Главная » Файлы » Курсовые работы » Психология [ Добавить материал ]

Девиантное поведение подростков (на примере наркозависимости)
[ Скачать с сервера (36.4 Kb) ] 06.12.2010, 23:06

Девиантное поведение подростков (на примере наркозависимости)

Введение

В настоящее время психологи отмечают, что происходящие перемены (политические, экономические, этнические и др.) вызывают у людей бурные эмоциональные переживания. Современное поколение оказалось не приспособленным к условиям постоянно меняющейся стрессогенной социальной действительности. К сожалению, педагоги и родители, поставленные в условия новой социально-стрессовой реальности, не могут оказывать эффективное воспитательное воздействие на молодежь, поскольку сами не обладают необходимыми знаниями, навыками и социально-адаптивными моделями поведения. Это привело к тому, что выработка новых форм поведения у молодых людей происходит стихийно, бессистемно.

Подростковый возраст представляет собой период особой концентрации конфликтов, часто приводящих к различным поведенческим отклонениям, таким как делинквентность, агрессивное поведение, проживание в особой субкультуре (например, в религиозной секте), наркомания, суициды.

Подростки не имеют определенных жизненных навыков, позволяющих самостоятельно справляться с воздействием хронических стрессовых ситуаций и вырабатывать здоровый и эффективный жизненный стиль без дезадаптивных форм поведения. Они еще не готовы противостоять социальному давлению и поступают так как принято и модно. Вследствие этого, подростки чаще используют саморазрушающие пути совладания со стрессом -  употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

В современном мире распространение наркоманий и токсикоманий приобрело характер эпидемии.

По данным Минздрава России, количество потребителей наркотиков на первое полугодие 1999 года составило 315 тыс. человек. По мнению экспертов, реальная численность потребителей наркотиков в стране превышает этот показатель в 8-10 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими в 11,4 раза чаще, чем взрослые.       Исходя из этого, с учетом, прежде всего, возрастной категории большинства наркоманов (13-25 лет), под угрозой оказывается фактически все новое поколение страны.

Hовым опасным явлением стало появление "семейной наркомании", то есть случаев, когда один член семьи вовлекает в наркоманию других. Это особенно заметно на уровне молодых семей, прежде всего в Москве и других крупных городах. Таким образом, начинается процесс деградации значительной части тех, кто мог бы составить новую образованную и квалифицированную элиту государства, в которой оно действительно крайне нуждается на этапе перехода к рыночной экономике. Ведь подавляющее число хронических наркоманов не доживает до 30 лет.

Нельзя не обратить внимания на то, что, по данным МВД РФ, в стране число беспризорных детей приближается к миллиону. Среди этой категории наркомания становится повседневным явлением - практически каждый второй или уже попробовал, или уже употребляет наркотики на более-менее регулярной основе.

Профилактические мероприятия, в основном, сводятся к демонстрации гражданского пафоса в отношении наркотических веществ или, в лучшем случае, к проповедям и призывам, что само по себе бесперспективно, расточительно и бесполезно. На самом деле, наркомания сегодня - это обряд субкультурного крещения, проблема личностной свободы и запретного плода, проблема большего страха жизни, чем страха смерти...

    Практически важным, на наш взгляд, является вопрос выявления первопричин употребления наркотиков среди молодёжи.  Система профилактики должна строиться на концепции, предусматривающую социальную и психологическую адаптацию к реалиям жизни. Что должно включать научный и психологический анализ групп риска, склонности к девиантному поведению, определяющий необходимость образовательных, профориентационных, социальных, дисциплинарно - организационных усилий по отношению к молодежи.

Исходя из актуальности проблемы нами выбрана тема курсового исследования: «Девиантное поведение подростков (на примере наркозависимости)».

Цель нашей работы – исследовать мотивы употребления и   психологические особенности наркозависимых несовершеннолетних для выделения  групп риска.

Объект исследования: несовершеннолетние наркозависимые.

Предмет исследования: мотивационные и личностные факторы, способствующие формированию наркотической зависимости.

Гипотеза исследования: определение факторов риска и понимание механизмов формирования наркотической зависимости повышает целенаправленность и эффективность профилактических и реабилитационных программ.

Задачи:

-                     изучить теоретические источники по проблеме подростковой наркозависимости;

-                     составить анкету для исследования мотивов употребления наркотиков подростками; провести и проанализировать результаты;

-                      подобрать методики и провести диагностическое обследование наркозависимых подростков (группа 8 человек, возраст – 15-16 лет).

Выбор качественных методов (интервью и психодиагностика) в исследовании не случаен. Качественные методы направлены на раскрытие причинно-следственных связей, анализ процессуальных характеристик изучаемого явления и не ставят своей целью проследить количественные закономерности. Именно раскрытие наиболее полной феноменологической картины является одним из условий, позволяющих анализировать внутреннюю структуру и взаимосвязи данного явления, выйти на более глубокий уровень понимания проблемы наркотической зависимости. 

