Главная » Файлы » Рефераты » Юриспруденция | [ Добавить материал ] |
[ Скачать с сервера (15.3 Kb) ] | 01.12.2010, 20:43 |
1. Субъективные права и юридические обязанности как содержание правоотношения В процессе гражданско-правового регулирования общественных отношений их участники наделяются субъективными правами и обязанностями, которые в дальнейшем и предопределяют поведение участников в рамках существующих между ними правоотношений. Как и любое общественное отношение, гражданское правоотношение устанавливается в результате взаимодействия между людьми. В правоотношении взаимодействие его участников осуществляется в соответствии с принадлежащими им субъективными правами и возложенными на них обязанностями. Так, в правоотношении купли-продажи продавец передаст проданную вещь покупателю в собственность на условиях и в сроки, определяемые договором между ними, а покупатель уплачивает продавцу деньги в размере и в сроки, установленные этим же договором. Входящие в предмет гражданского права общественные отношения в результате их правового регулирования не исчезают, а лишь приобретают правовую форму, с помощью которой упорядочивается их содержание. Поэтому содержание гражданских правоотношений образует взаимодействие их участников, осуществляемое в соответствии с их субъективными правами и обязанностями. В цивилистической литературе широко распространено мнение о том, что содержание гражданского правоотношения образуют субъективные права и обязанности его участников. Эта позиция вполне допустима для тех авторов, которые рассматривают гражданское правоотношение как особое идеологическое отношение, существующее наряду с регулируемым общественным отношением. Содержанием такого правоотношения ничего, кроме субъективных прав и обязанностей, не может и быть. Однако авторы, рассматривающие гражданское правоотношение как само общественное отношение, усгупированное нормой гражданского права, впадают в противоречие, утверждая, что содержание такого правоотношения составляют гражданские права и обязанности. Субъективные права и обязанности появляются лишь в результате правового регулирования. Поэтому получается, что общественное отношение до его правового регулирования не имело своего содержания, либо оно улетучилось в процессе правового регулирования. Вместе с тем вполне допустимо говорить о субъективных правах и обязанностях как о юридическом содержании гражданских правоотношений, поскольку в них заложена возможность того взаимодействия участников правоотношения, которое образует его содержание. Поэтому в дальнейшем в настоящем учебнике под юридическим содержанием гражданских правоотношений будут пониматься субъективные права и обязанности, принадлежащие участникам правоотношений. "Выделение субъективного права в составе правоотношения является необходимым, если иметь в виду, что правоотношение - это отношение как минимум двух субъектов. И понятие субъективного права определяет распределение прав и обязанностей этих как минимум двух субъектов с тем, чтобы возможность определенного поведения одного субъекта не уничтожала возможности определенного поведения другого субъекта" Социально значимое поведение участников общественных связей в сфере гражданского оборота подлежит нормативному регулированию. Вместе с тем, сами по себе нормы российского гражданского законодательства не порождают гражданские правоотношения, не вызывают к жизни субъективные гражданские права. Нормы объективного права лишь устанавливают возможность определенного поведения "в натуре", придают ему характер юридически значимого и, обеспечивая охраной его допустимые варианты, представляют их в виде юридических категорий субъективного гражданского права и правовой обязанности. Тем самым способы поведения определенным образом ограничиваются, чтобы гарантировать соблюдение интересов других членов гражданского общества: там, где есть юридические категории, не может быть безусловной свободы поведения. 2. Состав, порядок формирования и комплектация Конституционного суда РФ Конституционный Суд Российской Федерации - один из высших федеральных органов судебной власти. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда согласно ст. 128 Конституции устанавливаются федеральным конституционным законом. Закон о Конституционном Суде Российской Федерации принят 21 июля 1994 г. Конституционный Суд формируется Президентом России и Советом Федерации. Президент представляет кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Совету Федерации, который после соответствующего обсуждения их в комитетах и комиссиях назначает судей Конституционного Суда. Назначенным считается кандидат, получивший большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации. Конституцией увеличен состав членов Конституционного Суда с 15 до 19 судей. Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде устанавливается, что судьей Конституционного Суда может быть квалифицированный юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет. Судья Конституционного Суда назначается на срок 12 лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается (ст. 12 Закона). Предельный возраст для пребывания в должности судьи - 70 лет. Судью никто не вправе сменить, никто не вправе прервать его полномочия иначе как в порядке и по основаниям, установленным этим Законом. Конституционный федеральный Закон предусматривает полные гарантии независимости судей. Конституционному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения (ч. 1 ст. 104 Конституции). Конституционный Суд представляет собой одну из ветвей судебной власти и осуществляет свои функции в установленных законом формах конституционного судопроизводства. Действующая Конституция изменила и расширила полномочия Конституционного Суда. Для устранения политизации деятельности Конституционного Суда более четко обозначены основные его функции. Отныне Конституционный Суд решает вопросы о соответствии Конституции федерального закона, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства России, актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Федерации и ее субъектов, международных договоров и договоров субъектов Федерации. При этом Конституционный Суд решает исключительно вопросы права. Ограничен перечень субъектов, которые могут обращаться в Конституционный Суд. Если ранее этим полномочием обладали общественные организации и партии, любой депутат Верховного Совета, то ныне обращаться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними (ч. 2 ст. 125 Конституции) вправе лишь Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, группа депутатов, составляющая 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство, Верховный Суд или Высший Арбитражный Суд РФ, а также органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Признание нормативных актов или их отдельных положений неконституционными лишает их юридической силы. Признанные несоответствующими Конституции международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Конституционный Суд также рассматривает индивидуальные или коллективные жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод и проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле. Правом на обращение в Конституционный Суд обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе (ст. 96 Закона). Этот же вопрос может быть предметом разбирательства Конституционного Суда по запросам судов. Конституционный Суд является единственным государственным органом, который дает толкование положений Конституции. Такое толкование является официальным и обязательным для всех органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 106 Закона). По-новому решается Конституцией вопрос о роли Конституционного Суда в процедуре отрешения от должности Президента Российской Федерации: Конституционный Суд дает заключение только о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (ст. 110 Закона). Для улучшения внутренней организации деятельности Конституционного Суда и с учетом объема и сложности его работы предусмотрены существенные изменения его структуры. В этих целях наряду с пленарными заседаниями как традиционной формой конституционного судопроизводства в Конституционном Суде проводятся заседания двух палат, включающих соответственно десять и девять судей. На пленарном заседании в отличие от заседаний палат могут быть рассмотрены любые вопросы, входящие в компетенцию. Конституционного Суда. Вместе с тем в ст. 21 Закона определен исчерпывающим образом перечень вопросов; которые рассматриваются исключительно на пленарных заседаниях, как-то: разрешение дел о соответствии федеральной Конституции конституций республик и уставов субъектов Федерации; толкование Конституции Российской Федерации; дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; принятие послания Конституционного Суда; решение вопроса о выступлении с законодательной инициативой и др. Сфера деятельности палат Конституционного Суда охватывает разрешение дел, отнесенных к его ведению, за исключением подлежащих рассмотрению исключительно на пленарных заседаниях (ст. 22 Закона). | |
Просмотров: 557 | Загрузок: 222 | |
Всего комментариев: 0 | |