Главная » Файлы » Дипломные работы » Гуманитарные науки [ Добавить материал ]

Роман Курта Воннегута “Сирены Титана”. Художественное пространство
[ Скачать с сервера (35.4 Kb) ] 24.03.2011, 21:07

Роман Курта Воннегута "Сирены Титана”. Художественное пространство

Введение

Художественный мир произведения очень загадочен. В последнее время эта загадка вызывает все больший интерес литературоведов, так как смена стилей и литературных традиций открыла новые возможности для выражения собственного мироощущения. Художественный мир для каждого творения различен, но он совмещает в себе одни и те же состояния — это физические параметры реального мира и духовная сфера внутреннего мира человека.

В данной работе предпринята попытка анализа художественного мира произведения как проекции отношений внутреннего мира писателя и реальности.

Для избежания недопонимания данных отношений и разногласия, введем терминологию, которая встречается во всей работе. Поскольку речь идет об отношениях внутреннего мира писателя и реальности, рассмотрим такие понятие как внутренний мир человека и реальность.

Что представляет собой внутренний мир человека? Об этом можно написать целую диссертацию, но мы дадим ему краткое описание. Внутренний мир человека — мир незнания. За многие тысячелетия человек научился описывать свои эмоции и ощущения от соприкосновения с миром реальности. Так как отличительными человеческими качествами являются воображение и способность размышлять, то представляется совершенно невозможным создать абсолютно четкую картину мира. Наше знание мира — есть степень нашего незнания. Человек изобрел различные способы выражения видения мира — язык, знаковые системы, от клинописи до компьютерных языков. Искусство — одно из частных проявлений этого выражения. А литература и словесное произведение служит своего рода "протоколом” взаимоотношений личности и реального мира.

Реальность — это объективный мир, непостижимый и непознаваемый, который человек из-за специфики своего сознания воспринимает как обыденность. Именно реальность есть тот фантастический мир, который человек пытается понять и объяснить. Но все критерия оценки этого мира относительны и не могут отразить истинный абсолют его существования. То, что человек считает знанием о реальности — просто описание привычных представлений о мире.

Что происходит при слиянии двух миров? Происходит только лишь еще один мир, со свойственными только ему критериями. В качестве доказательства выдвинутой гипотезы, в работе представлены некоторые аспекты, которые присущи художественному миру, а именно: пространство и время, нравственные и психологические категории романа.

В работе так же рассматривается проблема самосознания автора и ее воплощение в литературном произведении. Для изучения данного явления был выбран роман Курта Воннегута "Сирены Титана”, который является ярким примером самобытности писателя.

У критиков возникли разногласия. С одной стороны многие из них выделяют такие особенности самобытности Курта Воннегута, как использование иронии, насмешки и приемов черного юмора в творчестве писателя. С другой стороны кажущаяся простота и невзыскательность стиля вызывала нарекания у тех исследователей, которым, возможно, претила циничная трактовка Воннегутом многих идей.

Тем не менее, общей тенденцией у критиков является или полное и безоговорочное признание Воннегута, как самобытного автора, или абсолютное неприятие его как литератора вообще.

Дипломная работа состоит из двух частей: теоретической, где, на основе работ Д. С. Лихачева и М. М. Бахтина, описывается анализ художественного мира произведения как метод, определяются категории, которые необходимо рассмотреть, а также формулируется зависимость внутреннего мира произведения и самосознания автора и непосредственно анализ произведения.

Вторая часть — анализ романа Курта Воннегута "Сирены Титана” — в свою очередь состоит из трех подчастей. В первой определяются "физические” рамки произведения — то есть исследуется пространство и время. Вторая описывает взаимоотношения между автором и его созданием. Третья раскрывает психологические особенности писателя, которые сказались на самом произведении.

Работа написана на основе критической литературы из различных источников: учебные пособия, периодические издания (журналы, газеты), а также современное средство массовой информации — Интернет (рецензии, интервью, статьи и т. п.).