 

Глава 1. Анализ теоретических аспектов проблемы

1.1. Понятие девиантного поведения

Девиантным называют поведение, отклоняющееся от действующих социальных норм. Девиантное поведение человека можно также обозначить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, нарушения процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

Девиантное (отклоняющееся) поведение имеет следующие клинические формы:

§     агрессия,

§     аутоагрессия (суицидальное поведение),

§     злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.),

§     нарушения пищевого поведения (переедание, голодание),

§     аномалии сексуального поведения (девиации и перверсии),
сверхценныепсихологические увлечения (трудоголизм, гемблинг, коллекционирование, фанатизм – религиозный, спортивный, музыкальный),

§     сверхценные психопатологические увлечения («философическая интоксикация», сутяжничество и кверулянтство, разновидности маний – клептомания, дромомания и др.),

§     характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.),

§     коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм, псевдология, нарциссическое поведение и др.),

§     безнравственное и аморальное поведение,

§     неэстетическое поведение[7].

Девиантное поведение считается закономерным предиктом аддиктивного поведения и других психических расстройств подросткового возраста. С учетом значительной коморбидности (comorbidity – соболезненность, сочетание нескольких болезней) психических расстройств в подростковом возрасте с различными поведенческими и эмоциональными проблемами необходим скрининг и детальное исследование сопутствующей психопатологии. Часто неясно, вызваны те или иные симптомы последствиями злоупотребления веществами или указывают на сопутствующую психическую патологию. Антисоциальное, делинквентное поведение нередко предшествует или сочетается с аддиктивным поведением. Игнорирование рекомендаций учителей и врачей по поводу коррекции агрессивного или «расторможенного» поведения в начальной школе приводит к тому, что у подростка регистрируется сочетание агрессивного и аддиктивного поведения в старших классах. С другой стороны, непосредственный прием наркотиков может стимулировать агрессию за счет прямого химического воздействия на определенные структуры мозга.

 

1.2. Механизмы формирования аддиктивного поведения

Аддиктивное поведение является одной  из форм  отклоняющегося поведения, выражающееся в уходе от реальности посредством изменения психического состояния. Человек «уходит» от реальности, которая его не устраивает.

Развитие аддиктивного поведения определяется сложной системой факторов и условий, обусловленных как внешними воздействиями, так и внутренними характеристиками личности.

Не удовлетворяющая реальность – это всегда внутренняя реальность, так как и в случаях внешней «средовой» реальности, последняя воспринимается, осознается или производит эффект на подсознание, приводя к возникновению того или иного, вызывающего дискомфорт внутреннего психического состояния, от которого возникает желание избавиться.

Фактор понимается как причина или движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер. Поэтому психологические факторы являются движущей силой развития аддиктивного поведения.

В повседневной жизни каждый человек имеет  определенный, выработанный им в процессе набор  навыков избавления от психологического дискомфорта, и, особенно не задумываясь, достаточно эффективно использует их с этой целью.

К индивидуально накопленному арсеналу средств относятся различные способы переключения внимания на эмоционально стимулирующие события и активности: просмотр видеофильмов, спортивных состязаний, прогулки, общение с природой, физические упражнения, получение поддержки от друзей, знакомых или родственников и др. Некоторые этого достигают иначе.

Развитие аддиктивного поведения начинается с фиксации, которая происходит при встрече с воздействием того, что произвело на будущего аддикта чрезвычайное, очень сильное впечатление, остающееся в памяти и легко извлекаемое из неглубокого подсознания.

Особенность фиксации заключается в том, что она влечет за собой сильное желание повторить пережитое измененное состояние еще раз. Такое непреодолимое желание в последующем повторяется все более часто.

Аддикция начинается с фиксации, но дальнейшее развитие процесса во многом определяется личностными особенностями и предрасположенностями.

1.           Развитие аддиктивного процесса связано с недостаточно сформированным, слабым суперэго. Основной мотивацией является немедленное и гарантированное получение удовольствия, при этом не обращается внимание на отдаленные участки по времени отрицательные последствия, недостаточно представлены самоанализ, чувство вины и стыда.

2.           Прогрессирование аддикции обусловлено нарушениями в структуре эго. Недостаточность эго затрудняет преодоление фрустрации, мешает формированию необходимых профессиональных и социальных навыков, волевых функций.

3.           Стремление к аддиктивным реализациям связано с выраженным, не полностью осознаваемым психологическим дискомфортом. Дискомфорт является следствием неудовлетворенности человека своим ролевым поведением. В результате аддиктивной реализации происходит временное избавление от ролевого поведения, облегчается выход за пределы прагматичной реальности, появляется возможность реализовать одну из фундаментальных потребностей.

4.           Аддиктивный процесс развивается вследствие влияния на психическое состояние  вытесненных в бессознательное комплексов. Находясь в бессознательном, комплексы провоцируют неосознанное беспокойство, тревогу, дистимическое состояние.

5.           Аддиктивный процесс стимулируется затруднениями в установлении социальных контактов, социальной фобией, чувством пустоты, скуки, одиночества.

6.           Развитию аддикции способствует воспитание в условиях недостаточной эмоциональной поддержки со стороны родителей и/или «первичной группы» - наиболее близких членов семьи в первые годы жизни.

7.           Эмоциональная нестабильность, отсутствие постоянства в семье, непрогнозируемость событий создают условия для возникновения спутанности, неуверенности в себе, в людях[5].

Категория: Психология | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 1325 | Загрузок: 208 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]