Главная » Файлы » Курсовые работы » Юриспруденция | [ Добавить материал ] |
[ Скачать с сервера (22.2 Kb) ] | 28.11.2010, 15:48 |
Преступления на транспорте Введение Вопросы обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта постоянно стоят в поле зрения не только отдельных ведомств и организаций, но и всей общественности нашей страны. С непрерывным нарастанием темпов развития автомобильного транспорта в России растет и интенсивность движения, усложняется обеспечение порядка и безопасности движения на автомобильных дорогах. Внимание, уделяемое проблемам дорожной безопасности, не случайно. Дело в том, что механический транспорт, в том числе и автомобильный, – величайшее благо для человечества, но при неправильном использовании он нередко бывает источником тяжелых, а подчас и трагических последствий. Тема данной курсовой работы – «Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений» – актуальна в силу того, что, во-первых, безопасность дорожного движения связана непосредственно с жизнью человека, во-вторых, транспортные преступления наиболее возросли в настоящее время в связи с развитием транспортной инфраструктуры, в-третьих, низкая дисциплина участников движения, неудовлетворительное техническое состояние автомобилей и дорог является причиной дорожно-транспортных происшествий. Целью данной работы является дать характеристику транспортным преступлениям с точки зрения уголовного законодательства. Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи: 1. показывается степень значимости преступлений на транспорте в Уголовном кодексе Российской Федерации;2. рассматриваются виды преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств; 3. описывается общая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (статья 264 УК РФ); 4. рассматривается объект; субъект; объективная и субъективная сторона транспортных преступлений; 5. рассматриваются особенности ответственности при совершении нарушений правил движения и эксплуатации транспорта; 6. показываются квалифицированные виды нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; Работа состоит из Введения, трех Глав, Заключения и Списка литературы. В Главе 1 – Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений – решается первые две из поставленных выше промежуточных задач, а именно: показывается степень значимости преступлений на транспорте в Уголовном кодексе Российской Федерации и рассматриваются виды преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. В Главе 2 – Общая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (статья 264 УК РФ) – решается пятая и шестая из промежуточных задач, а именно: описывается общая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (статья 264 УК РФ) и рассматривается объект; субъект; объективная и субъективная сторона транспортных преступлений. В Главе 3 – Квалифицированные виды нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств – решается пятая и шестая из промежуточных задач, а именно: показываются квалифицированные виды нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и рассматриваются особенности ответственности при совершении нарушений правил движения и эксплуатации транспорта. В Заключении делаются основные выводы по работе и формулируется сущность уголовно-правовой характеристики транспортных преступлений.
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений 1.1. Степень значимости преступлений на транспорте в Уголовном кодексе Российской Федерации Преступления, посягающие на безопасное функционирование транспортных средств, впервые выделены в российском законодательстве в самостоятельную главу в новом Уголовном кодексе, вступившем в силу с 1 января 1997г. Это объясняется тем, что на современном этапе развития общества, то есть с ростом количества транспортных средств, значительно увеличивается распространенность и опасность преступлений, посягающих на безопасное для людей и общества функционирование транспорта. Глава, объединяющая данные преступления расположена в 9 разделе Уголовного кодекса российской Федерации: «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», помещенного на третье место после раздела о преступлениях против личности и в сфере экономики. Таким образом, отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта являются неотъемлемой составной частью всего комплекса отношений, реализующих и охраняющих безопасность в обществе. В самом разделе глава занимает четвертое место после глав о преступлениях против общественной безопасности, против здоровья населения и общественной нравственности, а также экологических преступлений.
