Главная » Файлы » Курсовые работы » Педагогика [ Добавить материал ]

А. С. Макаренко
[ Скачать с сервера (31.3 Kb) ] 28.03.2011, 18:27

А. С. Макаренко

 Введение

Сейчас, пожалуй, одной из важнейших задач педагогической науки является объективная оценка нашего прошлого педагогического опыта, самым значительным явлением которого является педагогическая система А. С. Макаренко. Вспомним: идеи Макаренко долгое время не признавались официальной педагогикой. Понадобились долгие годы борьбы за их утверждение в науке. Сегодня мы должны констатировать, что концепции Макаренко были приняты на вооружение в одностороннем виде, со значительным смещением акцентов вплоть до их искажения. Теперь, бла­годаря проведенным в последние годы исследованиям, мы мо­жем довольно определенно судить, как и почему это произошло. В 1936 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) «О педо­логических извращениях в системе Наркомпросов». К этому мо­менту педология сложилась как одна из педагогических наук, сделавшая предметом своего изучения возрастное развитие де­тей. Постановлением, в котором, справедливости ради следует признать, верно, отмечались недостатки и ошибки в практиче­ской работе педологов, педология была объявлена лженаукой, запрещено ее преподавание в педагогических учебных заведени­ях, а педологические учебники были изъяты. Теперь можно сме­ло утверждать: так произошла величайшая трагедия в истории педагогических наук в нашей стране. Педагогика с этого момен­та стала «бездетной», за что потом ее часто упрекали. Но факт остается фактом: проблемы развития детей, становления лично­сти ребенка на долгие годы остались за пределами педагогиче­ской науки. Именно это во многом определило односторонний подход к наследию Макаренко многих исследователей, и во многом — повлияло на «избирательное» отношение к системе Макаренко, когда те или иные ее части замалчивались, а другие подавались в искаженном виде.

Целью работы является рассмотрение педагогической теории А. С. Макаренко.

В задачи работы входит: анализ деятельности А.С.Макаренко и особо значимых положений в его педагогической теории.

 

1. Творческий путь А.С. Макаренко

В 30-е годы, некоторые педагоги и деятели народного образования говорили: «Макаренко хороший практик, но в тео­рии...» И недоуменно пожимали плечами.

Одну из лучших своих статей, написанную для юбилейного сборника по поводу пятилетия коммуны имени Ф.Э.Дзержин­ского, Антон Семенович так и назвал «Педагоги пожимают пле­чами». Эти люди не понимали, что уже давно наступил момент, когда без теории нельзя стать хорошим практиком, и, главное, не понимали существа педагогического новаторства А.С.Макаренко.

История педагогики учит, что все великие педагогические учения вырастают из осмысления нового опыта, прежде всего своего собственного, той самой «хорошей практики»... Так скла­дывались педагогические взгляды И.Г.Песталоцци, которого К.Д.Ушинский называл отцом современной педагогики, самого Константина Дмитриевича, заложившего фундамент педагогики как науки, и гениального Л.Н.Толстого, и искренне преданного детям С.Т.Шацкого, и великого педагога-гуманиста XX века Ан­тона Семеновича Макаренко.

Педагогический опыт — неиссякаемый животворный источ­ник и одновременно способ приращения научного знания, кри­терий его истинности. Для Макаренко таким источником стала его работа в колонии имени А.М.Горького и коммуне имени Ф.Э.Дзержинского. К этой работе, продолжавшейся около 16 лет, он приступил в 1920 г., будучи опытным и зрелым педаго­гом. Ему было тогда 32 года.

Вспомним... Родился Антон 1 марта 1888 г. в городе Белополье Харьковской губернии. Отец его, Семен Григорьевич, был высококвалифицированным маляром, работал в железнодорож­ном депо. Антон учился в железнодорожном училище и, когда семья переехала в Крюков, он продолжил обучение в таком же училище. Учился старательно и успешно. Очевидно, поэтому, когда закончил учебу, Семен Григорьевич сказал сыну: «Будешь учителем!» Стало слово отца делом всей жизни Антона Макарен­ко. После окончания педагогических курсов начал он в 17 лет работать в родном училище.

Огромное влияние на юношу оказало творчество А.М.Горь­кого. Под его влиянием вершил он свои первые литературные опыты. «Более того, Горький, по словам самого Макаренко, стал организатором его мироощущения реального гуманизма. «Моя жизнь прошла под знаком Горького», — напишет Антон Семено­вич в скорбные дни прощания с великим писателем».

