Главная » Файлы » Курсовые работы » Психология [ Добавить материал ]

Психология и педагогика. Психологические процессы. Личность
[ Скачать с сервера (25.4 Kb) ] 07.12.2010, 00:37

Психология и педагогика. Психологические процессы. Личность

1. Психология и педагогика как науки

Психология

Педагогика

1. Определение

Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение, наука) имеет два значения: психология как наука и психология как совокупность особенностей характера, внутренний мир человека (ее житейское понимание). Отличие научной психологии от житейской – в том, как, на основе чего делаются заключения и выводы. Научная психология базируется на строгих, полученных в ходе специальных исследований и неоднократно проверенных фактах, которые логически систематизируются и объясняются в специальных научных теориях.

Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» (пайд — дитя, гогос — веду), кото­рое означает детоводство или дитя­ведение. Это наука, изучающая сущность, закономерности, тен­денции и перспективы развития педагогического процесса (образо­вания) как фактор и средства раз­вития человека на протяжении всей его жизни.

Общим между психологией и педагогикой является то, что обе науки отражают в себе такое понятие как личность. Психопедагогика выступает межпредметным направлением, в котором данные психологических теорий обучения и воспитания личности практически реализуются в ходе процессов обучения и воспитания, в результате чего делаются выводы как об эффективности применяемых педагогических методик, так и о закономерностях развития у детей психических процессов и способностей.

2. Предмет изучения

Изучение сущности и законо­мерностей развития психики человека и животных составляет предмет научной психологии.

Предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования мышления и личностных свойств человека и разработка на этой основе теории и методики обучения и воспита­ния как специально организован­ного учебно-воспитательного процесса.

3. Фундаментальные отрасли

Основной фундаментальной от­раслью является общая психоло­гия. Этот раздел психологии изучает и описывает наиболее общие психологические закономерности, основные понятия психологии, обосновывает и определяет ее методический аппарат.

Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. В общей педагогике выделяют два уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

1) Общие основы;

2) Дидактика;

3) Теория воспитания;

4) Школоведение.

4. Прикладные отрасли

Прикладные отрасли психологии связаны с такими сферами прак­тической деятельности, как обра­зование, медицина, труд, управ­ление и другие. Соответственно имеются такие отрасли, как воз­растная и педагогическая психо­логия, психодиагностика, меди­цинская психология, психология труда и инженерная психология, психология управления, юриди­ческая психология и т.д.

Психопе­дагогика, история педа­гогики, преддошколъная и до­школьная педагогика, школьная педагогика, де­фектология: сурдо-, тифло- и олигофренопедагогика, педагогика высшей школы, част­ные методика преподавания раз­личных предметов в учебных за­ведениях.

5. Специфические методы исследования

 - моделирование – изучение искусственной модели изучаемого явления, когда прямое изучение недоступно или затруднено;

 - метод анализа результатов деятельности чело­века (написанные рассказ или стихотворение, нарисованная картина и т.д.)

 - метод анализа био­графиче­ских данных (поступков и решений человека, его размышлений, зафиксированных в дневнике или продуктах творчества) и др.

 - метод, основанный на изучении, теорети­ческом анализе и обобще­нии практической работы лучших школ и учителей;

 - социологиче­ские методы исследования: рей­тинг (метод исследования, при котором респондентам предлагается оценить то или иное педагогическое явление), метод экспертных оценок (близок к предыдущему, здесь опрашивают лиц, являющихся экспертами в данном вопросе);

 - методы математической стати­стики;

 - теоретический анализ.

6. Основные категории науки

Категория: Психология | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 1691 | Загрузок: 243 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]