Главная » Файлы » Рефераты » Психология [ Добавить материал ]

Память
[ Скачать с сервера (15.5 Kb) ] 11.12.2010, 22:23

Память

Введение

Память  - это умственная деятельность. Проявляется она в закреплении, сохранении и последующем воспроизведением человеком того, что уже было зафиксировано в его сознании. Благодаря, памяти мы имеем возможность постоянно расширять круг своих знаний и пользоваться ими по мере надобности.

Память является основным условием успешного обучения и воспитания индивида, в то же время, и сама развивается в процессе обучения и воспитания. Значение памяти в жизни человека огромна, без нее была бы невозможна никакая деятельность. И. М. Сеченов указывает, что без памяти наше ощущение и восприятие исчезают бесследно по мере возникновения, оставляют человека вечно в положении новорожденного. Если у человека проблемы с памятью возникают проблемы обучения, трудовой деятельности, приобретения простейших бытовых навыков. Проблемы памяти могут поставить под вопрос формирование и развитие личности человека. В отдельных же случаях при распаде памяти наступает и  распад личности.

           Память развивается в течении всей жизни человека, ее становление и формирование связаны как с развитием нервной системы, так и условиями воспитания и обучения, а так же деятельности индивида.

           Проблема памяти относятся к числу наиболее изученных вопросов специальной психологии. Проблемами памяти занимались Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Г. М. Дульнев, Х. С. Замский и другие.

 

1. Память: виды, формы, особенности

           Память -  это отражение непосредственного и прошлого опыта человека путем запоминания, сохранения и последующего воспроизведения ранее пережитых им чувств мыслей и образов прежде воспринятых, предметов и  явлений.

       В основе памяти лежат ассоциации, или связи Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы мо­жем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним; запомнить что-то - значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то  же известным, образовать ассоциацию.

С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь Различают два рода ассоциа­ции простые и сложные К простым относят три вида ассоциа­ции по смежности, по сходству и по контрасту.

        Ассоциация по смежности объединяет два явления, связан­ные во времени или в пространстве Такая ассоциация по смеж­ности образуется, например, при заучивании алфавита, при на­зывании буквы вспоминается следующая за ней.

       Ассоциация по сходству связывает два явления, имеющие сходные черты при упоминании одного ич них вспоминается другое Например, на уроке географии, знакомя учащихся с названиями портов Австралии, учительница говорит, что одно из них похоже на женское имя Аделаида, и таким образов устанавливает ассоциацию по сходству, обеспечивающую запо­минание.

Ассоциация по контрасту связывает два противоположных явления. Так, особенности зоны пустынь запоминаются по кон трасту с зоной лесов. 

            Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации - ас­социации по смыслу, в них связываются два явления, которые, по опредеюнию И П Павлова, и в действительности постоянно связаны часть и целое, род и вид, причина и следствие Эти свя­зи, ассоциации по смыслу, являются основой наших знаний

Для образования временной связи требуется повторное сов­падение двух раздражителей во времени, для образования ас­социации требуется повторение Но одних повторений мало.  Иногда многие повторения не дают результатов, а иногда, наоборот, связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчаю­щий образование временной связи.

Более важным условием для образования ассоциации являет­ся деловое подкрепление, т. е. включение того, что требуется за­помнить, в действия учащихся, применение ими знаний в самом процессе усвоения.

          Основными процессами памяти являются запоминание, сохра­нение, узнавание и воспроизведение.

Запоминание - процесс, направленный на сохранение в па­мяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.

Сохранение - процесс активной переработки, систематиза­ции, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.

       В зависимости от содержания запоминаемого, от того, что запоминается, память делят на четыре вида.

Двигательная память, или память на движения - это запо­минание и воспроизведение произведенных человеком движений. Эта память является основой выработки двигательных навыков и привычных движений Все бытовые, спортивные и трудовые навыки усваиваются благодаря двигательной памяти, благо­даря тому, что складывается и упрочивается динамический стереотип.

Эмоциональная память, или память на чувства, сохраняет пережитые человеком чувства. Человек может побледнеть при одном воспоминании о пережитом страхе или покраснеть при одном воспоминании о поступке, вызвавшем раньше чувство стыда.

