Главная » Файлы » Курсовые работы » Психология | [ Добавить материал ] |
[ Скачать с сервера (25.7 Kb) ] | 07.12.2010, 00:33 |
Психокоррекция. Коллектив как фактор развития Изначально человеку предопределена роль одного из членов социума. Он рождается в уже существующем обществе, в нем растет и развивается. Существование вне общества с сохранением должного уровня сознания и развитой психики для человека невозможно. Всем высшим живым существам свойственно общение, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью. Посредством общения люди передают друг другу информацию, данные о своих эмоциональных состояниях и т.д. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурным и нравственно развитым, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, антомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Предметная же деятельность, которая является условием и средством психического развития, появляется гораздо позже. Именно в общении приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Таким образом, психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от того, с какими людьми он общается, от социальной среды. Социальная же среда представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Группы эти могут быть большими и малыми, малые при определенных условиях развиваются до уровня коллектива. Любой человек так или иначе является членом какой-либо малой группы, будь то семья или соседи по площадке. Вопрос о том, что влияет на формирование личности остается открытым до сих пор. Исследователи включают сюда практически все факторы окружающей среды: средства массовой информации, семью, художественную литературу, процесс обучения в образовательном учреждении, влияние сверстников и т.д. Однако всеми признается неоспоримо тот факт, что крайне важно в становлении личности то, в какой среде, каком коллективе человек живет и действует. В курсовой работе будет рассмотрен вопрос о том, как коллектив может способствовать развитию человека. Цель курсовой работы: исследование личностных характеристик детей младшего школьного возраста в процессе коллективной деятельности.
Задачи: 1. Раскрыть содержание понятия «коллектив» и его влияние на психическое и интеллектуальное развитие человека. 2. Выявить особенности психосоциального развития человека в младшем школьном возрасте. 3. Показать наличие зависимости между развитием ребенка младшего школьного возраста и его вовлеченностью в коллективную деятельность. Гипотеза: развитие личности детей младшего школьного возраста будет проходить эффективнее при включении их в совместную деятельность.
1. Коллектив и воспитание 1.1. Теоретические аспекты понятия «коллектив» Как уже отмечалось выше, не всякая совокупность людей может быть названа коллективом. По определению, коллектив – это группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, для которых характерны: · Высокая сплоченность; · Коллективистское самоопределение – в противовес конформности или нонконформности, проявляющихся в группах низкого уровня развития; · Коллективистская идентификация; · Социально ценный характер межличностных выборов; · Высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу; · Объективность в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности. Подобные отношения создают условия для всестороннего и гармоничного развития человека, способствуют появлению коллективизма как особого качества в развитии группы. В коллективе проявляется ряд социально-психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в группах низкого уровня развития. Так, с увеличением коллектива, не уменьшается вклад, вносимый его членами, не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации, не ослабевает мотивация совместной деятельности, отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами, имеется положительная связь между эффективностью совместной деятельности и благоприятным психологическим климатом, создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев, но в коллективе этот эффект отсутствует. Групповые процессы в коллективе образуют многоуровневую структуру, ядром которой является совместная деятельность, обусловленная социально значимыми целями: Первый уровень структуры коллектива образуют отношения его членов к содержанию и ценностям коллективной деятельности, обеспечивающие его сплоченность. Второй уровень – отношения межличностные, опосредованные совместной деятельностью. Третий уровень – отношения межличностные, опосредованные ценностными ориентациями, не связанными с совместной деятельностью. Закономерности, действующие на этом уровне структуры коллектива, не проявляются на втором, и наоборот; поэтому оценки, относящиеся, например, к фактам, полученным в пределах третьего уровня, не могут переноситься на характеристику второго уровня и коллектива в целом. Другими словами, психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет положительное значение для многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п. Для того, чтобы назвать малую группу коллективу, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности), иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, то есть как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности. Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и межличностных отношений, строящихся на высокой нравственной основе. Таким образом, обязательными признаками коллектива являются: · Объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели (в этом смысле коллективом не может называться сплоченная, но антисоциальная группа, например, группа правонарушителей). · Наличие добровольного характера объединения, причем под добровольностью здесь понимается не стихийность образования коллектива, а такая характеристика группы, когда она не просто задана внешними обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих, системой активно построенных ими отношений на базе общей деятельности. · Целостность, которая выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления. · Особая форма взаимоотношений между членами коллектива, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.
1.2. Коллектив и развитие личности Вопросы коллективного воспитания ставились как в зарубежной, так и в отечественной педагогике. Задачу необходимости организации детских воспитательных коллективов пытался решать швейцарский педагог И.Г.Песталоцци. В созданных им детских приютах он строил воспитание по типу большого семейного коллектива, в котором царили благожелательные взаимоотношения и постоянная трудовая атмосфера. Теоретически эту же проблему выдвигал Вильгельм Август Лай, указывая на то, что дети гораздо легче приучаются соблюдать правила и нормы поведения в процессе коллективной деятельности. Система воспитания, сложившаяся в нашей стране за годы советской власти, получила название коллективистической и до сих пор хранит свои основные черты, по крайней мере, в педагогической теории. Она годами строилась и развивалась на основе тезиса, согласно которому воспитание, а следовательно, и полноценное развитие личности возможны только в коллективе и через коллектив. Этот тезис в свое время разделялся практически всеми учеными-педагогами и многими педагогическими психологами, и если не на практике, то уж во всяком случае, на страницах научных публикаций активно пропагандировался, утверждался как безусловно правильный и единственно возможный. Иного пути для полноценного воспитания личности, кроме ее включения в реальный коллектив, традиционная педагогическая теория и практика не видели. Коллектив понимался не только как основной инструмент воспитания, но и как его главная, первичная цель. Утверждалось, что сначала непременно нужно создать воспитательный коллектив, а потом уже через него воспитывать и личность. Соответствующая мысль в свое время была высказана А.С. Макаренко: «Коллектив должен быть первой целью нашего воспитания» (17). Своими практическими делами А.С. Макаренко действительно в свое время доказал, что развитый детский коллектив играет важную роль в перевоспитании личности, и эта роль особенно велика в отношении детей-правонарушителей. Однако, впоследствии из сферы внимания ушли те условия и объекты воспитания, с которыми имел дело выдающийся педагог. Макаренковская практика коллективистского воспитания, сложившаяся и оправдавшая себя в детских колониях, была без изменений перенесена на нормальную школу и стала применяться к обычным детям. Она превратилась во всеобщую, единственно правильную и универсальную теорию и практику воспитания. Значение коллектива в воспитании личности стали возводить почти в абсолют. | |
Просмотров: 1959 | Загрузок: 264 | |
Всего комментариев: 0 | |