Психология
|
Педагогика
|
1. Определение
|
Психология (от греч.
psyche – душа, logos – учение, наука) имеет два значения: психология как
наука и психология как совокупность особенностей характера, внутренний мир
человека (ее житейское понимание). Отличие научной психологии от житейской –
в том, как, на основе чего делаются заключения и выводы. Научная психология
базируется на строгих, полученных в ходе специальных исследований и
неоднократно проверенных фактах, которые логически систематизируются и
объясняются в специальных научных теориях.
|
Свое название педагогика
получила от греческого слова «пайдагогос» (пайд — дитя, гогос — веду), которое
означает детоводство или дитяведение. Это наука, изучающая сущность,
закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса
(образования) как фактор и средства развития человека на протяжении всей
его жизни.
|
Общим между психологией и
педагогикой является то, что обе науки отражают в себе такое понятие как
личность. Психопедагогика выступает межпредметным направлением, в котором
данные психологических теорий обучения и воспитания личности практически
реализуются в ходе процессов обучения и воспитания, в результате чего
делаются выводы как об эффективности применяемых педагогических методик, так
и о закономерностях развития у детей психических процессов и способностей.
|
2. Предмет изучения
|
Изучение сущности и закономерностей
развития психики человека и животных составляет предмет научной психологии.
|
Предметом педагогики
является исследование сущности развития и формирования мышления и личностных
свойств человека и разработка на этой основе теории и методики обучения и
воспитания как специально организованного учебно-воспитательного процесса.
|
3. Фундаментальные отрасли
|
Основной фундаментальной
отраслью является общая психология. Этот раздел психологии изучает и
описывает наиболее общие психологические закономерности, основные понятия
психологии, обосновывает и определяет ее методический аппарат.
|
Общая педагогика – базовая
научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека,
разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных
учреждениях всех типов. В общей педагогике выделяют два уровня: теоретический
и прикладной (нормативный). Традиционно общая педагогика содержит четыре
больших раздела:
1) Общие основы;
2) Дидактика;
3) Теория воспитания;
4) Школоведение.
|
4. Прикладные отрасли
|
Прикладные отрасли
психологии связаны с такими сферами практической деятельности, как образование,
медицина, труд, управление и другие. Соответственно имеются такие отрасли,
как возрастная и педагогическая психология, психодиагностика, медицинская
психология, психология труда и инженерная психология, психология управления,
юридическая психология и т.д.
|
Психопедагогика, история
педагогики, преддошколъная и дошкольная педагогика, школьная педагогика, дефектология:
сурдо-, тифло- и олигофренопедагогика, педагогика высшей школы, частные
методика преподавания различных предметов в учебных заведениях.
|
5. Специфические методы
исследования
|
- моделирование – изучение искусственной
модели изучаемого явления, когда прямое изучение недоступно или затруднено;
- метод анализа результатов деятельности
человека (написанные рассказ или стихотворение, нарисованная картина и т.д.)
- метод анализа биографических данных
(поступков и решений человека, его размышлений, зафиксированных в дневнике
или продуктах творчества) и др.
|
- метод, основанный на изучении, теоретическом
анализе и обобщении практической работы лучших школ и учителей;
- социологические методы исследования: рейтинг
(метод исследования, при котором респондентам предлагается оценить то или
иное педагогическое явление), метод экспертных оценок (близок к предыдущему,
здесь опрашивают лиц, являющихся экспертами в данном вопросе);
- методы математической статистики;
- теоретический анализ.
|
6. Основные категории
науки
|