Главная » Файлы » Дипломные работы » Психология [ Добавить материал ]

Исследование влияния эмоционального стресса на психофункциональное состояние подростка
[ Скачать с сервера (172.6 Kb) ] 17.11.2010, 22:19

Исследование влияния эмоционального стресса на психофункциональное состояние подростка

 ведение

Изучение эмоционального развития является одной из актуаль­ных проблем психологии. Ее теоретическая значимость определяется необходимостью выявления общих закономерностей онтогенеза челове­ческой психики и создания целостной концепции психического разви­тия. До сих пор проблема эмоционального развития остается теорети­чески наименее разработанной.

Вместе с тем ее решения требует не только логика развития пси­хологического знания, но и практические запросы. Эмоциональная сфе­ра является непосредственным объектом воздействий в психотерапии и психокоррекции. Нельзя добиться их эффективности без знания осо­бенностей строения эмоций и закономерностей их развития. Необхо­димость разработки этой проблемы обусловлена также теми требова­ниями, которые к научному знанию предъявляет практика психодиаг­ностики и воспитания.

Особую важность имеет изучение эмоционального развития в под­ростковом возрасте. Подростковый период - наиболее эмоциогенный, критический период развития, сопряженный со специфическими эмоцио­нальными трудностями. Он является периодом кризиса адаптацион­ного равновесия. В связи с этим возникает вопрос о связи стрессовых расстройств в подростковом возрасте с осо­бенностями эмоционального развития.

В настоящее время наблюдается дефицит исследований, которые разрабатывали бы собственно вопросы эмоционального развития под­ростка. Тем не менее, в различных теориях подросткового возраста, так или иначе, затрагиваются эти проблемы. Существуют различные варианты интерпретации эмоциональных сдвигов в подростковый период. Возникновение определенных чувств, переживаний рассматривается как производное от процессов полового созревания, развития "Я", осо­бенностей социального статуса подростка (Якобсон, 1966; Божович, 1958; Драгунова Т.,1972, Кон И.,1982, 1984 и др.).

Актуальность исследования. Вопросы психики в подростковом возрасте всегда волновали психологов, т.к. хорошо понимали, что именно в период подросткового возраста закладываются основные черты характера, стиль поведения человека, его привычки, жизненные ориентации и т.д. И от того, насколько положительно будет пройден этот этап, будет зависеть дальнейшая взрослая жизнь человека, одним из факторов, могущих помешать нормальному (без отклонений) становлению личности, может стать перенесенный эмоциональный стресс.

 Гипотеза: эмоциональный стресс подросткового возраста влияет на             психическую и социальную жизнь человека, проявляется в дисгормоничности, протеворичивости личностных характеристик.

Цель работы: исследование влияния эмоционального стресса на психофункциональное состояние подростка.

Задачи:

1.    Особенности проявления и возникновения эмоционального стресса.

2.    Выявить причины эмоционального стресса.

3.    Определить последствия для человека, перенесенного эмоциональный стресс.

4.    Определить механизм возникновения эмоционального стресса.

5.    Рассмотреть методы коррекции эмоционального стресса.

6.    Выявить систему методов диагностики эмоционального стресса и его последствия.

Объект исследования: эмоциональный стресс у подростков.

Предмет исследования: влияние эмоционального стресса на развитие личности.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в процедурах консультирования и диагностики детей и взрослых, перенесенных эмоциональный стресс.

Методы исследования:

1. Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности

2. Исследование тревожности (опросник Спилберга - Ханина)

3. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса - Дарки)

4. Тест «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение»

5. Опросник Г.Айзенка

6. Определение силы нервных процессов при помощи теппинг-теста.

 

I. Особенности проявления эмоционального стресса в подростковом возрасте

1.1.Ключевые понятия в определении стресса

«Термин "стресс" встречается в современной литературе как обозначающий следующие понятия:

·         сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на орга­низм воздействие;

·         сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора;

·         сильные, как неблагоприятные, так и благоприятные для орга­низма реакции разного рода;

·         неспецифические черты (элементы) физиологических и психо­логических реакций организма при сильных, экстремальных для него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности;

·         неспецифические черты (элементы) физиологических и психо­логических реакций организма, возникающих при всяких реакциях организма».

Наиболее адекватно в современной психологии признается последняя из указанных трактовок термина "стресс". Также признается возможным пони­мание стресса как неспецифических физиологических и психологи­ческих проявлений приспособительной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях, имея в виду в данном случае стресс в узком смысле. Неспецифические же проявления адап­тивной активности при действии любых значительных для организ­ма факторов обозначают как стресс в широком смысле. «Несколько иначе рассматривает стресс А.А. Welford, характеризуя его как результат несоответствия возможностей организма и предъявляемых к нему требований. Нечто подобное находим у П. Фресса, ха­рактеризующего стресс как все личные и социальные конфликты, не находящие своего разрешения».

Таким образом, стрессовым можно считать практически любое состояние человека, на которого воздействуют любые факторы внешней и внут­ренней сред, вызывающие ответную реакцию организма. Более того, понятие "стресс", по выражению В. Гошека, относится к широ­ким понятиям, имеющим "все включающий и все объясняющий харак­тер", поэтому использовать его необходимо рационально. С данной трактовкой понятия "стресс" трудно соглашают­ся современные психологи, как и с такой, которая ограничивает это понятие рамками патоло­гии. В большей степени придерживаются традиционного понима­ния стресса как общей защитной реакции на негативные стимулы и воз­действия, включая депривацию жизненно важных функций.

У человека и высокоорганизованных животных состояние стрес­са равнозначно состоянию отрицательных эмоций, протекающих на фоне повышенной физиологической активности. Аналогичное пони­мание стресса наблюдаем у многих авторов, предлагающих свои толкования понятия "стресс". Всех их объединяет наличие в трактовке негативных стимулов в развитии защитных реакций организма. «Так, Ю.Г. Чирков указывает на то, что стресс - это угроза, беда, на­пасть; Р. Лазарус расценивает угрозу как предвосхищение че­ловеком будущего столкновения с какой-то опасностью и считает ее ключевым механизмом развития эмоционального стресса; В.В. Суво­рова определяет стресс как чрезвычайное состояние, которое необходимо преодолеть, из которого надо выйти; Ю.Б. Абрамов и М.А. Уколова считают, что стресс - это приспособительная ре­акция по отношению к сильным угрожающим жизни раздражителям, и возникает он в конфликтных ситуациях, в которых животное и чело­век не имеют возможности удовлетворять свои потребности; А.В. Вальдман с соавторами склонны понимать эмоциональный стресс как реакцию организма на угрозу, которая воспринимается дистантно, вызывает соответствующее эмоциональное отношение к данному воздействию, что является запускающим процессом подготовки орга­низма к возможным последствиям, а так же как личную реакцию на аверсивный (негативно оцениваемый) сигнал, имеющий вид целост­ной, динамично развивающейся функциональной системы». По отно­шению к человеку специфика стресса состоит в сознательной перера­ботке отрицательных эмоций с участием механизмов психологической защиты личности. В этой связи необходимо упомянуть трактовку эмоционального стресса, предложенную в Словаре физиологических терминов. В нем эмоциональным стрессом именуют тревогу, конфликт, эмоциональные расстройства, переживания, угрозу безо­пасности, неудачи, досаду и др., т. е. такие эмоциональные состояния, которые развиваются у человека, когда он сталкивается с реальными психологически трудными ситуациями либо считает их психологически трудными или неразрешимыми.

Оставаясь сторонниками традиционного понимания стресса, мы ни в коей мере не отрицаем значимости стрессовой активности, об­ладающей положительными аспектами. Мы полностью разделяем точку зрения Г. Селье, в которой он различает конструктивный и деструктивный стрессы, указывая, что не всякий стресс является вред­ным. «Он считает, что стрессовая активация может быть положитель­ной мотивирующей силой, улучшающей субъективное "качество жизни" - эустресс, и ослабляющей - чрезмерный стресс - дистрессом. Вместе с тем надо учитывать, что положительные или обычные сти­мулы, ведущие к эустрессу, встречаются гораздо реже отрицатель­ных и практически их значение в плане клинических и тем более па­тологических состояний сведено почти к минимуму».

«Особого рассмотрения, с точки зрения Дж. С. Эверли, зас­луживает факт зависимости между стрессом и проявлением здоровья. Известно, что по мере усиления стресса улучшаются общее самочув­ствие и состояние здоровья. Однако, продолжая нарастать, стресс до­стигает своего апогея. Эту точку можно назвать оптимальным уров­нем стресса, потому что, если стресс возрастает и дальше, он стано­вится вредным для организма. Точка, в которой достигается оптималь­ный уровень стресса индивидуума (т. е. максимальная толерантность к стрессу как к продуктивной силе), по-видимому, яв­ляется функцией врожденных биологических, а также приобретенных физиологических и поведенческих факторов. Совершенно очевидно, что указанная зависимость позволяет нам согласиться с тем, что стресс, будучи особым типом состояний, может иметь нормальный, погра­ничный и патологический уровни выраженности».

Не менее сложным вопросом, вызывающим противоречивые мне­ния при разработке проблемы, является соотношение эмоций и стрес­са. Разграничение их - задача чрезвычайно трудная. И неудивитель­но, что некоторые исследователи стали отождествлять понятия стрес­са и эмоций. «Так, М.В. Arnold пишет, что из-за своего подчерк­нуто научного звучания понятие "психологический стресс" в после­дние годы часто подменяло термин "эмоция". Другие исследователи исходят из того, что не все, а лишь определенные эмоции обусловли­вают стрессовые состояния. Это главным образом гнев и страх и их смешанные формы (Суворова В.В.). Наиболее удачно и верно, разрешил этот вопрос П.К. Анохин. Он сумел четко показать, какое отношение имеют эмоции к стрессу. Согласно теории функциональных систем, поведение любого живого существа, деятельность его тканей и органов неизменно направлены на дости­жение каких-то полезных приспособительных результатов. Эмоции же Анохин считал пеленгом совпадения, достигнутого с образом желае­мого. Если совпало - эмоция положительная, нет - отрицательная. А стресс это состояние, когда в конфликтной ситуации отрицательные переживания становятся стойкими. "Хаос внутри функциональных систем - вот что такое стресс", - считает он».

Характерной тенденцией стало рассматривание стресса как осо­бого состояние, близкого к аффектам, чувствам тревожности и др. Сообразуясь с этим, многие отечественные и зарубежные исследова­тели рассматривают стресс как родовое понятие, созвучное с состоя­нием отрицательных эмоций, возникающих в условиях депривации, препятствий или при перспективах их возникновения. Такое пони­мание закреплено международной классификацией стресса, одобрен­ной Всемирной организацией здравоохранения.

«Из-за неоднозначности трактовки понятия "стресс" многие уче­ные и по сей день, предпочитают другие термины - "психическая на­пряженность", "операционная и эмоциональная напряженность", "эмоциональное напряжение", "нервно-психическое напряжение", "психоэмоциональное напряжение". Некоторые из них (Губачев М.Ю. с соавторами) отождествляют со стрессом отдельные из этих поня­тий, другие (Вальдман А.В. с соавт.) проводят четкую их диф­ференциацию. Однако общим для всех является одно - реакция орга­низма на воздействие определенной силы, что, по существу, является стрессом».

 

1.2.  Эмоциональные реакции подростка на социальную ситуацию

Социальная ситуация как условие развития и бытия в подростковом возрасте принципиально отличается от социальной ситуации в детстве не по внешним обстоятельствам, а в большей мере по внутренним причинам. Подросток продолжает жить в семье (или в учреждении интернатного типа), он продолжает учиться в школе (или училище), он окружен по большей части темп же сверстниками. Однако сама социальная ситуа­ция трансформируется в его сознании в совершенно новые ценностные ориентации - подросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество. Теперь уже иначе расставляются акценты: се­мья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Для подро­стка происходят сдвиги в шкале ценностей. Все освещается проекцией рефлексии, прежде всего самые близкие: дом, семья.

Подросток, как правило, живет вместе со своей семьей. Он вошел в семью через свое рождение, привык к близким так, как привыкают к ним в детстве. Теперь наступает пора взаим­ных оценок.

