Главная » Файлы » Рефераты » Юриспруденция | [ Добавить материал ] |
[ Скачать с сервера (16.4 Kb) ] | 01.12.2010, 22:07 |
Законодательство о гражданстве Российской Федерации С 1 июля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Его принятие вызвало политические и юридические дискуссии, так как нормы Закона непосредственно затрагивают статус человека в государстве, его взаимоотношения с последним. В институте гражданства отражены наиболее существенные политико-правовые, социальные, морально - нравственные и психологические связи и отношения, которые существуют между гражданином и государством. При этом в случае, если Законом РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 г. был установлен более льготный по сравнению с ныне действующим Законом порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых к рассмотрению до вступления в силу Закона, и принятие по ним решений осуществляются в порядке, установленном Законом РФ от 28 ноября 1991 г. В остальной части Закон от 28 ноября 1991 г. утратил силу. Несомненное достижение Закона - норма о соотношении национального законодательства и международных договоров России, что развивает положение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Государство, действуя во исполнение своих международно-правовых обязательств, наделяет человека, находящегося в пределах его юрисдикции, определенными правами и обязанностями, предусмотренными в актах международного права. Любой человек может воспользоваться преимуществами, вытекающими из норм международного права, через свое государство в качестве его гражданина. Общепризнанные нормы и принципы международного права, касающиеся вопросов гражданства, непосредственно не регулируют эти отношения. Они лишь устанавливают правовые рамки, в пределах которых каждое государство регулирует собственное гражданство, не затрагивая суверенитет другого государства. Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Можно было бы добавить - и ответственности. Ведь взаимная ответственность также присуща отношениям между гражданином и государством. Институт гражданства является одним из элементов суверенитета российского государства в целом. Согласно ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Выбранная тема работы является весьма актуальной в современных условиях, когда в Российской Федерации активно осуществляется правовая реформа, и закладываются основы правового государства, особенно важно глубоко изучить институт гражданства. Итак, цель работы – охарактеризовать правовой статус гражданства Российской Федерации как важнейшего института государственного (конституционного) права Российской Федерации, выделить особенности российского гражданства. Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)): законодательство о гражданстве, принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, недостатки и основные проблемы применения Закона о гражданстве.
1. Законодательство о гражданстве Российской Федерации Гражданство является одним из важнейших элементов правового статуса личности, а также главной предпосылкой обязанности государства защищать права и свободы личности. Поэтому важнейшие нормы о гражданстве содержатся в Конституции РФ. На основании статьи 6 Конституции вопросы гражданства должны разрешаться федеральным законом. В июле 2002 года вступил в силу Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Новый Закон конкретизирует и развивает закрепленные в Конституции принципы и нормы, став основным регулятором норм о гражданстве. Его принятие - решительная мера по преодолению основных недостатков в области российского гражданства и важный шаг на пути к формированию гражданского общества. Несмотря на сходство в названии, действующий Закон значительно отличается от Закона о гражданстве РФ, принятого в 1991 году. Прежде всего, изменена структура Закона. Законодатель исключил из Закона преамбулу; при этом сохраняется общее количество глав (девять), число статей сократилось с 51 до 45. В отдельную главу выделены вопросы отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации. А глава об исполнении решений по делам о гражданстве была преобразована в статью нового Закона. Мы полагаем, что важным преимуществом нового Закона является отказ от гражданства субъектов Российской Федерации. Так, гражданство можно рассматривать в качестве атрибута субъекта Федерации наряду с флагом, гимном и т.д. при условии, что это будет элементом сплочения народов, проживающих на территории субъекта, но не основанием для сепаратизма. Согласно ст. 6 Конституции РФ гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его. На основании Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) каждый человек имеет право на гражданство. В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства. Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации, упоминаемой в ст. 2 Пакта, и без необоснованных ограничений право и возможность (ст. 25 Пакта): a) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; c) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе. Европейская конвенция о гражданстве была принята в Страсбурге 6 ноября 1997 г. (Российская Федерация подписала настоящую Конвенцию (распоряжение Президента РФ от 6 ноября 1997 г. N 456-рп)). Письмом Президента РФ от 30 ноября 1998 г. N Пр-1560 Конвенция внесена на ратификацию в Государственную Думу ФС РФ). Она имеет следующее содержание: преамбула; глава I - Общие вопросы (ст. 1 - 2); глава II - Общие принципы, касающиеся гражданства (ст. 3 - 5); глава III - Правила, касающиеся гражданства (ст. 6 - 9); глава IV - Процедуры, касающиеся гражданства (ст. 10 - 13); глава V - Множественное гражданство (ст. 14 - 17); глава VI - Правопреемство государств и гражданство (ст. 18 - 20); глава VII - Воинская обязанность в случаях множественного гражданства (ст. 21, 22); глава VIII - Сотрудничество между государствами-участниками (ст. 23, 24); глава IX - Применение Конвенции (ст. 25, 26); глава X - Заключительные положения (ст. 27 - 32). Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 16 мая 1996 г. по делу о проверке конституционности п. "г" ст. 18 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" по жалобе А.Б. Смирнова признал, что указанная норма Закона, согласно которой лица, которые: родились на территории, входившей на момент их рождения в Россию; являлись гражданами бывшего СССР; не изъявили свободно своего желания прекратить принадлежность к российскому гражданству; выехали ранее на постоянное жительство за пределы России, но в пределах бывшего СССР; не являются гражданами других государств, входивших в состав бывшего СССР, и впоследствии вернулись на постоянное жительство в Россию после 6 февраля 1992 г., т.е. после вступления в силу Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации", - должны были приобретать российское гражданство в порядке регистрации, не соответствует ч. 3 ст. 6 Конституции РФ, т.к. указанные категории лиц по существу лишались своего российского гражданства, что недопустимо согласно вышеприведенному конституционному положению. Гражданин А.Б. Смирнов, имевший российское гражданство по рождению, не мог быть лишен его даже по закону без его собственного волеизъявления, и к нему не может быть предъявлено требование регистрации как способа признания российского гражданства. Этот вывод Конституционного Суда РФ согласуется с ч. 2 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей, что "никто не может быть произвольно лишен своего гражданства". "Произвольное, без учета волеизъявления гражданина лишение или даже временное прекращение законно приобретенного гражданства, - говорится в Постановлении Конституционного Суда РФ, - нарушая ст. 6 Конституции Российской Федерации, умаляет достоинство личности, что в соответствии со ст. 18, 21 (ч. 1) и 55 (ч. 2) Конституции Российской Федерации является недопустимым как при издании, так и при применении законов". Однако это не освобождает лицо, имеющее российское гражданство по рождению, при прибытии в Россию на постоянное жительство и оформлении такого гражданства от обязанности удостоверения им того факта, что он прибыл в Россию для постоянного проживания и не принадлежит к гражданству другого государства, входившего в состав бывшего СССР. | |
Просмотров: 536 | Загрузок: 208 | |
Всего комментариев: 0 | |