Главная » Файлы » Рефераты » Психология [ Добавить материал ]

Психика и физиология
[ Скачать с сервера (11.5 Kb) ] 12.12.2010, 21:23

Психика и физиология

Введение

Давно замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека. Эта мысль была сформулирована еще в первом тысячелетии, до новой эры Алкмеоном Кротонским (VI в до н. э.) и поддерживалась Гиппократом (около  460-377 гг. до н. э.). В течение более чем двухтысячелетней истории развития психологических знаний она оставалась неоспоримой, развиваясь и углубляясь по мере получения новых знаний о работе мозга и новых результатов психологических исследований.

В начале ХХ века из двух разных областей знаний – физиологии и психологии – оформились две специальные науки, занялись изучением связей между психическими явлениями и органическими процессами, происходящими в мозге человека. Это – физиология высшей нервной деятельности и психофизиология.

Представители первой науки обратились к изучению тех органических процессов, происходящих в мозге, которые непосредственно касаются управления телесными реакциями и приобретения организмом нового опыта.

Представители второй науки сосредоточили свое внимание в основном на исследовании анатомо-физиологических основ психики. Общим для ученых, называющих себя специалистами по высшей нервной деятельности и по психофизиологии, стало понятие научения, включающее в себя явления, связанные с памятью и в результате приобретения организмом нового опыта одновременно обнаруживающиеся на анатомо-физиологическом, психологическом и поведенческих уровнях.

Потребность в общей теории психических процессов привели к возникновению единого концептуального блока, сформировавшегося в пограничных областях, связывающих между собой психологию, нейрофизиологию, общую биологию, социологию, физику и технику. Этим определяется неизбежность выхода за пределы собственно психологических понятий – в сферу действия физиологических и общефизических законов – для продвижения к единой теории психических процессов, охватывающий нарастающее многообразие фактического  материала экспериментальной психологии.

 

1. Психика и физиология

Психика – это общее понятие, обозначающая совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии. Психологические процессы происходят в голове человека и отражаются в динамически изменяющихся психических  явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышления, речи и др. Физиологические процессы, как правило, скрыты от внешнего наблюдения, поэтому они длительное время оставались вне области интересов психологов, занимавшихся в основном исследованием доступных для прямого наблюдения проявлений поведения человека.

В связи с успехами изучения деятельности отдельных нейронов мозга человека, в условиях клинического обследования – психофизиология стала наукой не только о физиологических, но и нейронных механизмах психических процессов состояния и поведения. «Современная психофизиология включает исследование нейрона и нейронных сетей, что определяется интеграцией различных дисциплин, изучающих работу мозга (нейрофизиологии, нейрохимии, молекулярной биологии, психофизиологии, нейропсихологии и др.)».

Становление психофизиологии связано с успехами, достигнутыми в области изучения нейронной активности. В 20-х годах в Англии (Кембридж) сложилась школа электрофизиологов во главе с А. Эдрианом. Она внесла большой вклад в изучение электрической активности нейронов и общую теорию ЭЭГ. Значительное влияние на развитие психофизиологии оказала теория нервных сетей и нейронов-детекторов, сформулированная У. Мак Каллахом и У. Питсом. Это открытие стимулировало изучение функциональных характеристик нейронов и их роли в реализации различных этапов поведенческого акта. Были открыты многие новые классы нейронов, специфически связанных с различными психическими процессами. Среди них – особый тип сенсорных нейронов – гностические единицы, кодирующие целые образы. Эта концепция принадлежит Ю. Конорскому, который доказал, что узнаванию знакомого лица с первого взгляда, знакомого предмета, голоса, знакомого знака, характерного жеста и т. п. Соответствует возбуждение не клеточного ансамбля, а единичных нейронов, отвечающих отдельным восприятием.

Описаны также целый класс особых нейронов – нейроны цели, нейроны целевых движений, нейроны моторных программ, командные нейроны, нейроны «ожидания», нейроны новизны, нейроны тождества, нейроны ласкового поведения, нейроны среды, нейроны места. Выделение этих групп нейронов заложили основу функциональной классификации нейронов и позволили приблизиться к пониманию нейронных механизмов поведения.

Изучение нейронных механизмов психических процессов и состояний ограничивается возможность проводить подобные эксперименты лишь на животных. Некоторые исследования на людях продиктованы диагностическими задачами в лечебных целях. Вместе с тем знания, которыми сегодня располагают исследователи, о принципах кодирования информации в нервной системе свидетельствуют о существовании некоторых универсальных механизмов клеточного функционирования, общих для всех живых организмов. Это вселяет  определенную уверенность в том, что закономерности, изучаемые на простых объектах, могут быть распространены и на более сложные системы.

К тому же все более многочисленными становятся доказательства того, что формы взаимодействия организма со средой, эволюционно возникшие более поздно, не отменяют предыдущие. Они сохраняются и сосуществуют вместе наслаиваясь друг на друга. Таким образом, «эволюция, создавая новые и более совершенные формы адаптации к среде, сохраняет незыблемым принцип биохимической универсальности всех живых организмов». Он проявляется в принципиально сходных системах функционирования, общих для всех клеток. Это подчеркивает важность проведения исследований на животных и человеке для проникновения в мозговые механизмы психических явлений. Выводы, которые вытекают из исследований, проверяются вновь на психофизическом и психофизиологическом уровнях. Таким образом, в моделях накапливается все более полная информация об объекте исследования.

 

2. Структура психики

Как уже было сказано выше, психикой называют совокупность всех психических явлений изучаемых в психологии, таких как: ощущения, восприятие, воображение, память, мышление, речь и др.

Каждый психический процесс, состояние или свойство человека определенным образом связаны с работой всей центральной нервной системы.

Ощущения – возникают в результате переработки центральной нервной системой (ц. н. с.) воздействий на разные органы чувств различных видов энергии. Оно поступает на рецепторы в форме физических стимулов, преобразуется, передается далее в уме и окончательно перерабатывается, превращаясь в ощущения в коре головного мозга. Модальностью ощущений называют обычно их вид, а термин «качество» характеризует различные параметры соответствующих ощущений. Образ, складывающийся в результате восприятия как психофизиологического процесса, предполагает согласованную координированную деятельность сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее существенные признаки о свойствах воспринимаемого предмета, различают и виды восприятий. Соответственно, выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие, при которых доминирует один из следующих анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный (кожный), мышечный.

Память – это процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации. Исследования биологических основ и физиологических механизмов памяти показали, что следы памяти обнаруживаются в изменениях, которые в процессе научения происходят в нервных клетках отдельных внутренних структур головного мозга. «Его положение ведет к нарушению процесса выявления следов прошлого опыта, но не к утрате самих следов». Механизм кратковременной памяти является хранению информации в течение небольшого промежутка времени, до тех пор, пока содержавшаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память. Она, в отличие от кратковременной, рассчитана на длительное хранение и многократное воспроизведение информации при условии ее сохранения.

Работа мозга связана так же с другим процессом памяти – узнаванием, то есть отнесение воспринимаемого объекта к категории уже известных.

Следующим психическим процессом является восприятие, то есть процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Восприятие завершается формированием образа, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу.

Внимание – один из тех познавательных процессов человека в отношении сущности и самостоятельности, которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других подготовительных процессов. Внимание – состояние психологической концентрации, сосредоточение на каком-либо объекте. В действительности внимание включено во все остальные психически процессы и выступает как их необходимый момент, то есть – отделить его от них и изучать в «чистом виде» не предоставляется возможным.

Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Благодаря воображению человека разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Категория: Психология | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 929 | Загрузок: 111 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]