Обычно семья относится к подростку в соответствии со сложив­шимися семейными (и родовыми) традициями. Здесь мы найдем про­должение тех же стилей воспитания, которые были направлены на ребенка в детстве.

Семья с высокой рефлексией и ответственностью понимает, что ре­бенок взрослеет и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоот­ношений. К подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости. Не навязывая своего внимания, родители вы­ражают готовность обсудить его проблемы. «Как дела у тебя, Петр?». «Я готов выслушать тебя, Петр». «Я могу тебе помочь в этом. Петр». В таком ключе взрослые из хорошо рефлексирующих семей выражают готовность к сотрудничеству с подростком. Главное в такой семье - сохранение столь желанного для подростка чувства самоуважения.

«Характер подростка из семьи с высокой рефлексивностью и ответ­ственностью развивается вполне благополучно (если, конечно, здесь нет угнетающих это развитие предпосылок). Он строит свои отноше­ния с окружающими (взрослыми и сверстниками) преимущественно по адекватно лояльному типу».

Семья отчужденная. В этой семье к подростку относятся так же, как и в детстве, - им мало интересуются, избегают общения с ним и держатся от него на расстоянии. Отчужденные родители уже сделали свой вклад в развитие характера своего ребенка: он или тоже стал носителем отчужденных форм поведения и обладателем отчужденной души, или у него сложился горький комплекс собственной неполно­ценности. Тенденции развития его характера как способа взаимодей­ствия с другими людьми уже отчетливо проявляют себя: превалируют нигилистические реакции, ажиотированная агрессия или неадекватная лояльность, пассивный стиль поведения.

«Подросток в такой семье чувствует себя лишним. По большей час­ти он устремляется на улицу к своим сверстникам, где ищет удовле­творения в общении. Стиль общения со сверстниками дублирует, как правило, способы его взаимодействия в семье».

Семья авторитарная по сложившимся стереотипам продолжает предъявлять подростку те же жесткие требования, что и в детстве. Обычно, если это было принято ранее, здесь продолжают применять и физические наказания (в детстве- шлепали, теперь могут «врезать»). «В авторитарной семье подросток так же одинок, несчастен и неуверен в себе, как и в детстве. Однако тенденции развития его характера уже отчетливо вырисовываются: он становится носителем авторитарного способа взаимодействия с людьми или, напротив, демонстрирует униженную неадекватную лояльность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенного в себе подростка».

Семья с попустительским отношением. В такой семье продолжает господствовать принцип вседозволенности: подросток уже давно «сел на голову» родителям и хорошо освоил способы манипулирования ими. Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность- основные харак­теристики характера подростков из таких семей. Здесь подросток не­счастлив вдвойне: сам по себе возраст - уже кризис личностного раз­вития плюс еще недостатки, сформированные в его личностной пози­ции отношениями вседозволенности, чего ему никогда не предложит действительная жизнь.

«Подросток из семьи с попустительским стилем отношения к нему обычно не усваивает позитивных форм общения: адекватная лояль­ность ему не известна. Он опирается на те способы воздействия на других, которые успешно питали его эгоизм все годы жизни в семье, -агрессию (которая выражается в необоснованной нетерпимой требо­вательности - «Я так хочу!», «Я сказал!») и нигилизм».

Семья гиперопекающая. Подросток в такой семье вырос под при­стальным вниманием и заботой родителей, у которых масса своих внутренних проблем, возникающих по большей части на основе лич­ных трагедий и комплексов. С подростком родители по-прежнему не расстаются, опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его душевными переживаниями. Здесь подросток, как и в детстве, неуве­рен в себе. В случае необходимости он не может дать отпор, но и не может сам построить позитивные отношения. Он пассивен, принуж­денно лоялен. Он инфантилен по своим социальным реакциям и на эту его особенность уже реагируют сверстники, дающие ему детские про­звища типа «Малыш», «Маменькин сынок», «Детский сад» и др.

Описанные стили отношений к подростку демонстрируют лишь тенденции условий развития личности в подростковом возрасте. Реальная жизнь может быть мягче, благополучнее, но и жестче, ужаснее, непостижи­мее. В семье может быть одновременно множество разнообразных стилей общения, обусловленных неоднородностью культурных уров­ней ее членов (дедушек, бабушек, родителей, других родственников). Подросток может стремиться к идентификации со своими родителя­ми, но может занимать и отчужденную позицию.

