Главная » Файлы » Курсовые работы » Экономика, финансы, бухгалтерский учёт [ Добавить материал ]

Анализ финансовой и бухгалтерской отчетности НМА
[ Скачать с сервера (23.0 Kb) ] 22.11.2010, 17:55

Анализ финансовой и бухгалтерской отчетности НМА

Введение

«Нематериальные активы – часть внеоборотных активов организа­ции, к которой относят объекты, не имеющие материально-вещест­венной структуры, принадлежащие организации на праве собственно­сти, используемые ею в производственных целях в течение длительно­го периода, приносящие доход и оформленные согласно требованиям законодательства».

Термин «нематериальные активы» является относительно новым для российской учетной теории и практики. Правовая природа нема­териальных объектов определена в ряде законов, практика примене­ния которых в настоящее время только начинает складываться.

Регистрация и учет нематериальных активов регулируются Поло­жением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации и ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов».

По своей сущности нематериальные активы могут быть разбиты на две категории:

§  нематериальные активы, возникающие из исключительных прав на интеллектуальную собственность;

§  нематериальные активы, являющиеся капитализированными затратами (отложенные затраты).

1. Понятие и классификация нематериальных активов

Рассмотрим первую категорию нематериальных активов. Согласно Парижской конвенции, учредившей Всемирную организацию интел­лектуальной собственности (п. VIII, ст. 2), в понятие «интеллектуаль­ная собственность» включаются права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности, изобретениям, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наимено­ваниям и коммерческим обозначениям, к защите права добросовест­ной   конкуренции,   а   также   все   другие   права,   относящиеся   к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Таким образом, обобщенное понятие «объекты интеллектуальной  собственности» включает понятия «объекты промышленной собст­венности» и «объекты авторского права».

В соответствии с Парижской конвенцией под объектами промышленной собственности понимают объекты правовой охраны – изобретения, полезные модели, промышленные образы, товарные знаки, фирменные наименования и указания мест происхождения товаров (ст. 1).

Отличительной особенностью промышленной собственности является наличие официальных охранных документов, подтверждающих права на объекты промышленной собственности, – патентов, свиде­тельств. Так, в соответствии с Патентным законом РФ официальный охранный документ (патент, свидетельство) выдается в единственном экземпляре и хранится у патентообладателя. У лиц, которые использу­ют данный объект по лицензии (обязательно на основании официаль­но зарегистрированного в патентном ведомстве лицензионного дого­вора), находится копия охранного документа и копия его описания. Существуют следующие сроки действительности охранных докумен­тов (в соответствии с российским законодательством):

§  патент на изобретение действует в течение 20 лет с даты поступ­ления заявки в патентное ведомство;

§  патент на промышленный образец действует в течение 10 лет с даты подачи заявки (с возможностью продления срока действия по хо­датайству патентообладателя, но не более чем на 5 лет);

§  свидетельство на полезную модель действует в течение 5 лет с возможным продлением на срок до 3 лет;

§  свидетельства на товарный знак, знак обслуживания и наимено­вания места происхождения товара действуют 10 лет с возможным не­однократным продлением срока каждый раз на 10 лет.

«Объектами авторского права по Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» являются произведения науки, литературы и искус­ства независимо от их назначения и достоинств, а также способа их вы­ражения (ст. 6). Объекты авторского права, как правило, не имеют официальных охранных документов, и права на них возникают непо­средственно по факту создания произведений. Однако в ряде случаев, например при регистрации программ для ЭВМ, предусмотрена выдача свидетельств о регистрации. ПБУ 14/2000 не относит к нематериаль­ным активам объекты авторского права – произведения науки, лите­ратуры и искусства. Исключительные права автора на программы для ЭВМ, базы данных, топологии микросхем являются нематериальными активами».

Нематериальные активы, являющиеся капитализированными затра­тами (отложенные затраты), – вторая группа нематериальных активов. В нее включаются организационные расходы, признанные в соответст­вии с учредительными документами вкладом учредителей в уставный (складочный) капитал (оплата регистрационных сборов, нотариальные услуги в процессе образования юридического лица и т.д.).

К этой группе капитализированных затрат с некоторой долей условности можно также отнести деловую репутацию организации, или «гудвил» (по терминологии, принятой в международной практике бух­галтерского учета).

«Правовой основой существования категории «де­ловая репутация организации» является установленная гражданским законодательством возможность для предприятия выступать в качест­ве объекта гражданского права – имущественного комплекса, исполь­зуемого для осуществления предпринимательской деятельности, кото­рый может являться «объектом купли-продажи, залога, аренды и дру­гих сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав» (ст. 132 ГК РФ)».

«Достаточно распространенными явля­ются случаи реорганизации предприятий путем их присоединения к другим предприятиям через совершение сделки купли-продажи пред­приятий с условием прекращения их деятельности как субъектов права. Возникающий при этом актив предприятия – деловая репутация организации – определяется как разница между покупной ценой орга­низации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств».

Положительную деловую репутацию организации следует рассматри­вать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании бу­дущих экономических выгод, отрицательную деловую репутацию – как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества и т.п. Практика учета «гудвил», принятая в России, соответствует одному из принципов, определенному в действующем в настоящее время международном стандарте по учету «гудвил» – Accounting Research Bulletin (ARB) № 17 «Нематериальные активы». Согласно этому принципу, в активе баланса показывается уплаченная сверх балансовой стоимости (или сверх стоимости по текущей оценке) купленных активов цена за предприятие, которая учитывается как самостоятельный актив, подле­жащий последующей амортизации (в международном стандарте пре­дельный срок амортизации составляет 40 лет). Следует отметить, что международный стандарт допускает и другой подход к учету «гуд­вил» – списание его стоимости в момент приобретения за счет резер­вов.

«Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской от­четности в РФ трактует деловую репутацию организации как посте­пенно амортизируемый актив: «Приобретенная деловая репутация ор­ганизации должна быть скорректирована в течение 20 лет (но не более срока деятельности организации) (ст. 56)».

Категория: Экономика, финансы, бухгалтерский учёт | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 582 | Загрузок: 189 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]