Работая учителем, Макаренко изучает педагогическую и фи­лософскую литературу. Его внимание привлекают груды А.И.Пирогова, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, но особен­но глубоко изучает он работы К.Д.Ушинского. После 9 лет педа­гогической деятельности Антон Семенович поступает в Полтав­ский учительский институт, который заканчивает, как и учили­ще, только с отличными оценками по всем предметам. «В харак­теристике, составленной педагогическим советом института, о нем сказано: «Макаренко А. — выдающийся воспитанник по своим способностям, знаниям, развитию и трудолюбию, особый интерес проявил к педагогике и гуманитарным наукам, по кото­рым очень много читал и представлял прекрасные сочинения».

За выпускную работу «Кризис современной педагогики» А.С.Макаренко получил золотую медаль.

Глубоко заблуждались те, кто утверждал, что Антон Семено­вич плохо разбирается в педагогической теории.

После окончания института он снова возвращается в Крю­ковское начальное железнодорожное училище, где работает сна­чала учителем, а потом директором до сентября 1920 г., когда принимает предложение Полтавского отдела народного образо­вания стать заведующим детским домом для несовершеннолетних правонарушителей под Полтавой — впоследствии Детской трудовой колонией имени А.М.Горького.

Не случайно Макаренко отстаивал такое название руководи­мого им учебно-воспитательного учреждения. Дело в том, что в официальных документах Полтавскою губернского отдела на­родного образования оно именовалось «Колония морально-де­фективных детей». Педагог потратил немало усилий, доказывая, что малолетние преступники, из числа которых, особенно на первых порах, формировался коллектив воспитанников, не дефективные, а обыкновенные дети, только несчастные, с изло­манной судьбой, и главную цель свою он видел в том, чтобы сде­лать их счастливыми. В практической реализации этой цели ему помогал жизненный пример Алексея Максимовича, прошедшего путь от беспризорного босяка до великого русского писателя. Рассказывать о жизни горьковской колонии, о мучительных поисках самого Макаренко — неблагодарное занятие. Проще пе­речитать «Педагогическую поэму». Но о главном стоит сказать несколько слов.

Прежде всего, именно в эти годы сформировалось педагоги­ческое кредо педагога. Макаренко потом вспоминал, что никог­да еще не чувствовал себя таким беспомощным, как в начале ра­боты в колонии. Но переживать и размышлять было некогда: появились первые воспитанники. Все они сполна испили горь­кую чашу беспризорщины. Многие приходили озлобленными, голодными и оборванными. У части был значительный опыт уголовных преступлений. Всех надо было мыть, одевать, обувать и кормить, надо было наладить нормальную жизнь, учебу, труд, разумный досуг.

И именно тогда, сначала интуитивно, затем все более осмыс­ленно Антон Семенович приходит к пониманию, что налажива­ние нормальной жизни детей составляет самую суть воспитатель­ной работы. Все более глубоко осознает он основной закон педа­гогики: жизнь воспитывает. Причем не абстрактная жизнь вообще, а реальная жизнь каждого конкретного ребенка и есть его воспитание.

Любопытно отметить, что примерно в то же время к такому же выводу приходит другой замечательный педагог — Станислав Теофилович Шацкий. Выступая 17 декабря 1919 г. на собрании сотрудников Первой опытной станции, которую он возглавлял, Шацкий сказал: «Представление о школе, которое вырисовыва­ется у нас, — это представление о правильно обдуманной и систематически проведенной организации детской жизни. К такой формуле приближается наше представление».

Но вспомним — первый основной закон воспитания открыл Песталоцци. В своей главной книге «Лебединая песня» он сфор­мулировал великий и основной принцип — жизнь   образовывает. И, поясняя это положение, говорил о том, что глав­ный путь развития естественных сил ребенка — их упражнение и применение на практике.

Несколько отвлечемся и задумаемся: почему именно Песта­лоцци, Шацкий и Макаренко независимо друг от друга пришли к открытию и осмыслению основного закона воспитания?

Мне думается, это объясняется тем, что хотя творили педаго­ги в разное время и в разных условиях, педагогический опыт каждого из них сходен в главных чертах: это был опыт разумной организации детской жизни, включающей в себя заботу о судьбе каждого ребенка.

Категория: Педагогика | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 872 | Загрузок: 241 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]