Главная » Файлы » Рефераты » Юриспруденция | [ Добавить материал ] |
[ Скачать с сервера (18.4 Kb) ] | 01.12.2010, 23:48 |
Уголовно-исполнительное право Введение В основе формирования и развития правовой системы государства, различных отраслей законодательства, правовых форм и направлений его деятельности находится политика, отражающая принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество. Одно из таких направлений — политика в сфере борьбы с преступностью. Уголовно-исполнительный кодекс впервые перевел на законодательную основу регулирование исполнения не только лишения свободы и исправительных работ, но и всех других видов наказаний. Специальные разделы Кодекса содержат правовые нормы, регулирующие исполнение наказаний в виде обязательных работ, штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы, ареста, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, конфискации имущества, ограничения по военной службе, содержания в дисциплинарной воинской части. По-новому в ч. 2 ст. 1 УИК сформулированы задачи данной отрасли законодательства, поскольку в ст. 1 ИТК эти задачи смешивались по существу с целями наказания. В ч. 2 ст. 1 статьи они сформулированы достаточно четко и конкретно. Они охватывают собою наиболее важные направления реализации институтов и норм уголовно-исполнительного законодательства и включают регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания, определения средств исправления осужденных, охраны их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Понятие, структура, задачи и содержание уголовно-исполнительного права В теории права общепринята трактовка той или иной отрасли законодательства в узком и широком смысле. В узком смысле под отраслью законодательства понимается совокупность законов, которые регламентируют общественные отношения, относящиеся к предмету его регулирования. Соответственно под уголовно-исполнительным законодательством необходимо понимать систему законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия. Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится уголовно-исполнительное законодательство. Положение, сформулированное Конституцией РФ, означает, что принятие законов, регулирующих исполнение наказаний, находится в исключительной компетенции федеральных органов государственной власти республики. Уголовно-исполнительное законодательство до принятия уголовно-исполнительного кодекса состояло из Исправительно-трудового кодекса, принятого в 1970 г., с изменениями и дополнениями, внесенными после вступления его в законную силу, Положения о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных, от 16 июля 1984 г., Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г, Положения о дисциплинарном батальоне в Вооруженных Силах СССР. С принятием в декабре 1996 г. Уголовно-исполнительного кодекса система уголовно-исполнительного законодательства принципиально изменилась. Прежде всего, утратили силу почти все перечисленные выше законодательные акты, а кодекс стал основным законом, регулирующим исполнение всех видов уголовных наказаний, предусмотренных ст. 44 УК РФ. В ч. 1 ст. 2 УИК указывается, что «уголовно-исполнительное законодательство РФ состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов». Таким образом, предполагается существование иных, не перечисленных в ч. 1 ст. 2 УИК законодательных актов, регулирующих исполнение уголовных наказаний. К существующим формам (источникам) уголовно-исполнительного права относятся: Конституция РФ, Уголовно-исполнительный кодекс и другие федеральные законы; постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные правовые акты, принятые на основании законов, а также нормативные акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными им Уголовно-исполнительным кодексом. В ч. 2 ст. 1 УИК сформулированы задачи уголовно-исполнительного законодательства. Они охватывают собою наиболее важные направления реализации институтов и норм уголовно-исполнительного права и включают в себя регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Задача регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказания выражается в определении предмета правовой регламентации порядка и условий применения наказания, всей совокупности наиболее значимых общественных отношений, возникающих в данной сфере. Указанная задача нашла свою реализацию во всех разделах и главах Особенной части УИК. Так, каждая ее глава, регламентирующая исполнение конкретного вида наказания, открывается статьями, в которых регулируется в первую очередь порядок исполнения наказания, а затем условия его исполнения и отбывания [Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ Под общ. ред. Степашина С.В. – М.: 1999. С. 6]. Одна из основных задач этой отрасли права — исправление осужденных. Впервые это понятие, достаточно сложное с точки зрения его юридического оформления, закреплено в уголовно-исполнительном законе (ч. 1 ст. 9). Под исправлением понимается формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Задача определения средств исправления осужденных состоит в закреплении совокупности этих средств в конкретной норме закона, а затем определении правового механизма их реализации. Так, в ч. 2 ст. 9 УИК закреплены основные средства исправления осужденных: режим; воспитательная работа, общественно-полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. В Особенной части УИК применительно к порядку и условиям исполнения и отбывания конкретного вида наказания регулируется механизм реализации этих средств. Задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных выражается в определении общих требований и принципов правового статуса осужденных, детальной регламентации специального статуса осужденных к различным видам наказаний и правового механизма обеспечения реализации. В главе 2 УИК, посвященной правовому положению осужденных, определены основы их правового положения, основные обязанности и права, в том числе на личную безопасность, свободу совести и вероисповедания. В соответствующих главах Особенной части УИК, в которых регламентируется порядок и условия отбывания отдельных видов наказания, урегулирован специальный статус осужденных. Наконец, указанная задача реализуется в определении системы норм, направленных на реализацию прав, свобод и законных интересов осужденных (ст. 19 «Контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления»; ст. 20 «Судебный контроль»; ст. 21 «Ведомственный контроль»; ст. 22 «Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание» и т.д.). Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации направлена на предупреждение рецидива преступлений со стороны лиц, освобожденных от наказания. Социальная адаптация этих лиц включает в себя оказание им помощи при освобождении, содействия в трудовом и бытовом устройстве и контроле за этими лицами. Эта задача реализуется путем регламентации в главе 22 УИК помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания. В ней определен правовой механизм организации деятельности администрации учреждений по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных, оказания им помощи в трудовом и бытовом устройстве и контроле за ними. Таким образом, уголовно-исполнительное законодательство определяет систему задач этой отрасли, их взаимосвязь между собой. Эти задачи находят закрепление и развитие в институтах и нормах Уголовно-исполнительного кодекса и других нормативных правовых актах. Понятие и содержание норм уголовно-исполнительного права Под нормой уголовно-исполнительного права понимается модель должного поведения субъектов и участников правоотношений (государственных органов, организаций, общественных объединений, должностных лиц, осужденных и отдельных граждан). В ней устанавливаются правила, в соответствии с предписаниями которых регулируются общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения и применения к осужденным исправительного воздействия. Норма представляет собой основной элемент отрасли права, его первый уровень. Второй уровень образует комплекс норм, регулирующий определенную группу общественных отношений, например, возникающих при исполнении лишения свободы, исправительных работ, при освобождении от отбывания наказания. Такое объединение норм второго уровня образует определенный институт уголовно-исполнительного права. Сама отрасль права образует третий, высший уровень его структуры. Институты права позволяют более четко определить объекты правового регулирования, что имеет большое значение в правотворческой деятельности. | |
Просмотров: 2237 | Загрузок: 254 | |
Всего комментариев: 0 | |