Главная » Файлы » Рефераты » Юриспруденция | [ Добавить материал ] |
[ Скачать с сервера (17.0 Kb) ] | 01.12.2010, 20:35 |
Административное право Административный процесс находит свое проявление там, где возникает потребность в реализации материальных норм административного права. Производство по применению мер административного принуждения образуется как совокупность входящих в него производств: по делам об административных правонарушениях в отношении физических и должностных лиц; по делам об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и предпринимательских структур без образования юридического липа; по применению обеспечительных мер; по делам об административном выселении из самовольно занятых жилых помещений и из домов, грозящих обвалом; по делам о сносе самовольно возведенных строений и иных сооружений; о выдворении за пределы РФ лиц, нарушивших правила въезда и пребывания в РФ. В данной контрольной работе главной целью является обзор административно процессуальной деятельности по делам об административных проступках. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1. Изучить сущность и основные принципы административного процесса; 2. Определить понятие административного проступка; 3. Изучить характерные черты административного проступка; 4. Изучить сущность производства по делам об административных правонарушениях.
Понятие и основные принципы административного процесса Административный процесс находит свое проявление там, где возникает потребность в реализации материальных норм административного права. Административный процесс — это урегулированный административно-процессуальными нормами порядок разрешения индивидуально-конкретных дел, возникающих в форме государственного управления. Административный процесс представляет собой совокупность производств, которыми признаются следующие: по принятию нормативных правовых актов в сфере государственного управления; по обращениям граждан (заявлениям, предложениям); по организационным вопросам в аппарате государственного управления; дисциплинарное производство; производство по применению поощрений; производство по применению мер административного принуждения и др. Эти производства в своей совокупности образуют структуру административного процесса. Правовая характеристика их дается ниже. Существенны различия между производством по принятию нормативных правовых актов и производством по делам об административных правонарушениях. Первое регламентируется организационно-процедурными нормами, второе - преимущественно административно-процессуальными правовыми нормами. Специфичен порядок рассмотрения обращений граждан в органы государственного управления (предложения, заявлений). Все три названные виды производств реализуются с соблюдением определенных процедурных правил - понятия более широкого, чем административно-процессуальные нормы. Процедура - это установленная, принятая последовательность действий для осуществления или оформления какого-либо дела; ход, последовательность действий в какой-либо сфере. При принятии управленческих нормативно-правовых актов непосредственное участие заинтересованных субъектов правоотношения не предусматривается, тогда как присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела может быть обеспечено приводом. Административно-процессуальные нормы обеспечивают: четкую регламентацию прав и обязанностей участников процесса; непосредственное участие в процессе заинтересованных субъектов правоотношения (или реальная, гарантированная законом возможность такого участия); право на защиту, в том числе с помощью адвоката либо иного представителя; право отвода субъектов правоприменения; право обжалования действий субъектов правоприменения, в том числе в судебном порядке. Особенностью административного процесса является то, что административно-процессуальные нормы в нормативно-правовых актах не сгруппированы в соответствующие институты по видам производств. Исключением из этого вида являются административно-процессуальные нормы, регламентирующие реализацию мер ответственности об административных правонарушениях и нарушениях таможенных правил, содержащихся в КоАП и ТК. Административно-процессуальные нормы, регламентирующие применение административно-правовых санкций, весьма многочисленны. Помимо КоАП и ТК, эти нормы содержатся во многих нормативно-правовых актах. Такие обстоятельства, наряду с другими, дают основания для признания содержания конкретного правоотношения, предопределяют специфику задач, стоящих пред производством. Направленные на выполнение этих задач процессуальные действия в конечном итоге воплощаются в целевую завершенность. По каждому производству цикл процессуальных действий субъектов правоотношения совершается в логической последовательности и составляет в определенной мере самостоятельную "автономию" – часть административно-юрисдикционного процесса. Принципы административного процесса – это основополагающие, носящие обобщающий характер, руководящие идеи и положения, закрепленные в Конституции РФ, в других законах и иных нормативно-правовых актах органов государственного управления. Принципы административного процесса определяют условия достижения целей государственного управления. Поэтому они являются производными от принципов административного права. Вместе с этим принципы административного процесса имеют свою специфику, обусловленную динамикой процессуально - правовых действий субъектов административно - процессуальных правоотношений. Принципами административного процесса являются следующие: законности; оперативности; гласности; объективной истины; национального языка; процессуального равенства субъектов административно-процессуального правоотношения; взаимодействия участников административно - процессуального правоотношения; двустепенности; ответственности субъектов