Главная » Файлы » Рефераты » Менеджмент и маркетинг [ Добавить материал ]

Рыночные структуры и виды конкуренции
[ Скачать с сервера (35.5 Kb) ] 09.12.2010, 19:48

Рыночные структуры и виды конкуренции

Введение

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием — рынок.

По определению рынок — это организованная структура, где «встречаются» производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется  количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение — это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (competition). Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями.

Цель работы: рассмотреть рыночные структуры и виды конкуренции.

Задачи работы:

1.   Показать общую характеристику рыночных структур.

2.   Рассмотреть классификацию рыночных структур.

3.   Рассмотреть виды конкуренции.

1. Общая характеристик рыночных структур и их классификация

1.1. Общая характеристика рыночных структур

Единое понятие «рынок» часто подразумевает совокупность многих типов и видов рынков, отличающихся друг от друга разнообразными признаками. Несмотря на отсутствие общепринятой классификации рынков, их можно разделить на группы по определенным признакам: организационному, функциональному, пространственному. По этим признакам рынки подразделяются на следующие группы [Курс экономики. // Под ред. Б. А. Райзберга. — М., 2001, стр. 244].

По организационному признаку, то есть по степени ограничения конкуренции, выделяют четыре основные модели:

·        рынок совершенной конкуренции;

·        рынок монополистической конкуренции;

·        олигополистический рынок;

·        чисто монополистический рынок.

По пространственному признаку рынки делятся на местные, региональные, национальные и международные, объединяемые термином «мировой рынок».

По функциональному признаку или по экономическому назначению объектов рыночных отношений рынок подразделяется на четыре основные группы:

·        рынок товаров и услуг;

·        рынок факторов производства;

·        финансовый рынок;

·        информационный рынок.

Помимо этой основной классификации рынок может подразделяться по характеру продаж: оптовый, розничный, фьючерсный; по степени регулируемости — регулируемый и нерегулируемый; по уровню насыщения — равновесный, избыточный, дефицитный; по соответствию законодательным нормам — легальный, «черный» рынок.

Рассмотрим последовательно представленную классификацию, уделив при этом внимание проблемам формирования и трансформации указанных рынков в России.

Экономисты выделяют несколько основных моделей рынка по степени ограничения конкуренции, то есть по степени монополизированности. Конкурентность рынка — очень важный фактор, воздействующий на поведение производителей и потребителей. Конкурентность определяется тем, в какой степени его участники могут оказывать влияние на цены реализуемых товаров. Чем меньше подобное влияние, тем конкурентнее считается рынок. Краткая характеристика этих моделей может быть отражена следующими моментами: в условиях чистой конкуренции (совершенной конкуренции) существует очень большое количество мелких фирм, производящих стандартизированный (одинаковый) продукт, и отсутствуют всякие барьеры проникновения в отрасль, то есть выпуска продукта любой желающей фирмой. Напротив, чистая монополия предполагает наличие одной фирмы в качестве продавца, недифференцированный продукт и разнообразные барьеры на пути проникновения в отрасль. Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом крупных фирм, производящих дифференцированный продукт (скажем, одежду, обувь), и сравнительно свободным вхождением в отрасль. Олигополия отличается небольшим количеством крупных продавцов, имеющих возможность воздействия на цену товаров, объем предложения, а также трудностью вступления в отрасль.

Прежде чем рассмотреть эти типы рынков подробнее, нужно отметить, что такая классификация основана на поведении и количестве продавцов. Но, как известно, на рынке два субъекта — продавцы и покупатели. Так вот с точки зрения поведения покупателей на рынке и их количества выделяют монопсонию (монополию одного покупателя), когда на рынке господствует один покупатель и множество продавцов (ситуация достаточно неординарная и встречающаяся крайне редко); олигопсонию — наличие нескольких крупных покупателей, имеющих возможность диктовать условия рынку, и конкурентный рынок, на котором представлено множество покупателей.

Чаще всего рынок в зависимости от его конкурентности делят на две разновидности — рынок свободной конкуренции (совершенной конкуренции) и рынок несовершенной конкуренции, подразделяющийся на монополистический рынок, олигополистический и рынок монополистической конкуренции.

1.2. Классификация рыночных структур

Для пояснения классификации рыночных структур с точки зрения соотношения конкуренции и монополии рассмотрим схему, приведенную на рисунке 1. В ней представлены теоретически возможные и типичные варианты рыночной организации в зависимости от численности и силы носителей (субъектов) спроса и предложения, то есть производителей и потребителей.

Категория: Менеджмент и маркетинг | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 1772 | Загрузок: 236 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]