1. Художественный мир произведения

1.1. Художественное произведение: сущность и проблемы анализа

Художественное произведение представляет собой целостную, законченную систему, которая обладает свойственными лишь ей одной характеристиками времени и пространства. Внутренний мир художественного произведения является сочетанием "отражения" действительности и мироощущения художника. При анализе художественного произведения важно правильно поставить задачу: не просто оценить насколько верно изображена действительность, но изучить художественный мир произведения как единое целое, как некую завершенную и самостоятельную систему. Нельзя ограничиваться только поиском реальных прототипов того или иного героя, события, местности. Призвание литераторов не в том, чтобы с максимальной долей правдивости изобразить реальные события — для этого существует история как наука. Их цель — создать мир, в котором бы сочетались и действительность, и мироощущение писателя и, в первую очередь, выразилось его самосознание. Д. С. Лихачев в своей статье, посвященной внутреннему миру художественного произведения, писал: "Изучая отражение действительности в художественном произведении, мы не должны ограничиваться вопросами: "верно или неверно" — и восхищаться только верностью, точностью, правильностью”.

Для того, чтобы художественное произведение оставалось целостным, необходимо изучать его внутренний мир в частных, индивидуальных проявлениях.

Несомненно, действительность находит "отражение" в литературе, но то преображение, которому она подвергается в словесном произведении, имеет своей целью выразить идеи и задачи, которые волнуют писателя. "Мир художественного произведения — результат и верного отображения и активного преображения действительности”. Для того, чтобы правильно интерпретировать самосознание автора необходимо рассматривать оба этих аспекта как целостную систему, как самостоятельный мир, наделенный всеми признаками, которые мы находим у мира реального.

1.2. Художественное произведение: пространство и время

В своей статье Д. С. Лихачев выделяет те характеристики, которые необходимо учитывать при анализе художественного мира произведения. Во-первых, каждое произведение имеет свое жизненное пространство. Его границы зависят от воображения писателя и от конструкционных потребностей самого произведения. Именно внутренний мир произведения диктует размер задействованного пространства. Кроме физических границ, пространство художественного произведения обладает "географическими” параметрами: может быть реальным или воображаемым.

Второй важной характеристикой Д. С. Лихачев считает время, которое как и пространство имеет свои границы. Сюжет может длиться сколь угодно долго в зависимости опять же от необходимости данного произведения. Время также имеет физические характеристики: "может идти быстро или медленно, прерывисто или непрерывно, интенсивно наполняться событиями или течь лениво и оставаться "пустым”, редко "населенным” событиями”. Время представляет собой интересный и сложный аспект при анализе внутреннего мира и важны не взгляды автора на время, а особенности и закономерности временного пространства.

Время, как и пространство лишь косвенно связано с реальным временем писателя, который художественно "трансформирует" действительное время. По мнению Лихачева, "именно оно дает возможность творчества, создает необходимую художнику "маневренность", позволяет творить свой мир, отличный от мира другого произведения, другого писателя, другого литературного направления, стиля и т. д.".

Связь времени и пространства — одна из дискутируемых проблем литературоведения. Пространственно-временные отношения были исследованы М. Бахтиным, который ввел в литературоведение термин "хронотоп" (пространство и время). Этот математический термин, основанный на теории относительности Эйнштейна, имеет для литературоведения "метафорическое" значение — "неразрывность пространства и времени (время как четвертое измерение пространства)". Бахтин так описал процесс слияния времени и пространства: "Время здесь сгущается, уплотняется, становиться художественно зрелым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысляется и измеряется временем". Это слияние и характеризует хронотоп.

Роман Курта Воннегута "Сирены Титана”. Художественное пространство

Введение

Художественный мир произведения очень загадочен. В последнее время эта загадка вызывает все больший интерес литературоведов, так как смена стилей и литературных традиций открыла новые возможности для выражения собственного мироощущения. Художественный мир для каждого творения различен, но он совмещает в себе одни и те же состояния — это физические параметры реального мира и духовная сфера внутреннего мира человека.

