Главная » Файлы » Рефераты » Психология | [ Добавить материал ] |
[ Скачать с сервера (16.0 Kb) ] | 11.12.2010, 12:21 |
Детские неврозы Введение Многие из проблем пограничной психиатрии столь переплетены друг с другом, что определить их бывает весьма трудно, но сделать это необходимо. Поэтому следует подчернуть некоторую условность разграничения многих пограничных нарушений. Самым частым среди них является невроз. Это всегда следствие межличностных конфликтов и психологического напряжения в отличие от неврозоподобных расстройств, внешне похожих на неврозы, но имеющие непсихогенное происхождение. К факторам, способствующих возникновению неврозов, относятся специфические особенности личности, включая инфантилизм, невропатию, психопатические черты характера, крайние варианты нормальных характеров, психофизическая ослабленность вследствие болезней, истощений, интоксикации и пр. Имевшая хождение долгие годы точка зрения, согласно которой прогноз неврозов всегда благоприятный, в последнее время серьезно пересмотрена. Прогноз невроза зависит как от непосредственных причин болезни, так и от факторов и условий, способствовавших появлению болезни. Нередко внешние причины являются лишь пусковым механизмом невроза, болезнь не исчезает в таких случаях после устранения этих внешний причин. Описываются остаточные невротические состояния как следствие длительно протекающих неврозов. В более легких случаях, когда в происхождении невроза психотравмирующие факторы играли большую роль, чем внутренние условия, прогноз значительно улучшается. Цель данной работы: Рассмотреть основные причины возникновения неврозов у детей 5 – 10 лет и методы их коррекции. Объект исследования – возникновение детских неврозов. Предмет исследования – основные способы коррекции детских неврозов. Детские неврозы «Невроз для своего определения должен отвечать трем основным критериям психогенных заболеваний: 1) он вызывается психической травмой; 2) содержание травмы отражается в клинической картине болезни; 3) невроз появляется, как правило, вслед за психической травмой и чаще всего уменьшается или вообще прекращается после исчезновения или дезактуализации психотравмирующих моментов. При неврозе имеет место сознание своей болезни и стремление избавиться от страдания. По форме невроз может быть невротической реакцией (кратковременное и быстро обратимое психогенное нервнопсихическое расстройство), невротическим состоянием (более продолжительное и медленно обратимое) и невротическим формированием характера, когда факторы вызывающие невроз, уже не просто "звучат" в картине болезни, а вызывают выраженные характерологические изменения. Среди неврозов выделены: 1) астенический невроз (неврастения), вызванный психическими травмами, переутомлением, нарушением режима и суточного ритма; 2) невроз навязчивых состояний, проявляющийся болезненной склонностью к образованию навязчивостей в двигательной, эмоциональной и интеллектуальной сферах; 3) истерический невроз и некоторые другие. У детей и подростов чаще, чем у взрослых, встречаются системные неврозы, при которых, помимо свойственных тому или иному виду невроза симптомов, имеются преимущественные поражения функции отдельных систем, следствием чего является, например, заикание, недержание мочи, исчезновение речи (мутизм)».[1, c.]. Решающая роль в формировании личности и характера ребенка раннего и дошкольного возраста принадлежит семейному воспитанию. «Дети, растущие в условиях гипоопеки и безнадзорности, часто обнаруживают неумение вести себя в коллективе сверстников и взрослых. При поступлении их в детский сад они сторонятся других детей, не принимают участия в общих играх, им могут быть свойственны угрюмость, злобность , агрессивность. При недостаточности возрастных игровых интересов отмечается нездоровое любопытство к интимным отношениям взрослых. Иногда у детей старшего дошкольного возраста обнаруживаются неискренность, лживость. Чрезмерно строгие требования взрослых к соблюдению навыков опрятности нередко вызывают нарушения опрятности, появляются энурез, энкопрез, различные сопутствующие невротические расстройства – страхи, расстройства сна и т.д.»[7, с. 18-19]. И в этом случае невротическое поведение ребенка оказывается способом исправления некоторой ситуации, которая для него трудна. Таким образом, непроизвольно, бессознательно дети пытаются восполнить то, что они не получают от родителей. Но все-таки это не главное. Невротическое расстройство возникает вследствие непереносимого для ребенка нервно-психологического напряжения и внутреннего, неразрешимого конфликта.
Виды детских неврозов Невроз страха. «Мы знаем, что когда возникают такие состояния, то чаще всего речь идет о страхе смерти. Он проявляется у всех детей в возрасте 5-8 лет. Почему? Потому что именно в эти годы они осознают, что человеческая жизнь не бесконечна: умирает бабушка или дедушка, или кто-то из знакомых взрослых; так или иначе, но ребенок впервые ощущает, что смерть нечто неизбежное. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями; но только в том случае, если в семье существует жизнерадостная эмоциональная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том то умер, что с ним (ребенком) может что-нибудь случиться. А если ребенок и прежде был беспокойным, то подобное беспокойство резко усиливает возрастной страх смерти - и вот вам набор невротических страхов, которые мотивированы, по существу, одним: боязнью, что может что-нибудь случиться. В своем максимальном выражении это "что-то" означает смерть: от болезни, или пожара, или от того, что лифт упадет. Источником подобных страхов может быть мать, сама тревожная по характеру и всего этого сама боявшаяся в детстве. Чаще всего заболевают неврозом дети с повышенной эмоциональной чувствительностью. Но опасность возникает лишь там, где свойственная этим детям впечатлительность сталкивается с нечувствительностью взрослых, их неуважением к особенностям личности ребенка, стремлением покомандовать, непоследовательностью требований. Вот тогда присущая ребенку эмоциональная чувствительность может заостриться, стать болезненной. А это уже начало невроза. Почему мы, прежде всего, обратили внимание на невроз страха? Потому что он, в какой то степени, предпосылка к большинству других. Беспокойство, страхи - это то, что подрывает уверенность в себе. А при неврозе, как правило, самооценка понижена. Это мы видим и у взрослых: неуверенность в себе, в своих силах, нерешительность в действиях. Но, безусловно, все к страхам не сводится. Нужно еще сказать об истерическом неврозе. Его внешние проявления, видимо, знакомы всем: ребенок чрезмерно капризен, то и дело устраивает истерики, падает на пол, бьется. Но его, этот невроз, надо отличать от патологии характера, который бывает в более старшем возрасте. Главное отличие ребенок не хочет быть таким; он не только устраивает сцены, но сам страдает от этого. Но ничего не может сделать с собой; это происходит помимо его воли. Почему такое поведение возникает? Родители уже успели в первые два, три года избаловать ребенка. И даже не в этом главная беда, что все позволяют, а - непоследовательно к нему относятся. Скажем, у бабушки, чтобы не случилось, реакция одна: "Милый мой внучек!" А отец строг чрезмерно. Мать колеблется между отцом и бабушкой: то она разрешает, то она запрещает. В результате нервная система пусть и любимого чада не выдерживает, дает бурную эмоциональную реакцию на противоречивые требования. | |
Просмотров: 869 | Загрузок: 169 | |
Всего комментариев: 0 | |