правоприменения за принятое решение. Принцип законности является основополагающим принципом административного процесса. Он находит свое проявление в том, что правовой статус органов государственного управления и других участников управленческой деятельности определяется Конституцией РФ и иными нормативными правовыми актами. В правовом государстве Конституция является законом прямого действия, имеет высшую юридическую силу, все участники процессуальной деятельности обязаны соблюдать Конституцию и другие законы. Принцип оперативности находит свое проявление в сокращенных сроках рассмотрения жалоб участников процесса и протестов прокуроров, в сокращенных сроках рассмотрения дел об административных правонарушения, а также в четкой нормативно-правовой регламентации порядка осуществления административно-процессуальных действий. Принцип гласности предопределяется, прежде всего, конституционным положением о том, что нормативно - правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина применяются только после официального опубликования для всеобщего сведения. Кроме того, производство по принятию актов управления осуществляется открыто; при этом всем участникам административно-процессуальных отношений представляется беспрепятственное право активно участвовать в процессе, знакомиться со всеми материалами, документами, принятыми актами управления; по некоторым делам предусматривается вручение копий принятых по делам решений. Законодательство не ограничивает освещение административно-процессуальной деятельности в средствах массовой информации с соблюдением государственных, оборонных либо коммерческих интересов. Принцип объективной истины предполагает исключение предвзятого субъективного разбирательства при решении всех вопросов в сфере государственного управления - от нормотворческих до административно - юрисдикционных. Это обеспечивается соблюдением установленного законом порядка собирания и опенки доказательств в административном процессе, участием заинтересованных лиц в их исследовании. В ряде случаев используется законодательная регламентация правил собирания, исследования и оценки доказательств. Принцип национального языка способствует широкому участию народных масс в административном процессе на основе ведения делопроизводства на государственном русском языке с обеспечением при необходимости перевода на национальный язык всего делопроизводства в административном процессе. Соблюдение этого принципа обеспечивает доступность активного участия граждан в государственной и общественной деятельности во всех социальных процессах (ст. 19 Конституции РФ). Принцип процессуального равенства субъектов административно - процессуального правоотношения проявляется в соблюдении конституционного положения о равенстве всех перед законом (ст. 19 Конституции РФ). Равенство процессуально правового положения участников административного процесса подкрепляется возможностью административно - инстанционного либо судебного обжалования действий субъектов правоприменения. Принцип взаимодействия участников административно-процессуального правоотношения находит свое проявление в том, что никто из них не освобождается от бремени представления информации, необходимой для объективного и правильного разрешения конкретного дела. Такое правило вытекает из конституционного положения о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечивать каждому гражданину возможность знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Наиболее выразительно это проявляется в производстве по делам об административных правонарушениях. Принцип двустепенности в административном процессе предопределяется установленным законом правом заинтересованных участников процессуальной деятельности обжаловать решение по всякому административному производству. Это, прежде всего, право обращения в вышестоящий орган в порядке административного производства. Право граждан обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления с индивидуальными и коллективными обращениями установлено в ст. 33 Конституции РФ. Право граждан на судебную защиту гарантировано ст.46 Конституции РФ и реализуется посредством применения Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих, права и свободы граждан". Исключение из общего права обжалования действий и решений в административном порядке установлено ст. 266 КоАП в отношении постановлений народных судей по делам об административных правонарушениях. Но надо иметь в виду, что это ограничение обусловлено только тем, что такие постановления приводятся в исполнение немедленно, подача жалобы не приостанавливает исполнение постановления, а пересмотр постановлений производится в надзорном порядке. Принцип ответственности в административном процессе вытекает из ряда конституционных положений: об обязанности правового государства соблюдать и защищать права и свободы граждан (ст. 1,2 Конституции РФ). Государство возмещает причиненный незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 53, 133 Конституции РФ) ущерб. Принцип ответственности в административном процессе находит свое закрепление в нормативно-правовых актах, определяющих правовой статус органов государственного управления и государственных служащих. В соответствующих Положениях указывается, что они несут полную ответственность за состояние дел и развитие научно-технического прогресса в соответствующей отрасли. Ответственность федеральных государственных служащих возведена в ранг основного принципа государственной службы. Строгое соблюдение установленных законом правил осуществления административно-процессуальной деятельности и последовательная реализация ее принципов обеспечивают процессуальные гарантии прав и законных интересов граждан и других участников административного процесса. | |
Просмотров: 741 | Загрузок: 134 | |
Всего комментариев: 0 | |