В данной работе предпринята попытка анализа художественного мира произведения как проекции отношений внутреннего мира писателя и реальности.

Для избежания недопонимания данных отношений и разногласия, введем терминологию, которая встречается во всей работе. Поскольку речь идет об отношениях внутреннего мира писателя и реальности, рассмотрим такие понятие как внутренний мир человека и реальность.

Что представляет собой внутренний мир человека? Об этом можно написать целую диссертацию, но мы дадим ему краткое описание. Внутренний мир человека — мир незнания. За многие тысячелетия человек научился описывать свои эмоции и ощущения от соприкосновения с миром реальности. Так как отличительными человеческими качествами являются воображение и способность размышлять, то представляется совершенно невозможным создать абсолютно четкую картину мира. Наше знание мира — есть степень нашего незнания. Человек изобрел различные способы выражения видения мира — язык, знаковые системы, от клинописи до компьютерных языков. Искусство — одно из частных проявлений этого выражения. А литература и словесное произведение служит своего рода "протоколом” взаимоотношений личности и реального мира.

Реальность — это объективный мир, непостижимый и непознаваемый, который человек из-за специфики своего сознания воспринимает как обыденность. Именно реальность есть тот фантастический мир, который человек пытается понять и объяснить. Но все критерия оценки этого мира относительны и не могут отразить истинный абсолют его существования. То, что человек считает знанием о реальности — просто описание привычных представлений о мире.

Что происходит при слиянии двух миров? Происходит только лишь еще один мир, со свойственными только ему критериями. В качестве доказательства выдвинутой гипотезы, в работе представлены некоторые аспекты, которые присущи художественному миру, а именно: пространство и время, нравственные и психологические категории романа.

В работе так же рассматривается проблема самосознания автора и ее воплощение в литературном произведении. Для изучения данного явления был выбран роман Курта Воннегута "Сирены Титана”, который является ярким примером самобытности писателя.

У критиков возникли разногласия. С одной стороны многие из них выделяют такие особенности самобытности Курта Воннегута, как использование иронии, насмешки и приемов черного юмора в творчестве писателя. С другой стороны кажущаяся простота и невзыскательность стиля вызывала нарекания у тех исследователей, которым, возможно, претила циничная трактовка Воннегутом многих идей.

Тем не менее, общей тенденцией у критиков является или полное и безоговорочное признание Воннегута, как самобытного автора, или абсолютное неприятие его как литератора вообще.

Дипломная работа состоит из двух частей: теоретической, где, на основе работ Д. С. Лихачева и М. М. Бахтина, описывается анализ художественного мира произведения как метод, определяются категории, которые необходимо рассмотреть, а также формулируется зависимость внутреннего мира произведения и самосознания автора и непосредственно анализ произведения.

Вторая часть — анализ романа Курта Воннегута "Сирены Титана” — в свою очередь состоит из трех подчастей. В первой определяются "физические” рамки произведения — то есть исследуется пространство и время. Вторая описывает взаимоотношения между автором и его созданием. Третья раскрывает психологические особенности писателя, которые сказались на самом произведении.

Работа написана на основе критической литературы из различных источников: учебные пособия, периодические издания (журналы, газеты), а также современное средство массовой информации — Интернет (рецензии, интервью, статьи и т. п.).

1. Художественный мир произведения

1.1. Художественное произведение: сущность и проблемы анализа

Художественное произведение представляет собой целостную, законченную систему, которая обладает свойственными лишь ей одной характеристиками времени и пространства. Внутренний мир художественного произведения является сочетанием "отражения" действительности и мироощущения художника. При анализе художественного произведения важно правильно поставить задачу: не просто оценить насколько верно изображена действительность, но изучить художественный мир произведения как единое целое, как некую завершенную и самостоятельную систему. Нельзя ограничиваться только поиском реальных прототипов того или иного героя, события, местности. Призвание литераторов не в том, чтобы с максимальной долей правдивости изобразить реальные события — для этого существует история как наука. Их цель — создать мир, в котором бы сочетались и действительность, и мироощущение писателя и, в первую очередь, выразилось его самосознание. Д. С. Лихачев в своей статье, посвященной внутреннему миру художественного произведения, писал: "Изучая отражение действительности в художественном произведении, мы не должны ограничиваться вопросами: "верно или неверно" — и восхищаться только верностью, точностью, правильностью”.

