Главная » Файлы » Рефераты » Психология | [ Добавить материал ] |
[ Скачать с сервера (45.7 Kb) ] | 12.12.2010, 19:01 |
Проблема стрессовых ситуаций ВведениеПостоянно ускоряющейся темп жизни, разнообразил сферу человеческой деятельности, новые требования к критериям и возникновение новых профессий актуализировали проблему стрессовых ситуаций. На современном этапе развития типологии и особенно практической психологии в области профилактики и предотвращения профессиональных стрессов имеется множество практических методик и теорий, объясняющих происхождение данного явления человеческой психики. Современная медицина располагает большой базой фактов и данных, подтверждающих негативное влияние стресса на функционирование организма человека, связь стресса со многими казалось бы чисто физиологическими заболеваниями. Цель данной работы: объяснить понятие стресса и указать причины возникновения профессиональных стрессов и стрессовых ситуаций. Задачи работы: q Отразить наиболее полно возможные варианты предотвращения стресса; q Определить основные направления в области психофизиологических методов предотвращения профессиональных стрессов и стрессовых ситуаций. В первой части работы объясним феномен стресса и общие причины возникновения стрессов, их отражение и влияние на психоэмоциональную сферу. Во второй части более подробно рассмотрены причины возникновения именно «профессиональных стрессов», факторы экзогенного и эндогенного характера. Также во второй части указаны общие положения в теории психологии стресса с точки зрения социальной, возрастной психологии, характерологии и т. д. Третья часть содержит в себе описание перечисленных методов предотвращения стресса и стрессовых ситуаций, ликвидации последствий перенесенного стресса. В частности включены общие традиционные методы (тренинги и аутотренинги) и нетрадиционные методы (медитации и т. д.) В заключении подведем итог состоянию в исследованиях стресса в разных научных теориях и основные направления в дальнейшем развитии данных научных изысканиях. 1. Стресс, как явление и его общие причиныСтресс – термин, введенный канадским ученым Гансом Семе в 1936 году. «Стресс – это психологический ответ организма на любое предъявления ему требования» [3. 15]. Распространено мнение, что стресс – это общий адаптационный синдром из всей сферы жизнедеятельности человека. Г. Семе сформулировал следующие положения: q стресс – это не просто нервное перенапряжение; q стресс – это не всегда результат повреждения; q стресса не следует избегать. Любая активность приводит в действие механизм стресса, который несет функцию адаптации к возникающей трудности, какой бы она не была [3. 19]. Таким образом – стресс есть необходимый компонент любой деятельности, представляющий собой систему напряжений, которая возникает с одной стороны – от условий и средств деятельности, с другой стороны – в результате взаимодействия мотивов деятельности. В.С. Мерлин пишет по этому вопросу: « когда человек стремится удовлетворить какой-либо мотив, он с необходимостью сталкивается с противодействием. В результате возникновения внешних противодействий проявляется трудная ситуация. Состояние в трудной ситуации обозначается нервно-психической напряженности – стресс». Функциональное значение степени напряженности и напряженных состояний состоит в том, чтобы активизировать влияние их составляющих. Однако, во многих случаях выявить фрустрацию в душевной деятельности, - в таких случаях следует говорить о сверхнапряженности. Основными источниками эмоциональных реакций является – недостаток способностей к приспособлению, новизне, необычность, внезапность, избыточная или интенсивная мотивация, сложность выполняемой задачи. В целом эмоциональная напряженность может представлять собой функцию двух групп: факторов – интенсивность мотивации и неопределенность ситуации протекания деятельности. Под стрессами понимают факторы внутренней и внешней среды, которые вызывают состояние напряжения, или стресс. В наиболее общей классификации можно выделить стрессоры неопределенности и значимости, подразделяющиеся в свою очередь на внутренние и внешние. Стрессоры неопределенности связаны с характером деятельности и первичны по своей природе. Стрессоры значимости связаны с ответственностью предстоящей оценки результатов деятельности. Стрессоры внутренней значимости определяются характером субъективной, внутренней оценки реализации индивидуально значимых мотивов личности. Стрессоры внешней значимости определяются характером внешнего контроля индивидуально и социально значимых последствий деятельности. Индивидуальные свойства личности включены в структуру ее деятельности, как внутренние условия или внутренние средства и в этом качестве прямо или косвенно являются характеристиками стресса и его воздействия на результаты стресса или деятельности. В качестве многочисленных факторов стрессы можно выделить общие свойства личности и специальные свойства личности, индивидуальный стиль деятельности. Структура личности имеет иерархический фундамент строения, и личностных механизмов регуляции деятельности. В связи с этим во многих сферах психологии принято разделение общих и специальных психических структур. Общие свойства личности представляют собой целостную характеристику индивида, определяющих схему и систему его поведения во всей сфере неизменных условиях, или большей части этих условий. К общим свойствам можно отнести свойства темперамента, эмоционально-волевые качества, свойства связанные с социальными воздействиями и ряд других. В системе поведенческих проявлений это основные свойства нервной системы – генетически обусловленные нейрофизические предпосылки лечить личности. В целом общие свойства влияют на параметры деятельности, в том числе и в экстремальных ситуациях. Это можно объяснить их функциональной ролью в общей структуре деятельности, которая состоит в том, что они представляют собой внутренние условия для целостного функционирования. Если общие функции это то, что принято называть личностными свойствами, то специальные свойства личности представляют собой ситуационные качества. Ситуативное свойство – это состояние менее устойчивое, чем общие свойства. Общие свойства имеют более глубокие корни и типо-физиологические основания. Ситуативные качества имеют специфику внутренних способов воздействия. В этих качествах проявляется отчетливая связь с волевым поведением, ведь социально-психологическая роль определяется, как модус поведения в определенных ситуациях. Если общие свойства личности представляют собой внутренние условия деятельности, то специальные свойства обуславливают управление внутренними условиями и характером их внешних проявлений. Частично эти параметры неоднозначны и среди множества функций существует не менее важных функциях регуляции. Под индивидуальным стилем деятельности в целом понимается та оптимальная форма деятельности, которая должна способствовать приспособлению индивидуальных качеств в целом для достижения оптимально положительного результата. | |
Просмотров: 601 | Загрузок: 149 | |
Всего комментариев: 0 | |