Главная » Файлы » Рефераты » Педагогика и методика обучения [ Добавить материал ]

Требования к профессиональной потребности и мобильности педагога
[ Скачать с сервера (12.4 Kb) ] 21.04.2011, 22:28

Требования к профессиональной потребности и мобильности педагога

Одним из важных условий успешной работы педагога в современной профессиональной школе становится ощущение не только ответственности за свое дело, но и внутренней свободы в работе. Педагог должен стать независимым образованным профессионалом, берущим на себя полную ответственность за все, что он делает, стать центром процесса повышения качества профессиональной подготовки учащихся и специалистов. Реализация этой задачи может решаться в формировании профессиональной потребности и мобильности педагогов по проектированию инвариантных технологий. Профессиональная компетенция подразумевает владение педагогом тем новым или обновленным содержанием, что появилось в образовательных областях, а так же способность быстро осваивать новые виды деятельности.

Требования к их реализации с тем, чтобы потребность и  мобильность педагога осуществлялась более эффективно:

1.            Активизация функциональной мобильности в соответствии с требованиями федеральных и краевых программ развития образования;

2.            Введение в содержание повышения квалификации педагогов новых учебных модулей для обеспечения экспериментальной и инновационной деятельности с учетом целей модернизации образования;

3.            Разработка и освоение эффективных форм и методов проведения учебных занятий со слушателями по наиболее сложным и востребованным проблемам образования;

4.            Развитие мотивов профессионального роста педагогов;

5.            Содержательное взаимодействие с федеральными и краевыми управленческими структурами, научным и методическими учреждениями, издательскими центрами;

6.            Осуществление мониторинга качества услуг в системе ДПО;

7.            Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс;

8.            Развитие информационной сети по нормативно-правовому и научно-методическому обеспечению деятельности ОУ;

9.            Оснащение ОУ методикой анализа и отбора федеральных УМК;

10.         Разработка и внедрение регионального компонента содержания общего образования;

11.         Создание измерителей контроля уровня и качества обученности учащихся;

12.         Разработка моделей дистантного обучения и самообразования педагогов в системе повышения квалификации руководящих и педагогических кадров.

Специфика современного состояния и развития системы среднего и высшего профессионального педагогического образования связана с процессами реформирования и диверсификации, многоуровневостью и гибкостью образовательных программ, многоступенчатой подготовкой кадров, созданием разветвленной системы специальностей и специализаций. Через реализацию Государственного образовательного стандарта как нормативного основания качества подготовки выпускника утверждается эталон педагога - профессионала, имеющего системное мышление, способность к осознанному анализу своей деятельности, творческую активность, высокий уровень личностного развития, профессиональную мобильность и адаптивность. Характерной чертой его профессионального сознания является сосредоточенность и центрированность мышления на педагогических проблемах, видение педагогического процесса как целостного явления, профессиональная компетентность и педагогическая культура. Предварительный анализ литературы показывает, что проблема профессиональной деятельности и педагогических способностей педагога представлена многомерно (Ананьев Б.Г., Бабанский Ю.К., Гоноболин Ф.Н., Канкалик В.А. Кондратьева С.В., Кузьмина Н.В., Кулюткин Ю.Н., Левитов Н.Д., Маркова А.К., Митина Л.М., Петровский А.В., Сластенин В.А., Страхов И.В., Сухобская Г.С., Щербаков А.И., и другие). В этих работах создана научная база, сформулирован круг идей, положений, подходов к проблеме исследований педагогических способностей. Вместе с тем, явно недостаточно работ, выявляющих связь между когнитивными и личностными структурами будущих учителей в условиях подготовки в колледже и вузе, что особенно значимо для реализации преемственности в подготовке кадров в системе "педагогический колледж - вуз", и удовлетворения запросов личности в формировании собственной образовательной траектории.

"Теоретические предпосылки маркетинговых исследований в сфере начального профессионального образования" проанализирована Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации, материалы органов служб занятости региона, а также результаты научных исследований по проблемам начального профессионального образования.

Анализ показал, что система профессионального образования и подготовки кадров, которая развивалась в условиях централизованного планирования и высокой степени занятости населения, еще медленно перестраивается в соответствии с новыми требованиями. Учреждения начального профессионального образования не достаточно гибко реагируют на изменения требования рынка труда, работодателей в части соответствия структуры, объемов и профилей подготовки кадров, уровня их квалификации. Продолжается подготовка кадров для отраслей переживающих спад, где происходит значительное высвобождение работников. Качество подготовки определенной части выпускников учреждений профессионального образования не отвечает требованиям производства. Значительное количество выпускников 9-11 классов общеобразовательных школ попадает на рынок труда, не имеет профессий и специальностей. (1)

Приходим к выводу, что профессиональное образование и переподготовка кадров в новых экономических и социальных условиях становятся одними из наиболее эффективных путей обеспечения занятости населения, приобретают приоритетное значение в системе общегосударственных мер в удовлетворении личности в образовательных услугах и противодействии безработице.

Напряженность на рынке труда усиливается также несоответствием объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в профессиональных образовательных учреждениях разного уровня, все еще пока сориентированных в основном на отраслевой принцип подготовки кадров, что входит в противоречие с интересами регионов.

Анализ материалов органов занятости показал, что под влиянием структурных изменений в экономике происходит перераспределение численности занятости по секторам. Возросла доля негосударственного сектора по сравнению с государственным (соответственно 78% и 22%). Уменьшение численности работников в наибольшей степени затронуло отрасли с низкой оплатой труда и спадом производства. Сокращается численность работающих в машиностроении, газодобыче, нефтедобыче, геологии, разведки недр, геодезических службах. Устойчиво увеличивается занятость в таких сферах деятельности, как финансовая, посредничество, быт.

В основу профессиональной подготовки и переподготовки кадров для рыночной экономики должны быть положены следующие основные принципы:

- подготовка работников квалифицированного труда с учетом потребностей экономики регионов и процессов, происходящих в сфере занятости населения, и оперативное реагирование на изменяющиеся производственные и социальные условия;

- переподготовка кадров для новых профессиональных сфер экономики;

- сочетание отраслевого и территориального принципов планирования, подготовки, повышения квалификации кадров;

- прогнозирование обеспеченности регионов работниками квалифицированного труда на перспективу, определение комплексных мер, направленных на приведение профессионально-квалификационной структуры рабочих и специалистов в соответствии с требованиями рыночной экономики;

- создание региональных систем управления профориентацией, подготовкой, повышением квалификации, переподготовкой и трудоустройством выпускников учреждений начального профессионального образования.

Пути решения указанных проблем:

- организация мониторинга (отслеживания) и прогнозирования рынка труда, потребности в кадрах определенных профессий и специальностей;

- организация образовательного маркетинга, ориентирующего профессиональную подготовку на обучение но профессиям и специальностям. которые соотвегствуют потребностям отраслей экономики и обеспечивают конкурентоспособность работника на рынке труда;

- пересмотр квалификационных требований к работникам квалифицированного труда в сторону расширения их профессиональной мобильности, что обеспечивает гибкий ''вход" и "выход" из системы начального профессионального образования в соответствии с потребностями личности и рынка труда (разработка содержательных блоков и модулей)

В ряду целей профессионального образования, заявленных в правительственных документах, в том числе в "Концепции модернизации российского образования до 2010 года", подготовленной Минобразованием России и одобренной Правительством РФ в декабре 2001 года, в качестве основной выделена цель подготовки квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Категория: Педагогика и методика обучения | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 528 | Загрузок: 249 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]