Для того, чтобы художественное произведение оставалось целостным, необходимо изучать его внутренний мир в частных, индивидуальных проявлениях.

Несомненно, действительность находит "отражение" в литературе, но то преображение, которому она подвергается в словесном произведении, имеет своей целью выразить идеи и задачи, которые волнуют писателя. "Мир художественного произведения — результат и верного отображения и активного преображения действительности”. Для того, чтобы правильно интерпретировать самосознание автора необходимо рассматривать оба этих аспекта как целостную систему, как самостоятельный мир, наделенный всеми признаками, которые мы находим у мира реального.

1.2. Художественное произведение: пространство и время

В своей статье Д. С. Лихачев выделяет те характеристики, которые необходимо учитывать при анализе художественного мира произведения. Во-первых, каждое произведение имеет свое жизненное пространство. Его границы зависят от воображения писателя и от конструкционных потребностей самого произведения. Именно внутренний мир произведения диктует размер задействованного пространства. Кроме физических границ, пространство художественного произведения обладает "географическими” параметрами: может быть реальным или воображаемым.

Второй важной характеристикой Д. С. Лихачев считает время, которое как и пространство имеет свои границы. Сюжет может длиться сколь угодно долго в зависимости опять же от необходимости данного произведения. Время также имеет физические характеристики: "может идти быстро или медленно, прерывисто или непрерывно, интенсивно наполняться событиями или течь лениво и оставаться "пустым”, редко "населенным” событиями”. Время представляет собой интересный и сложный аспект при анализе внутреннего мира и важны не взгляды автора на время, а особенности и закономерности временного пространства.

Время, как и пространство лишь косвенно связано с реальным временем писателя, который художественно "трансформирует" действительное время. По мнению Лихачева, "именно оно дает возможность творчества, создает необходимую художнику "маневренность", позволяет творить свой мир, отличный от мира другого произведения, другого писателя, другого литературного направления, стиля и т. д.".

Связь времени и пространства — одна из дискутируемых проблем литературоведения. Пространственно-временные отношения были исследованы М. Бахтиным, который ввел в литературоведение термин "хронотоп" (пространство и время). Этот математический термин, основанный на теории относительности Эйнштейна, имеет для литературоведения "метафорическое" значение — "неразрывность пространства и времени (время как четвертое измерение пространства)". Бахтин так описал процесс слияния времени и пространства: "Время здесь сгущается, уплотняется, становиться художественно зрелым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысляется и измеряется временем". Это слияние и характеризует хронотоп.

Роман Курта Воннегута "Сирены Титана”. Художественное пространство

Введение

Художественный мир произведения очень загадочен. В последнее время эта загадка вызывает все больший интерес литературоведов, так как смена стилей и литературных традиций открыла новые возможности для выражения собственного мироощущения. Художественный мир для каждого творения различен, но он совмещает в себе одни и те же состояния — это физические параметры реального мира и духовная сфера внутреннего мира человека.

В данной работе предпринята попытка анализа художественного мира произведения как проекции отношений внутреннего мира писателя и реальности.

Для избежания недопонимания данных отношений и разногласия, введем терминологию, которая встречается во всей работе. Поскольку речь идет об отношениях внутреннего мира писателя и реальности, рассмотрим такие понятие как внутренний мир человека и реальность.

