Главная » Файлы » Курсовые работы » Педагогика [ Добавить материал ]

Алкогольная зависимость у подростков
[ Скачать с сервера (26.9 Kb) ] 28.03.2011, 18:28

Алкогольная зависимость у подростков

Введение

В медицинской практике описано немало примеров алкоголь­ного отравления детей после рождения, если мать или кормилица пили вино или пиво с целью «стимуляции» образования грудного молока. У детей при этом возникали судороги, а иногда даже при­ступы эпилепсии. Известно судебное дело, возбужденное родите­лями четырехмесячного ребенка против приходящей няни, кото­рая в их отсутствии потчевала своего подопечного вином из буты­лочки с соской, чтобы он крепко спал.

Иногда, считая, будто алкоголь усиливает аппетит, родители дают грудному ребенку те или иные спиртные изделия в неболь­шом количестве. Существует мнение, что это излечивает малокро­вие, улучшает сон и облегчает прорезывание зубов. В некоторых местностях бытует также опасное представление о том, что упо­требление небольших доз спиртного в раннем детстве будто бы предотвращает возможность пристрастия к алкоголю в зрелом воз­расте. Такие заблуждения и предрассудки приводят зачастую к тра­гическим последствиям, прежде всего к отравлению ребенка.

Алкогольные отравления составляют примерно 7 % всех случаев отравления детей. Минимальную дозу спиртного, вызывающую гибель ребенка, назвать трудно, так как дети пьют его тайком от взрослых. По мнению некоторых врачей, младенец может погиб­нуть даже от смоченной алкоголем пеленки, в которую он завер­нут. Описан случай смерти ребенка в возрасте до года в результате трехкратного (за сутки) наложения водочного компресса на груд­ную клетку при кашле. По мнению фармаколога Н. П. Кравкова, минимальной смертельной дозой для ребенка, не достигшего 10-летнего возраста, можно считать примерно 15 г чистого спирта (2—3 столовые ложки водки). Однако практике известен случай гибели пятилетнего малыша, выпившего 10 г спирта.

Не менее трагично и второе из наиболее частых последствий употребления детьми спиртного — привыкание их к алкоголю, т. е. возникновение наркотической зависимости.

Положительное отношение детей к алкоголю формируется очень рано. Это в определенных условиях может отрицательно повлиять на процесс формирования и развития личности. Маленькие дети, зачастую сидя со взрослыми за одним праздничным столом, могут наблюдать, а нередко и участвовать в застолье. Этот факт свиде­тельствует о безответственном отношении взрослых к тому, что дети при этом перенимают алкогольные традиции. Мнение, что малыши 2—3 лет мало что понимают и запоминают, — очень опас­ное, но весьма распространенное заблуждение. Маленькие дети всегда подражают взрослым, и особенно родителям, как самым близким и авторитетным людям.

В семьях, где традиционное употребление спиртного по празд­никам и дням рождения еще не перешло в пьянство, дети вос­принимают алкогольное застолье как естественное, причем обя­зательное явление. Об этом свидетельствуют сюжеты детсадов­ских послепраздничных игр, имитирующих поведение взрослых за праздничным столом. Всегда в группе детей найдется органи­затор «празднества», объявляющий себя «тамадой», строго со­блюдающий «правила» застолья, например такие: «После первой рюмки не закусываем», «Пить надо до дна» и др. Участники игры, вспоминая прошедший праздник в своей семье, делятся друг с другом сведениями о том, какие алкогольные изделия подава­лись к столу, как и по какой рецептуре можно приготовить само­гон или «слезы садовода», сообщают, сколько водки, самогона, чачи или других подобных изделий им предложили попробовать или дали выпить их родители.

Одним словом, программирование уважительного отношения к алкоголю как к обязательному элементу любого праздника начи­нается с самого раннего возраста.

В процессе детских игр с «алкогольным содержанием» ясно про­являются аспекты оценки детьми роли алкоголя. Им нравятся преж­де всего ритуалы, связанные с потреблением спиртного, а также его опьяняющее действие. Ритуалы формируют у ребенка уважи­тельное отношение к алкоголю как к ценности и ориентируют на его потребление. А опьяняющее действие спиртного воспринима­ется как положительный факт, дающий повод дня необычных форм поведения, непозволительных для трезвого человека. И тот и дру­гой аспекты вызывают повышенный интерес к алкоголю. Таким образом, уже в первые годы жизни у ребенка создается модель будущего алкогольного поведения.

Родителям необходимо помнить об ответственности за антиал­когольное воспитание детей начиная с первых лет их жизни (а в соответствии с современными рекомендациями — даже с эмбрионального периода), не ограничиваясь высказываниями о вреде ал­коголя, а демонстрируя преимущества трезвого образа жизни соб­ственным примером. Мировая статистика свидетельствует о пря­мой зависимости между уровнем потребления алкоголя родителя­ми и злоупотреблениями спиртными изделиями их детей. А ключе­вым периодом в антиалкогольном воспитании являются младший школьный и особенно подростковый возрасты.

