Главная » Файлы » Курсовые работы » Юриспруденция | [ Добавить материал ] |
[ Скачать с сервера (23.2 Kb) ] | 28.11.2010, 15:44 |
Правовое регулированиеВведение Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека, так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Тема данной курсовой работы – «Правовое регулирование: предмет, метод, способы и типы» – актуальна в силу того, что, во-первых, правовое регулирование осуществляется при помощи правовых средств воздействия на общественные отношения, а значит затрагивает все общество в целом, во-вторых, именно правовому регулированию принадлежит важная роль в системе социального регулирования, в-третьих, правовое регулирование как инструмент социального управления призван упорядочить общественные отношения, обеспечивая реализация позитивных интересов субъектов. Целью данной работы является описать сущность правового регулирования и раскрыть механизм правового регулирования. Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи: 1. описывается понятие правового регулирования, его предмет, метод; 2. выделяются способы и типы правового регулирования; 3. рассматриваются составляющие механизма правового регулирования; 4. на примере рынка ценных бумаг описывается правовое регулирование в данной области. Работа состоит из Введения, трех Глав, Заключения и Списка литературы. В Главе 1 – Понятие и элементы правового регулирования – решаются первые две из поставленных выше промежуточных задач, а именно: описывается понятие правового регулирования, его предмет, метод, способы и типы и выделяются стадии правового регулирования. В Главе 2 – Механизм правового регулирования – решается третья из промежуточных задач, а именно: рассматриваются составляющие механизма правового регулирования. В Главе 3 – Правовое регулирование на примере рынка ценных бумаг – решается последняя из промежуточных задач, а именно: на примере рынка ценных бумаг описывается правовое регулирование в данной области. В Заключении делаются основные выводы по работе и формулируется суть понимания правового регулирования. При написании данной курсовой работы использовалась следующая литература:
1) монографический материал: - Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966 г.; - Алексеев С. С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999 г.; - Гойман В. И. Действие права (Методологический анализ). М., 1992 г.; - Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972 г.; - Комаров С. А. Общая теория государства и права. – М., 1998 г.; - Лившиц Р. З. Теория права. – М.: БЕК, 1994 г.; - Малько А. В. Эффективность правового регулирования // Правоведение. 1990 г. № 6.; - Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994 г.; - Малько А. В. Механизм правового регулирования (лекция) // Правоведение. 1996 г. № 3. - Матузов Н. И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов. 1972 г.; - Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1987 г.; - Поленина С. В. Качество закона и эффективность законодательства. М., 1993 г.; Проблемы теории государства и права / Под ред. С. С. Алексеева. М., 1987 г.; - Эффективность правовых норм. М., 1980 г.
2) Учебники и хрестоматийный материал: - Общая теория государства и права. Академический курс. В 2-х т. Т. 2 / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1998 г.; - Общая теория права / Под ред. А. С. Пиголкина. – М., 1996 г.; - Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1994 г.; - Спиридонов Л. И. Теория государства и права. – М., 1995 г.; - Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2000 г.; - Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 2000 г.; - Черданцев А. Ф. Теория государства и права. М., 1999 г.; - Хропанюк В. Н. Теория государства и права / Под ред. В. Г. Стрекозова. – М., 1998 г.;
3) нормативные правовые акты - Федеральный закон от 26.12.95 N 208-ФЗ (ред. от 27.02.2003) «О акционерных обществах». - Федеральный закон от 22.04.96 N 39-ФЗ (ред. от 28.12.2002) «О рынке ценных бумаг».
Глава 1. Понятие и элементы правового регулирования 1.1. Понятие правового регулирования Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения. Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого - либо). В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.
1.2 Предмет правового регулирования Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом. В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками: - в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные; - в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого; - они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил; - они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой
Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений: 1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные); 2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами); 3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах. Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования. От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования. Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).
1.3. Методы, способы и типы правового регулирования Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия. Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера). Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве). Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли. Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования. 1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав). Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности. 2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги). Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия. 3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий. Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование. Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это: - поощрение- выражается в награждении субъектов за определенные заслуги; - рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения). Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения. В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования. | |
Просмотров: 1967 | Загрузок: 289 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |