра» (память, внимание)

Игра «Повтори за мной» (психомышечная тренировка)

Этюд «Правильное решение» (смелость, храбрость, радость)

Этюд «Деньги на мороженое» (честность, тренинг желательного поведения)

Этюд «Игра с песком» (расслабление мышц, выразительность движений)


Категория: Психология | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 863 | Загрузок: 146 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]