 

1. Причины алкоголизации подростков

Необходимо знать, что у детей и подростков алкоголизм разви­вается катастрофически быстро. Если у взрослых людей переход от простого пьянства к алкоголизму в зависимости от интенсивности пьянки занимает от 5 до 10 лет, то формирование хронического алкоголизма у подростка происходит в 3—4 раза быстрее, иногда минуя этап регулярного потребления. И чем молниеноснее разви­тие алкоголизма, тем необратимее его последствия.

Явление это объясняют так. Мозговая ткань ребенка гораздо бо­гаче водой и беднее белком, чем у взрослого. В воде же алкоголь прекрасно растворяется. Всасывание спирта в организме ребенка тоже происходит быстрее, чем у взрослого. Лишь 7% из всосавшегося алкоголя выводится легкими и почками. Остальные 93 %, окисляясь в самом организме, действуют как яд, не встречающий практичес­ки никакого противодействия. В детском и подростковом возрасте алкоголь особенно разрушительно влияет на печень, находящуюся в стадии формирования. Токсическое поражение клеток печени при­водит к нарушению белкового и углеводного обмена, синтеза вита­минов и ферментов; отрицательно реагируют на присутствие в орга­низме алкоголя сердце, легкие, желудок, кроветворные органы, эндокринная и нервная системы. Алкоголь нарушает и функцию почек. Активные клетки почек погибают, следовательно, организм в мень­шей степени освобождается от вредных шлаков. Поэтому молодой человек, часто употребляющий спиртное, постоянно находится в состоянии отравления: с одной стороны, сам алкоголь является сильным ялом, а с другой — в тканях всех органов накапливаются необеззараженные вещества, мешающие дальнейшему росту и раз­витию организма. Алкоголь ослабляет, тормозит и угнетает развитие всех органов и систем. Чем моложе организм, тем губительнее дей­ствие на него алкогольного яда. Это определяет высокую смертность среди подростков и юношей, страдающих алкоголизмом.

У здорового ребенка не может быть влечения к алкоголю. На­оборот, вкус и запах спиртных напитков вызывают у него отвра­щение.

Почему же первоначальное неприятие не исключает повторных выпивок? Что заставляет детей преодолеть в себе отвращение к хмельным напиткам и стать в конце концов рабами алкоголя?

«Исследованиями установлено, что подростка влечет не вкус спиртного, а его действие — состояние опьянения. Ведь поначалу степень опьянения у 90% знакомящихся с алкоголем подростков легкая, с ощущением прилива сил, возникновением чувства до­вольства, комфорта, повышением настроения. У некоторых опья­нение протекает с элементами дурашливости. При такой степени опьянения не бывает выраженной алкогольной интоксикации, потери самоконтроля. За небольшое отклонение в поведении ни­кто не ругает, в таком состоянии подросток не попадает в мили­цию. У него формируется убеждение, что прием алкоголя — впол­не естественное и закономерное явление в жизни. Но потребность в спиртном быстро нарастает, и в неокрепшем физически орга­низме формируется алкогольная зависимость со всеми ее траги­ческими последствиями как для самого человека, рано приобщив­шегося к спиртному, так и для общества в целом».

Каковы же основные побудительные мотивы выпивок несовер­шеннолетних?

Рассмотрим главные причины ранней алкоголизации подрост­ков, указываемые большинством исследователей этой проблемы.

«Социологические исследования подтверждают, что первым фактором, провоцирующим пьянство детей, является алкогольное окружение, которое составляют прежде всего пьющие ближайшие родственники: отец, реже мать, иногда оба родителя». К ним могут присоединиться старшие братья или сестры. Отрицательное влия­ние последних может сказываться и самостоятельно при родите­лях-трезвенниках. Чаще всего представители старшего поколения в пьющих семьях имеют низкий уровень образования, в основном это неквалифицированные рабочие. Потребление алкоголя в семье не считается злом, поэтому приобщение детей к спиртному не вызывает беспокойства. Тем не менее установлено, что дети из семей, в которых им не запрещалось хмельное, впоследствии при­бегают к выпивкам вне семьи в 9 раз чаще по сравнению со свер­стниками, которым потребление спиртных напитков было стро­жайше запрещено родителями. Даже в том случае, когда сыновья больных алкоголизмом родителей воспитываются с раннего воз­раста в семьях с трезвыми обычаями, они в 4 раза чаще идут по стопам своих отцов, нежели их сверстники.

«Вторая причина пьянства подростков — усиленные притязания на взрослость». Потребление алкоголя представляется им символом самостоятельности, мужества, средством самоутверждения. Этому способствует неосведомленность детей и подростков о свойствах алкоголя и трагических последствиях его потребления. А обманчи­вое удовольствие, испытываемое от первоначально малых доз спирт­ного, формирует ошибочное представление о благотворном его влиянии на организм и способствует быстрому привыканию к ал­коголю.

Категория: Педагогика | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 1024 | Загрузок: 142 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]