1.2. Виды преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств В 27 главе УК предусмотрены такие преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, как: - нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (статья 263); - нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (статья 264); - оставление места дорожно-транспортного происшествия (статья 265); - недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (статья 266); - приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267); - нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (статья 268); - нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (статья 269); - неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (статья 270); - нарушение правил международных полетов (статья 271). Объединение этих преступлений в самостоятельную главу обусловлено их посягательством на единый родовой объект, каковым являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта. 1.3. Общая характеристика состава транспортных преступлений. Объект, объективная сторона преступления По объективной стороне преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта представляют собой действия (например, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК) или бездействия (например, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК), содержанием которых является заведомое нарушение установленных на транспорте правил безопасности. Эти правила носят многоуровневый характер: законы («О Федеральном железнодорожном транспорте» от 20 июля 1995г., «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995г.), правительственные постановления («Правила дорожного движения РФ»), ведомственные приказы и инструкции. Сложность и многообразие правил безопасности вынудили законодателя сделать нормы об ответственности за транспортные преступления бланкетными. Таким образом, особенностью преступлений, посягающих на безопасность использования транспортных средств, является то, что диспозиции норм уголовного закона, определяющие их признаки, являются бланкетными. Поэтому для установления наличия состава конкретного преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта всякий раз необходимо обращаться к законам и другим нормативным актам, регламентирующим правила безопасности движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта. Для характеристики объективной стороны транспортных преступлений важно также, что, как правило, (кроме ст. 270 и 271 УК) имеет место материальное описание составов. Условием уголовной ответственности в этих случаях является наступление указанных в законе общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (статьи 263 - 269 УК) или крупного ущерба (статьи 263, 266, 267, 269 УК). Причинение при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта легкого вреда здоровью человека, а также ущерба (уголовная ответственность за причинение крупного ущерба отменена Федеральным законом «Изменения и дополнения в УК РФ» от 25 июня 1998г. 92-ФЗ) влечет не уголовную, а административную ответственность. Составы двух преступлений – неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК) и нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК) сконструированы как формальные. Так, например, в диспозиции ст. 271 нет указания на возможный вред при нарушении правил международных полетов и такой вред может не наступить. При совершении некоторых преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта предусмотрена повышенная ответственность за причинение таких последствий, как смерть человека или гибель двух и более лиц (статьи 263, 264 УК и др.). Усиление ответственности за подобного рода деяния обусловлено тяжестью последствий и их распространенностью. Субъективная сторона, субъект преступления Субъективная сторона транспортных преступлений – всегда преступная неосторожность (кроме двух - ст. 270 и 271) в форме самонадеянности или небрежности по отношению к последствиям, о чем свидетельствует содержащееся указание в самом законе. Констатация же умышленного причинения вреда жизни, здоровью, имуществу с использованием транспортного средства (для наезда, тарана и т.д.) должна влечь квалификацию деяния по соответствующим статьям об ответственности за преступления против личности или собственности. Субъект рассматриваемых деяний в большинстве случаев специальный, а именно лица, управляющие транспортным средством или иным лицом, профессионально обязанным соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, в том числе, обеспечивать его безопасную эксплуатацию (ст. 263-266, 269-271 УК). Возраст уголовной ответственности за транспортные преступления – 16 лет. Хотя несовершеннолетние в возрасте 16-17 лет могут быть учеником машинистов, водителей автотранспорта, слесарей-ремонтников либо обучаться профессии соответствующего профиля в учебных заведениях, либо управлять мотоциклом, но в подавляющем большинстве случаев лица, виновные в транспортных преступлениях, по крайней мере из числа лиц, управляющих транспортом или его обслуживающих уже достигли совершеннолетия. Субъектами преступления, предусмотренного ст. 267 УК могут быть лица, достигшие к моменту совершения 14-летнего возраста. Таким образом, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта представляют собой «предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения по поводу обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценностей в процессе движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта». В учебной литературе предложена классификация преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающая две их группы: 1) преступления, связанные с использованием транспортных средств; 2) иные преступления в сфере функционирования транспорта. К первой группе относятся преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 263, 264, 265, 266, 271 УК), ко второй – преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 267, 268, 269, 270 УК). Смазка- классификация | |
Просмотров: 2810 | Загрузок: 243 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |