Главная » Файлы » Рефераты » Менеджмент и маркетинг | [ Добавить материал ] |
[ Скачать с сервера (28.3 Kb) ] | 08.12.2010, 00:41 |
Антикризисное управление трудом Введение Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др. Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой (приложение № 1). Если понимать кризис таким образом, можно констатировать то обстоятельство, что опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать. Кризис – объективное явление в социально-экономической системе. Это представление согласуется с пониманием того, что в основе функционирования и развития социально-экономической системы лежит управляемая деятельность человека. Несмотря на «человеческую природу» кризисов, избежать их не удается. Более того, во многих случаях именно человеческая природа кризиса является его причиной и источником. В основе всех кризисов в социально-экономической системе, даже кризисов, связанных с природными условиями лежит противоречие интересов социальных групп или классов общества и объективная неравномерность их изменения. По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в антикризисном ее развитии, которое означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение. 1. Социальная политика в антикризисном управлении Социальная политика государства отражена в Конституции Российской Федерации, в Трудовом Кодексе Российской Федерации, в Федеральных законах «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 года, «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 года, «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года, а также в Федеральных законах «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 года, «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года. Принцип экономического роста на основе твердой приверженности идеалам социальной справедливости заложен в документах Организации Объединенных Наций, Международной Организации Труда, а также Всемирной встречи на высшем уровне в 1995 г. в Копенгагене, на которой главы правительственных делегаций более 180 стран, включая Россию, затронули вопросы, связанные с трудовыми отношениями, политикой в области занятости, социальным обеспечением, безопасностью и гигиеной труда, охраной труда женщин и т.д. В настоящее время управление — это деятельность не только одного администратора или менеджера. В эту сферу вовлечены различные специалисты - персонал управления. На их плечах лежит груз ответственности за повышение эффективности производства и управления предприятиями, решение организационно-технических проблем и преодоление имеющихся трудностей. Для менеджеров положение усугубляется тем, что они работают с людьми в условиях, характеризующихся отсутствием в стране системы, гарантирующей силой закона предупреждение разрушительных конфликтов, удерживающей конфликты в пределах, не подрывающих социальную стабильность. Речь идет о предельном напряжении реформ, за границами которого возникает угроза социальной дестабилизации. Создавшаяся социально-экономическая ситуация требует нового подхода к управлению процессами в этой сфере, при котором принимаются во внимание неопределенность результатов хозяйственных решений, неизбежные факторы риска. Поэтому все более актуальной становится проблема защиты не только социально уязвимых слоев населения, но и тех, кто трудится на предприятиях. В современных условиях регулирование трудовых отношений и социальная защита трудящихся стали в центре экономической политики и управления на всех уровнях. Российское законодательство выделяет ряд прав человека, которые в кризисных условиях более всего нуждаются в социальной защите: - право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; - право на содействие занятости и защиту от безработицы; - право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; - право на охрану труда и безопасность на производстве, благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с работой; - право на обучение и повышение квалификации, получение информации, отдых. Таким образом, от социальной направленности антикризисного регулирования во многом зависят: - понимание работниками организации целей и политики руководства, - использование мастерства и опыта работников, - степень удовлетворенности трудящимися качеством трудовой жизни и условиями труда, - результативность работы организации, ее выживаемость и конкурентоспособность.
2. Социальное партнерство в антикризисном управлении В условиях кризиса действенным средством решения обострившихся социально-экономических проблем и регулирования противоречий между наемным трудом, работодателем и государством является социальное партнерство. Идеологию партнерства характеризует ее содержание: - преимущественно переговорный характер разрешения разногласий; - согласование социально-экономической политики и политики доходов; - согласование критериев и показателей социальной справедливости и установление мер гарантированной защиты интересов всех субъектов социального партнерства; - утверждение системы общечеловеческих ценностей в производстве и в других сферах общественного труда; - участие наемных работников в управлении. Опыт подтверждает, что механизм социального партнерства помогает обеспечить взаимную заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективном экономическом росте, в повышении конкурентоспособности производства, в социальном благополучии и укреплении демократии. Это значит, что растет трудовая и социальная активности, оздоравливается процесса конкуренции, улучшаются условия труда и жизни, а значит, снижается уровень социальных конфликтов, смягчается их острота, забастовочные ультиматумы переводятся в конструктивные предложения. В 1999 году была создана Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Однако формирование системы социального партнерства натолкнулось на монополизм государства. Главная проблема в деятельности трехсторонней комиссии заключается в том, что профсоюзы и организации предпринимателей фактически не участвуют в выработке стратегий экономических и социальных реформ. Эти стратегии формируются узким кругом лиц, назначаемых Президентом РФ, а также под сильным воздействием международных финансовых организаций. Переговоры, которые впоследствии ведутся в комиссии, ограничены заранее определенными рамками. Чтобы преодолеть этот монополизм государства и его негативные последствия, профсоюзы добиваются равноправия и полномочия сторон в постановке и обсуждении вопросов на переговорах и консультациях, в принятии решений и контроле за их выполнением; соблюдения норм законодательства и штрафных санкций за их нарушение для всех договаривающихся сторон; добровольности в принятии обязательств; паритетности в достижении договоренностей, не приемля ущемления какой-либо стороны. В России социальное партнерство отождествляется с сотрудничеством профсоюзов, объединений предпринимателей и государства. Этот подход таит в себе опасность подмены всего комплекса элементов социального партнерства верхушечной надстройкой. Преодолеть эту опасность, как свидетельствует опыт, можно на основе социальной активности и организованности трудящихся. Но это достигается постепенно, по мере развития институциональной среды социального партнерства. А здесь существует немало проблем. | |
Просмотров: 610 | Загрузок: 222 | |
Всего комментариев: 0 | |