Что представляет собой внутренний мир человека? Об этом можно написать целую диссертацию, но мы дадим ему краткое описание. Внутренний мир человека — мир незнания. За многие тысячелетия человек научился описывать свои эмоции и ощущения от соприкосновения с миром реальности. Так как отличительными человеческими качествами являются воображение и способность размышлять, то представляется совершенно невозможным создать абсолютно четкую картину мира. Наше знание мира — есть степень нашего незнания. Человек изобрел различные способы выражения видения мира — язык, знаковые системы, от клинописи до компьютерных языков. Искусство — одно из частных проявлений этого выражения. А литература и словесное произведение служит своего рода "протоколом” взаимоотношений личности и реального мира.

Реальность — это объективный мир, непостижимый и непознаваемый, который человек из-за специфики своего сознания воспринимает как обыденность. Именно реальность есть тот фантастический мир, который человек пытается понять и объяснить. Но все критерия оценки этого мира относительны и не могут отразить истинный абсолют его существования. То, что человек считает знанием о реальности — просто описание привычных представлений о мире.

Что происходит при слиянии двух миров? Происходит только лишь еще один мир, со свойственными только ему критериями. В качестве доказательства выдвинутой гипотезы, в работе представлены некоторые аспекты, которые присущи художественному миру, а именно: пространство и время, нравственные и психологические категории романа.

В работе так же рассматривается проблема самосознания автора и ее воплощение в литературном произведении. Для изучения данного явления был выбран роман Курта Воннегута "Сирены Титана”, который является ярким примером самобытности писателя.

У критиков возникли разногласия. С одной стороны многие из них выделяют такие особенности самобытности Курта Воннегута, как использование иронии, насмешки и приемов черного юмора в творчестве писателя. С другой стороны кажущаяся простота и невзыскательность стиля вызывала нарекания у тех исследователей, которым, возможно, претила циничная трактовка Воннегутом многих идей.

Тем не менее, общей тенденцией у критиков является или полное и безоговорочное признание Воннегута, как самобытного автора, или абсолютное неприятие его как литератора вообще.

Дипломная работа состоит из двух частей: теоретической, где, на основе работ Д. С. Лихачева и М. М. Бахтина, описывается анализ художественного мира произведения как метод, определяются категории, которые необходимо рассмотреть, а также формулируется зависимость внутреннего мира произведения и самосознания автора и непосредственно анализ произведения.

Вторая часть — анализ романа Курта Воннегута "Сирены Титана” — в свою очередь состоит из трех подчастей. В первой определяются "физические” рамки произведения — то есть исследуется пространство и время. Вторая описывает взаимоотношения между автором и его созданием. Третья раскрывает психологические особенности писателя, которые сказались на самом произведении.

Работа написана на основе критической литературы из различных источников: учебные пособия, периодические издания (журналы, газеты), а также современное средство массовой информации — Интернет (рецензии, интервью, статьи и т. п.).

1. Художественный мир произведения

1.1. Художественное произведение: сущность и проблемы анализа

Художественное произведение представляет собой целостную, законченную систему, которая обладает свойственными лишь ей одной характеристиками времени и пространства. Внутренний мир художественного произведения является сочетанием "отражения" действительности и мироощущения художника. При анализе художественного произведения важно правильно поставить задачу: не просто оценить насколько верно изображена действительность, но изучить художественный мир произведения как единое целое, как некую завершенную и самостоятельную систему. Нельзя ограничиваться только поиском реальных прототипов того или иного героя, события, местности. Призвание литераторов не в том, чтобы с максимальной долей правдивости изобразить реальные события — для этого существует история как наука. Их цель — создать мир, в котором бы сочетались и действительность, и мироощущение писателя и, в первую очередь, выразилось его самосознание. Д. С. Лихачев в своей статье, посвященной внутреннему миру художественного произведения, писал: "Изучая отражение действительности в художественном произведении, мы не должны ограничиваться вопросами: "верно или неверно" — и восхищаться только верностью, точностью, правильностью”.