Вероятность жить в идеальных условиях семьи для подростка весьма затруднительна еще и потому, что он теперь сам начинает про­дуцировать свои способы общения, усвоенные в семье, что нередко настораживает и изумляет родителей: «Как ты смеешь со мной так разговаривать!», «Молоко на губах не обсохло, а он туда же!» и т.д. Привыкнув к полной зависимости своего ребенка в детстве, родители на первых порах не согласны выпустить своего ребенка с отведенного для него места. Однако нормальные, здоровые психически, любящие родители все-таки стремятся решать возникающие проблемы со свои­ми подросшими детьми. Они всеми силами стараются обеспечить под­ростку чувство защищенности, условия для нормального существова­ния и развития.

В то же время подросток, отчуждаясь от родителей и одновременно любя их по-прежнему, учится учитывать очень разные планы челове­ческих чувств и поступков. Он учится заново - теперь уже на уровне возрастной отчужденности - строить новые отношения со своей семь­ей - с теми, кто растил и заботился о нем - по своему разумению. Че­рез жизненные коллизии в семье подросток открывает, что мир не делится на «белое» и «черное», что нельзя просчитать отношения чис­то арифметически. Конечно же, к этим простым открытиям подросток подходит не вдруг. Но он начинает накапливать опыт и учится пони­манию и компромиссам.

Подростки, живущие в деградирующих семьях, где родители дерут­ся, принимают алкоголь, наркотики, распутничают, обычно заража­ются этими недугами еще в детстве. Подросток может быть причислен к алкоголизирующей или наркотизирующей группе, если подобные проступки повторяются достаточно часто (1-2 раза в месяц). Но даже если он только попробовал из рук потерявших контроль родителей запретного зелья, он преступил тем самым нормативные обществен­ные запреты. Для подростка, еще не вкусившего запретного зелья, мотивационная готовность к употреблению алкоголя или наркотиков также чрезвычайно велика. В отдельных счастливых случаях подрос­ток из алкоголизирующей, наркотизирующей или распутной семьи начинает столь активно противостоять деградации, что ему хватает духовных сил вырваться из предложенных жизнью условий существо­вания и идти своим путем.

В неполной семье (здесь чаще нет отца) подросток начинает себя чув­ствовать особенно некомфортно. Ведь именно в этот период возникает острое чувство потребности в отце, ибо половая идентификация у под­ростков осуществляется в соотнесении себя с родителями обоего пола. Кроме того, для подростка очень значима его общая социальная ситуа­ция, которая формируется, помимо прочего, и составом семьи. Наличие обоих родителей положительно представляет подростка в среде ровес­ников. Отсутствие отца ослабляет его социальную позицию.

Подросток в приемной семье - сложная проблема для подростка, осо­бенно, если он знает, что его отец и мать не являются биологическими родителями. Если же ему повезло и он обрел хорошую семью, он все-таки постоянно испытывает внутреннее напряжение и неуверенность в том, как к нему относятся его приемные родители. В то же время его волнует и то, как оценивают лично его сверстники в связи с тем, что он не имеет кровной семьи.

«Особая проблема в современной российской семье - взаимоотно­шения по поводу финансовой зависимости подростка. До недавнего времени (до 1991 г.) подростки в подавляющем числе случаев полно­стью зависели от финансового положения семьи и от педагогических взглядов родителей относительно карманных денег подросшего чада. Взрослые нередко пользовались этим «рычагом», стремясь привести своего ребенка к повиновению. Подросток зачастую попадал в тупи­ковое положение: он жаждал свободы и не мог избавиться от столь обидной финансовой зависимости. Последствия такой ситуации ока­зывались печальными: они приводили к побегам из дома, к воровству, к групповому ограблению, случалось - и к попыткам самоубийства. Конечно, не только финансовые проблемы были и остаются источни­ком конфронтации в семье взрослых и подростка».

Женские татуировки каталог киев. перманентный макияж бровей коррекция.
Категория: Психология | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 3670 | Загрузок: 344 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]