Об этом виде памяти К С. Станиславский писал: «Раз Вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испы­танном, раз Вы боитесь думать о давно пережитом несчастье,— у Вас есть память на чувствования, или эмоциональная па­мять» .

      Особое значение имеет эта память для артиста, но в той или иной мере она развита у каждого человека, и подлинное сочув­ствие другому человеку, переживаемому им чувству возможно только благодаря эмоциональной памяти.

  В процессе воспитания воздействие на эмоциональную па­мять человека имеет существенное значение, так как самое силь­ное воздействие — это воздействие на чувства; сохранение в па­мяти пережитых чувств является предпосылкой воспитуемости человека.

     Словесная, или смысловая, память - это запоминание и со­хранение, а затем воспроизведение прочитанных или услышан­ных мыслей в словесной форме. Запоминание может происходить в точно той же словесной форме, например при запоминании формул, дословных форму­лировок, или же мысли могут запоминаться в другом речевом оформлении, т е они воспроизводятся своими счовами Так обычно запоминается прочитанный текст

Будет ли запоминание дословным или измененным, опреде ляется прежде всего задачей стоящей перед человеком, а также выработавшимися у него спосабами заучивания.

          Образная память, или память на представления, способству­ет запоминанию и воспроизведению лиц, картин природы, обста­новки, музыкальных мелодий, запахов, вкусов. Образная память есть у всех людей, но особенно развита она у художников, писателей, актеров, композиторов, архитекторов Благодаря этому художники могут писать портрет в отсутствие лица, по памяти  Фактически разные виды памяти взаимосвязаны, и в процес­се любой деятельности один и тот же материал запоминается с помощью двух и более видов памяти.

         В результате жизни, деятельности, особенностей нервной системы у человека складываются индивидуальные и типологические особенности памяти                                     

      Во первых, индивидуальные особенности памяти сязаны с особенностями личности Даже люди с хорошей памятью запоминают не все, а люди с плохой памятью не все забывают Это объясня­ется тем, что память носит избирательный характер То, что со­ответствует интересам и потребностям человека, запоминается быстро и прочно

  Во-вторых, индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти.

Качества памяти характеризуются скоростью запоминания, прочностью сохранения и легкостью воспроизведения Если хо­рошая память проявляется в быстром запоминании и медленном забывании, то плохая память, напротив, отличается медленным запоминанием и быстрым забыванием

Обычно говорят о хорошей и плохой памяти. Но память мо­жет быть хорошей в одном отношении и плохой -  в другом. От дельные качества памяти могут сочетаться по-разному.

1 Наилучшим является сочетание быстрого запоминания с медленным забыванием Люди с такими особенностями памяти запоминают материал быстро, после однократного прослушива­ния или чтения материал прочно сохраняется длительное время и легко (при этом полно и безошибочно) воспроизводится в тре­буемый момент.

2. Медленное запоминание сочетается с медленным забыва­нием Людям с такими качествами памяти необходимо тратить много времени на заучивание: несколько раз прочесть, составить план, вычертить чертеж, выписать термины, составить таб­лицу, рассказать себе. Но после того как они запомнили, мате­риал хранится прочно и точно воспроизводится на протяжении длигельного времени.

3 Быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием. Люди, отличающиеся такими качествами памяти, запоминают материал на лету после прослушивания или однократною чтения, например в конце урока, они могут тут же воспроизвести материал полно и безошибочно Но через короткое время, даже через 2 дня, воспроизводят его схематично, с ошибками, многое забывают. Это происходит потому, что, удовлетворившись быст­рым запоминанием, такие люди не тратят время на его повто­рение, дома устные задания не готовят, так как считают, что уже знают. Вследствие же быстрого забывания память оказывается непродуктивной. При таком сочетании качеств памяти необхо­димо заучивать повторно, хотя материал может быть воспроиз­веден и без этого. Дополнительные повторения приводят к бо­лее длительному и прочному сохранению.

Категория: Психология | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 581 | Загрузок: 152 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]