Главная » Файлы » Рефераты » Психология [ Добавить материал ]

Половой диморфизм в когнитивной деятельности
[ Скачать с сервера (19.9 Kb) ] 12.12.2010, 18:47

Половой диморфизм в когнитивной деятельности

 Введение

Вопрос о психологических особенностях представителей мужского и женского пола является более трудным и сложным, чем вопрос о биологических и физиологических особенностях и о различиях.

Особенности полового диморфизма в когнитивной деятельности изучены мало. В доступной педагогической и психологической литературе в последние десятилетия мы не встретили научных работ на эту тему. Периодическая же печать нередко к ней обращается, справедливо улавливая ее интерес и практическое значение для педагогического процесса. В связи с этим и мы в своей работе хотим затронуть значимость этого вопроса для обучения  в начальной школе. Отсюда цель нашей работы показать значимость использования полового диморфизма в когнитивной деятельности младшего школьного возраста.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.    Рассмотреть учебную деятельность как основной вид когнитивной деятельности младших школьников.

2.    Изучить особенности половой дифференциации младшего школьного возраста.

3.    Показать значимость использования полового диморфизма в обучении учащихся начальной школы.

4.    Объект исследования: процесс обучения в младших классах.

5.    Предмет исследования: половой диморфизм в когнитивной деятельности младших школьников.

 

Теоретические предпосылки проблемы использования  полового диморфизма в когнитивной деятельности младших школьников

Когнитивная деятельность младших школьников

Когнитивную деятельность младших школьников представляет собой такую деятельность, которая ведет за собой развитие психологической сферы, а именно интеллекта. Такой деятельностью в данном возрасте становится учебная деятельность. Именно ее мы и рассмотрим в данном параграфе.

Придя в первый класс, ребенок сразу попадает в новые психологические условия своего существования. Во-первых, это исключительно реальные отношения, которые строятся по поводу учебной деятельности. Во-вторых, вольно или невольно ставят ребенка в ситуацию, когда он вынужден сравнивать себя с другими – с их успехами в учебной деятельности, с их прилежанием и поведением. В-третьих, учебная деятельность по своему психологическому содержанию нацеливает ребенка учиться – учить себя, т. е. смысл учебной деятельности в развитии своих умений, способностей и качеств.

Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учиться не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний.

Учебная деятельность, как и всякая другая когнитивная деятельность, имеет свой предмет – человека. В случае обсуждения учебной деятельности младшего школьника – ребенок. Учась способам письма, счета, чтения ребенок ориентирует себя на самоизменение – он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Рефлексируя, он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровне достижений. Это еще раз подтверждает то, что главной когнитивной деятельностью в младшем школьном возрасте становится именно учебная деятельность.

Самое существенное в учебной деятельности – это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений. Очень важно, чтобы ребенок стал для самого себя одновременно предметом изменения и субъектом, который осуществляет изменение самого себя. Если ребенок получает удовлетворение от рефлексии на свое восхождение к более совершенным способам учебной деятельности, к саморазвитию, то это значит, что он психологически погружен в учебную деятельность.

Исследуя учебную деятельность младших школьников, Д. Б. Эльконин особое значение придавал тому, как ребенок оценивает степень изменения. ОН писал: «Благодаря действию оценки ребенок определяет, действительно ли им решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым действием настолько, чтобы в последующем использовать его при решении многих частных и практических задач. Но тем самым оценка становится ключевым моментом при определении, насколько реализуемая школьником учебная деятельность оказала влияние на него самого как субъекта учебной деятельности. В практике обучения именно данный компонент выделен особенно ярко. Однако при неправильной организации учебной деятельности оценка не выполняет своих функций.

Учебная деятельность имеет свою структуру. Д. Б. Эльконин выделил в ней несколько взаимосвязанных компонентов:

·         учебная задача – то, что должен усвоить ученик, подлежащий усвоению способ действия;

·         учебные действия – то, что ученик должен делать, чтобы сформировать образец усваиваемого действия и воспроизводить этот образец;

·         действие контроля – сопоставление воспроизведенного действия с образцом;

·         действие оценки – определение того, насколько ученик достиг результата, которые произошли в самом ребенке.

Это структура учебной деятельности в ее развернутой и зрелой форме. Однако такую структуру учебная деятельность приобретает постепенно, а у младшего школьника она весьма далека от этого.

Но теория содержания и строения учебной деятельности используется на практике обучения детей младшего школьного возраста.

Однако следует помнить, что учебную деятельность, ее структуру, как и потенциал передаваемых идей, ребенок заимствует в той мере, в какой она «ему подходит, гордо проходя мимо того, что превышает уровень его мышления» В группе сверстников отношения строятся по типу синхронных. Именно в синхронных, симметричных отношениях детей развиваются такие качества, как умение встать на точку зрения другого, понять, каким путем продвигался сверстник при решении той или иной задачи.

Основная форма организации учебной работы детей – урок, на котором время рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указание учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не мешать другим. Все эти требования касаются разных сторон личности, психических качеств, знаний и умений.

На уроке все дети выполняют общее задание учителя. Каждый должен уметь, не мешая другим, сосредоточиться на выполнении задания.

В отношениях учителя и ученика существует своя особая связь по поводу учебной деятельности. Учитель должен оценивать ответы детей. Порицание, указание на ошибку могут вызвать смущение, огорчение, агрессию и негативное поведение. Похвала у одного вызывает бурную радость, и он с победоносным видом может оглядеть других, у другого – наряду с удовлетворением и чувство смущения.

Это подтверждает выраженную выше мысль о том, что учебная деятельность способствует развитию когнитивной сферы ребенка в данном возрасте, и она становится главной деятельностью для младшего школьника.

 

Особенности половой дифференциации в младшем школьном возрасте

Прежде чем давать характеристику психологических особенностей мальчиков и девочек, следует подчеркнуть следующие принципиальные моменты.

Во-первых, эти различия заметны задолго до полового созревания и лишь усиливаются в процессе его.

Во-вторых, Эти различия не определяются характером воспитания, а, напротив, сами в значительной мере определяют его, если взять общий его характер в целом на протяжении исторического периода, характер же воспитания и обучения в каждом конкретном случае способствует более полному их выявлению и развитию.

В-третьих, эти особенности имеют среднестатический характер и отражают скорее типы, а не обязательное наличие или отсутствие тех или иных качеств у девочек и мальчиков. Общечеловеческие черты, качества, свойства более широки и перекрывают специфически половые особенности, поэтому можно говорить лишь о преобладании каких-либо из них у представителей мужского или женского пола.

В-четвертых, наличие психологических особенностей (в характере мышления, уровне эмоциональности, в интересах и склонностях, в реакции на различные события и явления) должно обязательно рассматриваться в системе целого, а не изолированно. Это значит, что в целом и мальчики, и девочки психологически равноценны и обладают взаимными преимуществами лишь в определенных ситуациях или в определенных отношениях.

В-пятых, знание этих особенностей имеет важной значение для педагогики, и поэтому стремление к этому знанию должно расцениваться как необходимое знание педагогов.

Категория: Психология | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 1027 | Загрузок: 192 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]