Главная » Файлы » Рефераты » Экономика, финансы, бухгалтерский учёт [ Добавить материал ]

Банковское дело
[ Скачать с сервера (14.4 Kb) ] 30.11.2010, 12:37

Банковское дело

Введение

На текущий момент одним из наиболее динамичных секторов нашей экономики является банковский, показывающий высокие количественные темпы роста и приобретающий качественные характеристики, свойственные агентам рыночной экономической системы отношений, его развитие обусловливает совершенствование методов экономического анализа, бухгалтерского учета, планирования и контроля деятельности.

В процессе оказания банковских услуг и получения прибыли доминирует движение финансового капитала, большей частью в форме привлеченных клиентских средств. Также банк является расчетным центром, оператором и посредников в финансовых операциях остальных экономических агентов. Это приводит к высокой степени вовлеченности и активному участию банка в работе множества других предприятий различных отраслей и форм собственности.

Банк является ключевой фигурой в денежных расчетах между юридическими и физическими лицами, поэтому в данной работе рассматриваются коммерческие банки и их функции в условиях развития рыночных отношений в России.

В ходе выполнения работы рассматривается организационная структура коммерческого банка, структура его управления, основные направления деятельности коммерческого банка в условиях развития рыночных отношений в России.

 

1. Понятие коммерческого банка

Коммерческие банки возникли с появлением товарно - денежных отношений. Через банки проводились расчеты, собирались временно свободные денежные средства, что и привело к развитию кредита. Издавна у коммерческих банков сформировались традиционные задачи:

·         Организация денежного оборота;

·         Кредитование народного хозяйства.

Однако позже дополнительно к традиционным задачам добавилась еще одна - купля - продажа ценных бумаг и иностранной валюты, инвестиционные сделки, консультирование и т. д.

Таким образом, коммерческие банки чаще всего являются негосударственными банками, выполняющими широкий круг банковских операций, обслуживающие преимущественно предприятия, фирмы, организации, учреждения и оказывающие банковские услуги населению.

К основным функциям коммерческих банков можно отнести:

·         Прием депозитов (вкладов) и предоставление кредитов:

·         Ведение счетов хозяйствующих субъектов;

·         Осуществление безналичных платежей;

·         Выплата денег по вкладам;

·         Покупка и продажа ценных бумаг, валюты.

Коммерческие банки могут быть универсальными и специализированными. Специализированные банки представляют собой сберегательные, инвестиционные, ипотечные, клиринговые и др. кредитные организации. Универсальные же банки выполняют основные виды банковских операций: кредитные, депозитные, фондовые, расчетные, доверительные - и обслуживают клиентов, независимо от их отраслевой принадлежности. В силу своей диверсификации риска универсальные банки являются наиболее устойчивыми, что позволяет им вытеснять специализированные банки.

 

2. Организационная структура коммерческого банка

Традиционно выделяют следующие виды организационных структур коммерческих банков:

1. Функциональная (один вид работ выполняется одним структурным подразделением).

2. Дивизиональная (деление происходит в соответствии с типом клиентов, предлагаемых продуктов, регионов).

3. Матричная (сотрудники имеют двойное подчинение, например, в случае, если функция бухгалтерского учета кредитных организаций возложена на кредитное управление, его сотрудники, занимающиеся оформлением кредитных операций, могут быть подчинены одновременно как начальнику кредитного управления, так и главному бухгалтеру банка). Применение данного типа структуры вызывает конфликты из-за компетенции, что, в свою очередь, снижает уровень мотивации персонала и увеличивает его текучесть. В конечном счете двойное подчинение в банке сводится к единоначалию, которое приводит либо к функциональному построению, либо к дивизиональному.

Из-за сложности организационных моделей банка и их многоуровневости каждый банк имеет смешанную структуру построения. Например, о филиалах банка можно говорить, что они являются дивизиональными подразделениями; деление происходит по региональному принципу, однако расчеты в иностранной валюте ведутся, как правило, через головной офис, т. е. налицо смешанный тип построения. Поэтому сводить целиком структуру банка к одной из классических форм можно лишь с определенной долей условности.

Рассмотрим следующие типы организационных структур:

1. Централизованная. В банке существует четкая вертикаль власти: если сотрудник занимается учетом операций, он подчинен главному бухгалтеру, а если задача сотрудника состоит в получении прибыли, он подчинен органу, управляющему ресурсами.

2. Децентрализованная. Деление происходит по видам продуктов: ценные бумаги, пластиковые карты, кредиты.

Непосредственно банковские подразделения (управления, отделы и т. д.) при централизованной и децентрализованной структуре могут иметь дальнейшее деление:

1. По дивизиональному принципу

 по видам клиентов (кредитный отдел по работе с физическими и кредитный отдел по работе с юридическими лицами)

 по территории (дополнительный офисы, отделения)

 по продуктам (отдел по работе с векселями, отдел по работе с государственными долговыми обязательствами)

Практически каждый российский коммерческий банк имеет свою оригинальную, отличную от других, организационную структуру. Однако, например, централизованная структура построения обеспечивает наилучшую управляемость работы банка при большем контроле проводимых операций.

Для каждого банка справедливо утверждение, что для органа, управляющего ресурсами банка, главной целью является получение прибыли, а для главного бухгалтера - максимальная правильность в проведении и отражении операций, поэтому при формировании организационной структуры коммерческого банка в условиях развития рыночных отношений делается акцент на один из этих двух факторов. Однако, при децентрализованной структуре операции гораздо легче оформить, например при временном отсутствии какого - либо документа.

Иногда в организационных структурах выделяют три звена совершения операций:

·         фронт - офис, подразделение, заключающее сделки;

·         бэк - офис, подразделение, оформляющее документы по сделке;

·         бухгалтерия, подразделение, производящее учет сделок.

Категория: Экономика, финансы, бухгалтерский учёт | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 592 | Загрузок: 157 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]