Главная » Файлы » Рефераты » Психология [ Добавить материал ]

Категория деятельности с точки зрения А.Н. Леонтьева
[ Скачать с сервера (18.0 Kb) ] 11.12.2010, 12:29

Категория деятельности с точки зрения А.Н. Леонтьева

Введение

А.Н. Леонтьев останется в истории психологии, прежде всего, как автор оригинальной психологической теории деятельности. Именно с нею ассоциируется имя Алексея Николаевича и в глазах мирового психологического сообщества. Однако его труды были посвящены и другим фундаментальным психологическим проблемам, среди которых – психология памяти, проблемы развития психики, отражения (гипотеза уподобления), сознания, психология личности, психологические проблемы обучения и др.

А.Н. Леонтьев был не только сильным теоретиком, но и блестящим экспериментатором, которому удалось осуществить ряд интереснейших экспериментальных замыслов (например, исследование генезиса чувствительности, развитие звуковысотного слуха и др.).

Талант А.Н. Леонтьева проявился на поприще не только разработки новых научных идей, но и организационно-административной деятельности. В 1967 г. благодаря усилиям А.Н. Леонтьева в МГУ им. М.В. Ломоносова был создан факультет психологии, деканом которого он оставался вплоть до своей кончины. Он заложил такие традиции обучения студентов, которые и по сей день отличают выпускника именно этого факультета. Эти традиции заключаются в особой философско-методологической закваске получаемых знаний, Алексей Николаевич активно вовлекал в научную деятельность способных студентов и молодых ученых. Среди непосредственных учеников А.Н. Леонтьева немало тех, чьи имена теперь широко известны. Их труды внесли большой вклад в развитие деятельностного подхода. Так постепенно формировалась научная школа Леонтьева.

Цель данной работы: рассмотреть  категорию деятельности с точки зрения А.Н. Леонтьева и сравнить его деятельностную теорию с подходами к деятельности С.Л. Рубинштейна и П.Я. Гальперина.

 Объект исследований:

Деятельность.

 Предмет исследований:

Категория деятельности в теориях А.Н. Леонтьева.

 Метод исследования:

– Анализ специальной  литературы.

 Деятельность

Категория деятельности

Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. В деятельности с точки зрения ее структуры принято выделять движения и действия. В содержании деятельности можно выделить такие психологические компоненты, как познавательные (в том числе перцептивные, мнемические и мыслительные), эмоциональные и волевые.

Итак, психологический анализ деятельности, в том числе деятельности психической, позволяет классифицировать ее с точки зрения структурных элементов, характера выполняемых функций и качественных особенностей получаемых результатов. Использование категории деятельности – отличительная черта отечественной психологии.

Для отечественной психологии характерны два момента:

1) положение о единстве психики и деятельности, противопоставляющее отечественную психологию как различным вариантам психологии сознания, изучавшим психику вне поведения (например, такие как: интроспективная психология; гештальт психология), так и разным натуралистическим течениям поведенческой психологии, исследующим поведение вне психики (такие как: бихевиоризм; необихевиоризм);

2) введение принципов развития и историзма, воплощение которых в конкретных исследованиях обязательно предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития психического отражения.

 Деятельность как объяснительный принцип психики

Как объяснительный принцип психики категория деятельности используется:

1) при изучении различных областей психической реальности – психология познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых процессов;

2) при построении различных отраслей психологии (психология общая, социальная, возрастная, педагогическая, медицинская, инженерная, психология труда и зоопсихология).

Использование категории деятельности как объяснительного принципа привело:

1)    к изменению принципов анализа психики в общей психологии:

а) принцип единства сознания и деятельности;

б) принцип единства строения внешней и внутренней деятельности;

в) принцип интериоризации-экетериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта (принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности), и пр.;

2)    к разработке положений:

а) о планомерном формировании умственных действий;

б) о ведущей деятельности как основе периодизации развития психики;

в) о микроструктурном анализе познавательной и исполнительной деятельностей;

г) о деятельностном опосредовании межличностных отношений и пр.

Основные характеристики деятельности

Основные характеристики деятельности – предметность и субъектность. Специфика предметной определенности деятельности – в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованными в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Филогенетические предпосылки предметности проявляются в деятельности животных как ее обусловленность свойствами объектов – ключевыми раздражителями, служащими удовлетворению биологических потребностей, а не любыми воздействиями внешнего мира. В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, фиксированными в схемах действия, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и социальных нормах.

Субъективность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности, а в личностном смысле – «значении для себя», придаваемом мотивами различным событиям, действиям и деяниям.

 При анализе деятельности выделяются три плана ее рассмотрения:

1) генетический – в нем исходной формой любой человеческой деятельности является совместная социальная деятельность, а как механизм развития психики выступает интериоризация, в ходе которой происходит переход внешней по форме деятельности во внутреннюю деятельность;

2) структурно-функциональный – в основе такого рассмотрения строения деятельности лежит принцип анализа «по единицам»: разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому. 3) динамический – здесь при рассмотрении деятельности изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: надситуативная активность, определяющая саморазвитие деятельности и возникновение ее новых форм; установка, обусловливающая устойчивость целенаправленной деятельности в изменчивой реальности.

Сравнительный анализ     деятельностных теорий

 А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн

Трактовка деятельности как особой системы, в недрах которой формируются психические процессы, была разработана С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым. Попытка предпринять структурный анализ деятельности привела А.Н. Леонтьева к выделению в ней различных компонентов (таких, как действие и операция, мотив и цель). Они были названы «единицами» которые образуют ее «макроструктуру». В то же время этот «деятельностный подход» применительно к сфере психических явлений требует выхода за ее пределы. Системный анализ человеческой деятельности необходимо является также анализом поуровневым. Именно такой анализ позволяет преодолеть противопоставление физиологического, психологического и социального, равно как и сведение одного к другому.

 

Категория: Психология | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 1111 | Загрузок: 192 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]