Главная » Файлы » Курсовые работы » Педагогика [ Добавить материал ]

Групповая работа
[ Скачать с сервера (67.4 Kb) ] 28.03.2011, 18:31

Групповая работа

Введение

Школьный возраст – возраст учения, когда приходится усваивать сравнительно большое количество учебного материала, в котором заключены основы наук, искусства, морали, права и других развитых форм общественного сознания. Основная образовательная задача школы состоит в обеспечении активного, сознательного, прочного и систематического усвоения знаний.

Современная система образования характеризуется многообразием научно-методических концепций, типов учебных заведений, программ и методов обучения. Но все это не меняет того общего положения, что ученик должен обладать определенным потенциалом, необходимым для усвоения учебного материала. Изучая окружающую среду и приспосабливаясь к ней, человек в то же время подготавливается образованием для встречи с собственным «Я». Научить ориентироваться в новой среде, согласовывать себя не только с природой, но и с социумом может педагог, основывающий свою дидактику на методологии современной науки, владеющий методами совершенствования личности, способный к саморазвитию и управлению развитием воспитуемых.

Вопрос о коллективной форме организации учебных занятий (КФО) и о коллективном способе обучения (КСО) в последние годы все чаще ставится на страницах педагогической печати. Этот вопрос – один из главных, волнующих современную педагогическую общественность.

Интерес к коллективной форме обучения и к коллективному способу обучения вызван тем, что возникла настоятельная необходимость переосмыслить формы организации урока и классно-урочной деятельности. Личностно-ориентированное обучение предполагает изменение структуры урока, а также форм его организации. Урок превращается в творческое общение и проблемную дискуссию. Учителя постепенно начинают отходить от фронтальной работы со всем классом, комбинируя ее с работой в малых группах и индивидуальной работой. Меняется отношение к оценке и отметке как стимулам поощрения и наказания.

Цель нашей работы рассмотреть новые формы организации групповой работы школьников и исследовать степень влияния  коллективных форм обучения на уровень обученности и сплоченности коллектива младших школьников.

Задачи:

1.    Изучение теоретических материалов о коллективных формах обучения (КФО);

2.    Выбор методов изучения влияния на обученность и сплоченность младших школьников КФО;

3.    Проведение исследования влияния КФО на уровень развития младшего школьника;

4.    Определение степени влияния КФО на развитие обученности и сплоченности младших школьников.

 

Цель работы: рассмотреть новые формы организации групповой работы школьников и определить степень их влияния на уровень усвоения орфограмм и сплоченности коллектива младших школьников.

Задачи:

1.     Изучить теоретические подходы к коллективным формам обучения (КФО);

2.     Выбрать методы изучения влияния КФО на уровень усвоения орфограмм и сплочения коллектива младших школьников;

3.     Исследовать степень влияния КФО на уровень усвоения орфограмм и сплоченности коллектива;

4.     Определить влияния деятельности психолога на развитие межличностных отношений в коллективе.

 

Гипотеза:  Коллективные формы обучения расширяют возможности ребенка для усвоения программного материала и улучшают межличностные отношения учащихся, увеличивая сплоченность классного коллектива.

 

Методы исследования:

1.    Анализ психолого-педагогической литературы.

2.    Наблюдение.

3.    Тестирование. 

4.    Беседа.

5.    Экспертная беседа.

 

Коллективные формы организации учебного процесса

Психологический аспект коллективной работы

(a)   Деятельностный подход в обучении

 

А.А.Леонтьев в одной из своих работ пишет, что неотъемлемой частью деятельностного подхода в обучении является идея интериоризации – движения «снаружи» «внутрь». Чтобы научить ученика внутренним, теоретическим действиям, чтобы у него сформировались полноценные навыки, и – главное – чтобы его учебная деятельность была самостоятельной и творческой, надо идти от внешних, практических, материальных действий. Изначально это положение было выдвинуто выдающимся российским психологом Петром Яковлевичем Гальпериным и вошло в разработанную им теорию поэтапного формирования умственных действий (известную также под названием «теории управления усвоением»).

Но интериоризация – это не просто движение снаружи внутрь. Об этом замечательно писал великий учитель Гальперина – Лев Семенович Выготский.

В основе его теории лежит идея того, что деятельность человека по самой сущности своей и по своему происхождению есть не активность изолированного индивида, а явление социальное, общественное. Речь идет не только о непосредственно коллективной деятельности, например производственной. Карл Маркс писал, что даже и тогда, когда мы занимаемся научной деятельностью – мы  заняты общественной деятельностью, потому что действуем как люди. Материал для деятельности не только дан, в качестве общественного продукта, – даже сам язык, на котором работает мыслитель, – но и бытие – есть общественная деятельность.

Сознание маленького ребенка рождается из его деятельности. Не индивидуальной, а совместной со взрослыми: чтобы научить ребенка самостоятельно есть ложкой кашу, надо сначала буквально водить его рукой. У обычного, нормального ребенка эта прямая зависимость развития его психики от совместной деятельности не так заметна; но она совершенно очевидна у слепоглухих детей.

Развитие деятельности, сознания, самой личности ребенка предполагает интериоризацию его совместной (со взрослым или с другим ребенком) деятельности. Даниил Борисович Эльконин считает предметное действие единицей, в которой в нерасчлененном единстве представлены социальное и операционно-техническая сторона.

Общее положение, которое отстаивал Выготский, формулируется им так: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах – сперва социальном, затем психологическом; сперва как форма сотрудничества между людьми, как категория коллективная, интерпсихическая, затем как средство индивидуального поведения, как категория интрапсихическая... Таким образом, структуры высших психических функций представляют собой слепок коллективных социальных отношений между людьми. Эти структуры суть не что иное, как перенесенное в личность внутреннее отношение социального порядка, составляющее основу социальной структуры человеческой личности. Природа личности социальна». Ребенок определенного возраста и уровня развития вступает в специфические отношения с окружающей его действительностью, прежде всего социальной: эта ситуация, и есть основной источник развития. Если поставить перед ребенком данного умственного возраста какую-то познавательную задачу, то, может быть, он способен решить ее самостоятельно. В образовательной практике мы обычно учитываем и контролируем только такое решение. Но ведь может быть и так, что ребенок для решения задачи нуждается в «подсказке» – наводящем вопросе, указании на способ решения и т.д. И есть круг задач, которые он пока не может выполнить самостоятельно, но которые он может решить под руководством или в сотрудничестве. Но ведь то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно.

Категория: Педагогика | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 765 | Загрузок: 195 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]