Главная » Файлы » Рефераты » Менеджмент и маркетинг [ Добавить материал ]

Антикризисное управление трудом
[ Скачать с сервера (28.3 Kb) ] 08.12.2010, 00:41

Антикризисное управление трудом

Введение

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др. Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой (приложение № 1).

Если понимать кризис таким образом, можно констатировать то обстоятельство, что опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.

Кризис – объективное явление в социально-экономической системе. Это представление согласуется с пониманием того, что в основе функционирования и развития социально-экономической системы лежит управляемая деятельность человека. Несмотря на «человеческую природу» кризисов, избежать их не удается. Более того, во многих случаях именно человеческая природа кризиса является его причиной и источником.

В основе всех кризисов в социально-экономической системе, даже кризисов, связанных с природными условиями лежит противоречие интересов социальных групп или классов общества и объективная неравномерность их изменения. По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в антикризисном ее развитии, которое означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение.


1.  Социальная  политика в  антикризисном  управлении

Социальная политика государства отражена в Конституции Российской Федерации, в Трудовом Кодексе Российской Федерации, в Федеральных законах «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 года, «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 года,  «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года, а также в Федеральных законах «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 года, «О занятости населения в Российской Федерации»  от 19 апреля  1991 года.

Принцип экономического роста на основе твердой приверженности идеалам социальной справедливости заложен в документах Организации Объединенных Наций, Международной Организации Труда, а также Всемирной встречи на высшем уровне в 1995 г. в Копенгагене, на которой главы правительственных делегаций более 180 стран, включая Россию, затронули вопросы, связанные с трудовыми отношениями, политикой в области занятости, социальным обеспечением, безопасностью и гигиеной труда, охраной труда женщин и т.д.

В настоящее время управление — это деятельность не только одного администратора или менеджера. В эту сферу вовлечены различные специалисты - персонал управления. На их плечах лежит груз ответственности за повышение эффективности производства и управления предприятиями, решение организационно-технических проблем и преодоление имеющихся трудностей. Для менеджеров положение усугубляется тем, что они работают с людьми в условиях, характеризующихся отсутствием в стране системы, гарантирующей силой закона предупреждение разрушительных конфликтов, удерживающей конфликты в пределах, не подрывающих социальную стабильность. Речь идет о предельном напряжении реформ, за границами которого возникает угроза социальной дестабилизации.

Создавшаяся социально-экономическая ситуация требует нового подхода к управлению процессами в этой сфере, при котором принимаются во внимание неопределенность результатов хозяйственных решений, неизбежные факторы риска. Поэтому все более актуальной становится проблема защиты не только социально уязвимых слоев населения, но и тех, кто трудится на предприятиях. В современных условиях регулирование трудовых отношений и социальная защита трудящихся стали в центре экономической политики и управления на всех уровнях.

Российское законодательство выделяет ряд прав человека, которые в кризисных условиях более всего нуждаются в социальной защите:

- право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

- право на содействие занятости и защиту от безработицы;

- право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

- право на охрану труда и безопасность на производстве, благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с работой;

- право на обучение и повышение квалификации, получение информации, отдых.

Таким образом, от социальной направленности антикризисного регулирования во многом зависят:

- понимание работниками организации целей и политики руководства,

- использование мастерства и опыта работников,

- степень удовлетворенности трудящимися качеством трудовой жизни и условиями труда,

- результативность работы организации, ее выживаемость и конкурентоспособность.

 

2.  Социальное  партнерство  в  антикризисном  управлении

В условиях кризиса действенным средством решения обострившихся социально-экономических проблем и регулирования противоречий между наемным трудом, работодателем и государством является социальное партнерство. Идеологию партнерства характеризует ее содержание:

- преимущественно переговорный характер разрешения разногласий;

-  согласование социально-экономической политики и политики доходов;

- согласование критериев и показателей социальной справедливости и установление мер гарантированной защиты интересов всех субъектов социального партнерства;

- утверждение системы общечеловеческих ценностей в производстве и в других сферах общественного труда;

- участие наемных работников в управлении.

Опыт подтверждает, что механизм социального партнерства помогает обеспечить взаимную заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективном экономическом росте, в повышении конкурентоспособности производства, в социальном благополучии и укреплении демократии. Это значит, что растет трудовая и социальная активности, оздоравливается процесса конкуренции, улучшаются условия труда и жизни, а значит, снижается уровень социальных конфликтов, смягчается их острота, забастовочные ультиматумы переводятся в конструктивные предложения.

В 1999 году была создана Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Однако формирование системы социального партнерства натолкнулось на монополизм государства. Главная проблема в деятельности трехсторонней комиссии заключается в том, что профсоюзы и организации предпринимателей фактически не участвуют в выработке стратегий экономических и социальных реформ. Эти стратегии формируются узким кругом лиц, назначаемых Президентом РФ, а также под сильным воздействием международных финансовых организаций. Переговоры, которые впоследствии ведутся в комиссии, ограничены заранее определенными рамками.

Чтобы преодолеть этот монополизм государства и его негативные последствия, профсоюзы добиваются равноправия и полномочия сторон в постановке и обсуждении вопросов на переговорах и консультациях, в принятии решений и контроле за их выполнением; соблюдения норм законодательства и штрафных санкций за их нарушение для всех договаривающихся сторон; добровольности в принятии обязательств; паритетности в достижении договоренностей, не приемля ущемления какой-либо стороны.

В России социальное партнерство отождествляется с сотрудничеством профсоюзов, объединений предпринимателей и государства. Этот подход таит в себе опасность подмены всего комплекса элементов социального партнерства верхушечной надстройкой. Преодолеть эту опасность, как свидетельствует опыт, можно на основе социальной активности и организованности трудящихся. Но это достигается постепенно, по мере развития институциональной среды социального партнерства. А здесь существует немало проблем.

Категория: Менеджмент и маркетинг | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 610 | Загрузок: 222 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]