Для того, чтобы художественное произведение оставалось целостным, необходимо изучать его внутренний мир в частных, индивидуальных проявлениях.

Несомненно, действительность находит "отражение" в литературе, но то преображение, которому она подвергается в словесном произведении, имеет своей целью выразить идеи и задачи, которые волнуют писателя. "Мир художественного произведения — результат и верного отображения и активного преображения действительности”. Для того, чтобы правильно интерпретировать самосознание автора необходимо рассматривать оба этих аспекта как целостную систему, как самостоятельный мир, наделенный всеми признаками, которые мы находим у мира реального.

1.2. Художественное произведение: пространство и время

В своей статье Д. С. Лихачев выделяет те характеристики, которые необходимо учитывать при анализе художественного мира произведения. Во-первых, каждое произведение имеет свое жизненное пространство. Его границы зависят от воображения писателя и от конструкционных потребностей самого произведения. Именно внутренний мир произведения диктует размер задействованного пространства. Кроме физических границ, пространство художественного произведения обладает "географическими” параметрами: может быть реальным или воображаемым.

Второй важной характеристикой Д. С. Лихачев считает время, которое как и пространство имеет свои границы. Сюжет может длиться сколь угодно долго в зависимости опять же от необходимости данного произведения. Время также имеет физические характеристики: "может идти быстро или медленно, прерывисто или непрерывно, интенсивно наполняться событиями или течь лениво и оставаться "пустым”, редко "населенным” событиями”. Время представляет собой интересный и сложный аспект при анализе внутреннего мира и важны не взгляды автора на время, а особенности и закономерности временного пространства.

Время, как и пространство лишь косвенно связано с реальным временем писателя, который художественно "трансформирует" действительное время. По мнению Лихачева, "именно оно дает возможность творчества, создает необходимую художнику "маневренность", позволяет творить свой мир, отличный от мира другого произведения, другого писателя, другого литературного направления, стиля и т. д.".

Связь времени и пространства — одна из дискутируемых проблем литературоведения. Пространственно-временные отношения были исследованы М. Бахтиным, который ввел в литературоведение термин "хронотоп" (пространство и время). Этот математический термин, основанный на теории относительности Эйнштейна, имеет для литературоведения "метафорическое" значение — "неразрывность пространства и времени (время как четвертое измерение пространства)". Бахтин так описал процесс слияния времени и пространства: "Время здесь сгущается, уплотняется, становиться художественно зрелым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысляется и измеряется временем". Это слияние и характеризует хронотоп.

Роман Курта Воннегута "Сирены Титана”. Художественное пространство

Введение

Художественный мир произведения очень загадочен. В последнее время эта загадка вызывает все больший интерес литературоведов, так как смена стилей и литературных традиций открыла новые возможности для выражения собственного мироощущения. Художественный мир для каждого творения различен, но он совмещает в себе одни и те же состояния — это физические параметры реального мира и духовная сфера внутреннего мира человека.

В данной работе предпринята попытка анализа художественного мира произведения как проекции отношений внутреннего мира писателя и реальности.

Для избежания недопонимания данных отношений и разногласия, введем терминологию, которая встречается во всей работе. Поскольку речь идет об отношениях внутреннего мира писателя и реальности, рассмотрим такие понятие как внутренний мир человека и реальность.

Что представляет собой внутренний мир человека? Об этом можно написать целую диссертацию, но мы дадим ему краткое описание. Внутренний мир человека — мир незнания. За многие тысячелетия человек научился описывать свои эмоции и ощущения от соприкосновения с миром реальности. Так как отличительными человеческими качествами являются воображение и способность размышлять, то представляется совершенно невозможным создать абсолютно четкую картину мира. Наше знание мира — есть степень нашего незнания. Человек изобрел различные способы выражения видения мира — язык, знаковые системы, от клинописи до компьютерных языков. Искусство — одно из частных проявлений этого выр

Категория: Гуманитарные науки | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 1614 | Загрузок: 258 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]