Главная » Файлы » Курсовые работы » Психология [ Добавить материал ]

Проявление агрессивности подростков
[ Скачать с сервера (30.6 Kb) ] 07.12.2010, 00:30

Проявление агрессивности подростков

Введение

С большим уважением и тактом к сложному внутреннему миру ребенка нужно относится всегда, но особенная четкость требуется к переходу к подростковой позиции. Увы, именно в это время мы из одной крайности бросаемся в другую: требуем как со взрослого, а прав не даем. Вот тут-то и нужно искать основы постоянных конфликтов. Переходный период это сложный процесс, который у каждого подростка еще имеет и личностный оттенок. К взрослению каждый идет своим путем, это зависит от уровня развития, испытания отдельного человека, обстановки и окружения, психологический климат в класса, во дворе и т. д. Взрослых  больше   всего   настораживают   активность   и энергичность подростков.  Напуганные и  встревоженные взрослые окружают своих детей всевозможными запретами. Но нужно как раз обратное.  Подросткам   надо  показать   разумные   пути   для претворения в  жизнь их  энергии, им  нужны любовь и понимание.

Подростковая фаза  первичной социализации - все подростки          этого возраста - школьники, находящиеся на иждивении родителей  или  государства.   Социальный  статус   подростка  мало   чем отличается от  детского.  Психологически  этот  возраст  очень противоречив,  для  него  характерно  диспропорции  уровней  и темпов развития.  Подростковое  «чувство  взрослости»  главным образом новый  уровень притязаний,  предвосхищающий положение, которого подросток  фактически не  достиг. Для подростка очень важно, чтобы  его взрослость  была замечена окружающими, чтобы форма его  поведения не  была  детской.  Ценность  работы  для подростка   определяется   ее   взрослостью,   а   возникающие представления о  нормах поведения  провоцируют  на  обсуждение поведения взрослых.

Цель данной работы – рассмотреть предпосылки и особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте.

Объектом является подростковый возраст.

Предметом является агрессивные реакции в подростковом возрасте.

 

1. Проявление агрессивности в поведении детей подросткового возраста

Одним из самых сложных периодов в онтогенезе чело­века является подростковый возраст. В этот период не толь­ко происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образова­ния, закладываются основы сознательного поведения, вы­рисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Подростковый период онтогенеза — это остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло перепле­таются противоречивые тенденции развития.

С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым.

С другой стороны, подростковый возраст отличается массой положительных факторов — возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными содержательными становятся его отношения с другим детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям и т.д.

Между тем в психолого-педагогической литературе стало традиционным обозначать этот возраст в терминах «трудный», «критический», «конфликтный» и т.п. При этом до сих пор не изжито мнение, что причины кризиса — в физиологических изменениях подростков. Отсюда зачастую дается узкое определение подросткового возраста в качестве пубертатного периода, где главную роль играет половое созревание. Однако в фундаментальных работах российских психологов (Божович Л.И., 1968; Фельдштейн Д.И., 1972, 1989) показано, что половое созревание, как и другие изменения, связанные с развитием организма, несомненно, оказывает свое влияние на психическое развитие ребенка, но, во-первых, это влияние опосредовано отношениями подростка к окружающему миру, сравнениями себя со сверстниками и взрослым, во-вторых, не биологические особенности являются определяющими в развитии растущего человека как личности, а выход на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.

При этом тревожащие моменты в поведении части подростков, такие, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно-группового общения, складывающегося в разного рода компаниях. Но это общение, эта систем отношений, в том числе и строящихся на почве жестоки законов асоциальных подростковых групп, является следствием не какой-либо генетической предрасположенности изначальной агрессивности и пр., а выступает, в большинстве случаев, лишь как ситуация замещения при неприятия подростка в мир социально-значимых отношений взрослых, как ситуация совместного переживания непонятности ими.

Характерно, что потребность в стихийно-групповом об­щении отмечается только у 14,5% подростков, в то время как реальное наличие этой формы зафиксировано у 56 % 11 — 15-летних. По мнению Д.И. Фельдштейна, «данное обстоятельство связано с тем, что если потребность подростка в интимно-личном общении в основном удовлетворяется, то его потребность в социально-ориентированной форме в 38,5% случаев остается неудов­летворенной, обусловливая преобладание стихийно-груп­пового общения».

В современной психологии показано, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным и хвастли­вым, атеистом или религиозным. Он становится таким. Лишь в процессе развития человека как личности возника­ют как социально полезные, так и социально вредные черты. В этом убеждает и практика отечественной школы. Так, уже опыт А.С. Макаренко по формированию нравственной сферы личности трудных подростков установил, что ни со­став, ни специфические качества фактов асоциального по­ведения не определяются «прирожденными механизмами», что «никаких природных трудных характеров нет».

А.С. Макаренко реально доказал, что даже наиболее педагогически запущенные подростки — обычные дети, «способные жить, работать, способные быть счастливыми и способные быть творцами» (там же, с.438).

В этом убеждает и исследование, проведенное, напри­мер, Д.И. Фельдштейном по изучению подростков-право­нарушителей (объектом которого были психически и физи­чески здоровые дети). «Оно показало, что ядром конфликт­ной ситуации, приведшей к нравственной деформации лич­ности этих детей, являются не биологические свойства, а недостатки семейного и школьного воспитания, у этих под­ростков, в частности, утрачен интерес к учёбе, фактически утеряны связи со школой. В результате они, как правило, отстают на 2 — 4 года по своему образованию от сверстников». Однако оказалось, что это отставание, как и деформация познавательной и других духовных потребностей, ни в коей мере не определяется психическим развитием данных детей. Они обладают нор­мальными умственными возможностями, и целенаправ­ленное включение их в заданную систему многоплановой деятельности обеспечивает успешную ликвидацию интел­лектуальной запущенности и пассивности.

К сожалению, сложившаяся ныне в обществе систем; воспитания детей, принятые к ним требования, отношение взрослых к растущим людям не учитывают особенностей личностного становления, приводя к конфликту с подростками, у которых развивается потребность самостоятель­ности, самореализации, избавлении от опеки.

«Как отмечает Д. Майерс, критически осмысливая себя и окружающих, подросток протестует против ханжества взрослых, их мнимой праведности, при нередкой лживости поступков.

Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция препятствующая развитию социальной активности подростка — он ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который многие подростки прибегаю и к агрессивным формам поведения.

Наиболее полную картину сущности агрессивного поведения подростков дает анализ его мотиваций. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п. «Агрессивное поведение детей подросткового возраста, связанно с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах, отчасти в изнасиловании, в повреждении либо уничтожении имущества. Именно такое поведение нередко рассматривается в качестве наиболее убедительной модели, подтверждающее тезис о генетической природе агрессивности. При этом полагают, что агрессивное, особенно недостаточно мотивированное, поведение есть прямое проявление генетической неблагополучия индивида, пусть даже и не выраженного в хромосомной аномалии – пишет Д. Лоренс».

Вместе с тем вопрос о генезисе агрессивности, о роли, которую в ее происхождении играют биологические и соци­альные факторы, исключительно сложен.

Существует теория, согласно которой агрессивность — черта, присущая человеку от природы как инстинкт или потребность. Эта точка зрения, прежде всего, развивалась 3 Фрейдом, который связывал агрессию с прирожденным влечением к смерти, таким же властным, как и либидо. Дело представлялось так, что влечение к смерти побуждает к саморазрушению и агрессия является механизмом, благодаря которому это влечение — разрушение направляется на другие объекты, в первую очередь, на других людей.


Категория: Психология | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 2007 | Загрузок: 234 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]