Главная » Файлы » Курсовые работы » Психология | [ Добавить материал ] |
[ Скачать с сервера (23.2 Kb) ] | 07.12.2010, 00:45 |
Суицидальное поведение Введение Проблема суицидального поведения традиционно привлекает внимание общества и исследователей. В общественном сознании самоубийство принадлежит к тем сложным явлениям жизни, которые вызывают к себе двойственное отношение. С одной стороны, человек, покончивший с собой, вызывает жалость, сострадание к пережитой им муке. С другой — сам факт суицида вызывает неприятие, осуждение как грех и даже преступление. Близкие часто хотят скрыть этот страшный факт. Церковь отказывает самоубийце в христианском погребении. Как отмечает Н. Бердяев, "можно сочувствовать самоубийце, но нельзя сочувствовать самоубийству”. Самоубийство часто рассматривается как насилие не только над жизнью, но и над смертью. Может быть, в силу такого соображения в Англии например вплоть до 1961 года существовало строгое уголовное наказание для лиц, пытавшихся лишить себя жизни. Суицид – сугубо социальный феномен, присущий только человеку. Самоубийства, особенно вызванные нарушением межличностных отношений, были и будут. При кризисах общества, вызывающих значительный рост количества аутоагрессий, суициды становятся особо значимой проблемой. Кризисы общества связаны со сменой культурных парадигм, кризисы человека обусловлены как личными переживаниями, так и сменой культурных аксиом. Снижение количества роста самоубийств или хотя бы стабилизация их на одном уровне является не столько научной, сколько общегосударственной задачей. Возможность ее решения зависит от уровня цивилизованности общества, степени его социально-экономической динамики, гуманной направленности социальных институтов, призванных обеспечить защиту и оптимальную реализацию личности. Суицидология, хотя и мультидисциплинарная, но в большей степени медицинская наука, имеет перед собой ограниченный круг задач. Поэтому усилия суицидологии по превенции и поственции попыток самоубийств оказываются малосостоятельными в условиях кризиса, вызвавшего нарушение возможности гармонического развития личности. Резкое снижение материального уровня, экономическая, физическая, юридическая незащищенность оставляют человека наедине с враждебным миром. Но даже в этих условиях суицидология должна выполнять свои гуманные функции. Суицидогенность ситуации не заканчивается в ней самой, а определяется личностными особенностями человека. Исследования данного феномена, начиная с 19 века, свидетельствуют, что формирование суицидального поведения зависит от переживаний, являющихся ключевыми именно для конкретной личности. Суицидальное поведение строится на основе внутриличностного конфликта. Для этого необходима особая личностная предрасположенность, вследствие которой индивид оказывается не в состоянии справиться с актуальной проблемой. Данная тема является особенно актуальной в современных условиях развития общества. Цель: Теоретическое рассмотрение взаимосвязи внутриличностных конфликтов и суицидального поведения личности. Задачи курсового исследования: - изучить литературу по проблеме; - определить возможные причины и природу возникновения внутриличностных конфликтов и суицидального поведения; - выявить зависимость этих феноменов. Объект курсового исследования: Возникновение внутриличностных конфликтов и суицидального поведения. Предмет курсового исследования: Зависимость внутриличностных конфликтов и суицидального поведения личности.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы 1.1. Суицидальное поведение в исторической ретроспективе Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной социально-психологической проблемой. В большинстве стран мира самоубийства находятся среди первых 10 причин преждевременной смерти. В мире ежегодно 400 тыс. человек кончают с собой. Растет частота не только завершенных самоубийств – драматически растет число суицидальных попыток. Это связано с практически повсеместным распространением состояний психологического кризиса. Исторический обзор суицидального поведения необходим, чтобы понять значение и смысл суицидального поведения для человека и общества. На протяжении истории они существенно изменялись, так же как и моральная оценка самоубийства (грех, преступление, норма, героизм), в зависимости от исторического этапа развития общества и преобладавших социальных, идеологических и этнокультурных особенностей. Так, «греко-римская культура относилась к самоубийствам неоднозначно. Самоуничтожение было связано с пониманием греками и римлянами свободы, являвшейся одной из основных идей их философской мысли. Для них свобода состояла, прежде всего, в свободе от внешнего контроля, в самостоятельном контроле собственной жизни. Ее высшей формой становится свобода в принятии решения – продолжать жизнь или умереть. Свобода для них была творческой, поэтому самоубийство в известной мере являлось креативным актом»[7, с. 253]. «Древние иудеи относились к самоубийству отрицательно. Для них свобода была не меньшей экзистенциальной ценностью, чем для греков, но решали они эту проблему принципиально иначе. Бог дал каждому свободу принимать решение, следовать ли за ним. Если человек верит, что Бог господствует над землей и принимает эти отношения, то он становится свободным от желания самодеструкции. Иудаизм относился к жизни творчески, как к непреходящей ценности, - человек в этом смысле был не соперником Богу, а, скорее, равноправным партнером в продолжающейся работе творения. В этом контексте самоубийство выглядит как помеха, разрушение возможности творческого созидания жизни».[Там же, с. 255]. В японской культуре, как ни в какой другой, самоубийство носит ритуальный характер и окружено ореолом святости. Это определяется религиозными традициями синтоизма и национальными обычаями, регламентировавшими ситуации, в которых суициду не было альтернативы. Самоубийство по определенному ритуалу было для них безальтернативным, если следовало искупить вину или выразить протест против несправедливости для сохранения чести. Оно совершалось двумя особыми методами: харакири (вспарыванием живота) или откусыванием собственного языка. В исламе самоубийство было тяжелейшим грехом и решительно запрещалось Кораном. В Древней Руси умерших не по-христиански, (то есть посредством самоубийства), хоронили по давнему языческому обычаю отдельно от остальных, под домашним порогом, нередко пробив грудь самоубийцы осиновым колом, что являлось защитой от нечистой силы. Первым исследователем, заложившим краеугольный камень в здание современной суицидологии, был французский социолог Эмиль Дюркгейм. В фундаментальном исследовании «Самоубийство» (1897) он утверждал, что его следует объяснять, учитывая внешние обстоятельства, прежде всего особенности общества. Основные положения его теории будут рассмотрены во второй главе. Обратимся к характеристике внутриличностных конфликтов.
1.2. Общая характеристика внутриличностных конфликтов В рамках психоаналитического направления акцент делается на биопсихологической трактовке внутриличностного конфликта. У человека в состоянии конфликта происходит столкновение желаний (З.Фрейд). Часть личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их. Постоянно спорят друг с другом такие структуры психики как Оно, Я и Сверх-я. Оно – это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые реализуются в бессознательных импульсах и реакциях. Я – разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно Я приводит в соответствие с требованиями реальной действительности. Сверх-Я – «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами, ценностями и требованиями, которые общество предъявляет к личности. Основные внутриличностные конфликты проистекают из-за расхождения интересов Оно и Сверх-Я. Преодолеть их помогают механизмы сублимации, проекции, рационализации, вытеснения, регрессии и др. Однако такие процессы протекают не всегда успешно. В теории К.Г.Юнга внутриличностный конфликт - это регресс в сферу бессознательного, проигрывание так называемого «родительского сценария». У К.Хорни внутриличностный конфликт рассматривается с двух позиций - как столкновение стремления к удовлетворению желаний и к безопасности и как противоречие «невротических потребностей», удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других. | |
Просмотров: 1084 | Загрузок: 241 | |
Всего комментариев: 0 | |