Главная » Файлы » Рефераты » Педагогика и методика обучения [ Добавить материал ]

Социология конфликта
[ Скачать с сервера (16.3 Kb) ] 21.04.2011, 22:20

Социология конфликта

Введение

             Проблема социального конфликта всегда была в той или иной степе­ни актуальна для любого общества. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные и межгрупповые кон­фликты в организациях, семейные конфликты. Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. А именно так, в основном, управляют социальными конфликтами сегодня руководители разных уровней.

              Кон­фликт представляет собой столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных индивидуумов. При этом само по себе столкновение интересов должно быть осознано обеими сторонами конфликта: люди, действующие лица, участники общественных движений, в самом развитии конфликта начинают понимать его содержание, приобщаются к тем целям, которые выдвигают кон­фликтующие стороны и воспринимают их как свои собственные.

        В некоторых исследованиях «духовным» отцом теории конфликтов считается Гераклит, встречаются ссылки на Сократа и Платона. Достаточно часты обращения к Гегелю, к его учению о борьбе противоположностей.

   Начало современным теориям конфликта положили исследования ряда немецких, австрийских и американских социологов, выполненных в начале ХХ века.: Г.Зиммеля, Л. Гумпловича, Д. Смолли, У. Самнера. Значительный вклад в развитие теории конфликта, как  социального явления внесли Л. Козер, Р. Дарендорф. Они считают, что полное отсутствие  конфликта - условие не только невозможное, но и нежелательное

          

1. Конфликт как феномен общественной жизни

            В основе  «теории конфликта»,  или идеи «социального изменения» лежат следующие подходы:

- в основе социальной жизни интересы,

- общественная  жизнь порождает  противостояние, враждебных сторон   

- общественная жизнь порождает структурный конфликт,     

- социальная жизнь включает побуждения, принуждение проистекающие от   

    социальных напряженностей.

- социальная жизнь порождает столкновение групповых интересов   

- социальные системы раздираемы противоречиями            

- социальные системы стремятся к изменениям.

           На вышеприведенных «базисных предположениях», строится модель конфликтного понимания общественной жизни, впервые изложенная Козером в 1956 в работе «Функции социального конфликта» Главная идея заключается в стремлении обосновать позитивные функции социального конфликта в общественной жизнедеятельности, его полезность в деле обновления социальных систем и отношений. 

      По  Козеру, конфликт — «страхующий клапан системы, позволяющий через последующие реформы и интегративные уси­лия на новом уровне приводить социальный организм в соответ­ствие с изменившимися условиями». «Эластичное общество, — по его словам, — извлекает пользу из конфликтов, поскольку такие процессы помогают модифицировать и создавать нормы, которые обеспечивают его продолжение в изменившихся условиях.»

    Сторонники «теории конфликта» исходят из следующего представления об обществе

— социальный мир можно рассматривать как систему различным образом взаимосвязанных частей;

— в любой социальной системе, состоящей из разнообразных связанных частей, обнаруживаются дисбаланс, напряженность, конфликты интересов;

— процессы, протекающие в составных частях системы и меж­ду ними, при определенных условиях содействуют сохранению, изменению, возрастанию или ослаблению интеграции  адаптивных способностей ее,

— многие процессы, обычно считающиеся разрушающими систему  (насилие, разногласия, отклонения, конфликты), при определенных условиях можно рассматривать как средства, укрепляю­щие основы интеграции системы, а также ее приспособляемость к окружающей среде.

       Причины конфликта в конечном итоге коренятся в таких условиях, когда наличествующему социальному неравенству, существующей системе распределения диффицивтных ресурсов начинают отказывать в законности.       Последнее же оказывается результатом действия таких социальных структурных переменных, как возможность открыто выражать недовольство в пределах социальной системы, уровень минимальной взаимной лояльности, необходимой для сохранения целости системы, и уровень допускаемой в системе мобильности, а также интенсификация обнищания и различные структурные ограничения, налагаемые на неимущие слои. Особо подчеркивается значение личных психических переменных, например, личных лишений, подавления. влияющих на вероятность возникновения открытого конфликта.

Основными субъектами социального конфликта являются крупные социальные группы.  Поскольку их потребности, интересы, цели, притязания могут реализоваться только через использование влас­ти, постольку в конфликтах непосредственное участие принимают такие политические организации, как государственный аппарат, партии, парламентские фракции, «группы давления» и т. д. Именно они являются выразителями воли больших социальных групп и ос­новными носителями социальных интересов. В конечном счете, социальный конфликт обычно принимает форму не конфликта боль­ших социальных групп (массы выходят на улицу лишь в редкие мо­менты наивысшего обострения ситуации), а конфликты политичес­ких, этнических и других лидеров, которые действуют на основе сформировавшихся в том или ином обществе механизмов

         Вместе с тем, следует отметить, что социальный конфликт — это всегда борьба, порожденная конфронтацией общественных и групповых, но не индивидуальных интересов   Крупный конфликтолог Р Дарендорф к субъектам конфликта относит три вида соци­альных групп:

Первичные группы — непосредственные участ­ники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовмести­мых целей.

Вторичные группы, которые стремятся быть незамешанными непосредственно в конфликт, но носят свой вклад в раз­жигание конфликта На стадии обострения конфликта они могут стать первичной стороной

3) Третьи силы, заинтересованные в разрешении конфликта

       Позитивными функциями конфликта, следует рассматривать  сохранение институционализированных образцов как во всей социальной системе, так и в ее подсистемах. Конфликт возможно рассматривать  как функциональные процесс способствующий поддержанию жизненно важных условий функционирования «социального организмам» Конфликтные процессы, протекающие в отдельных частях общества и между ними, при определенных обстоятельствах  содействуют сохранению, изменению и адаптивности систе­мы, т. е. постоянному «приспособлению» ее к изменяющимся ус­ловиям, жизнеспособности и устойчивости ее институционализированных образцов. Конфликт может содействовать более четкому разграничению между группами, способствовать централизации принятия решений, укреплять идеологическое единство, усиливать социальный контроль

     Таким  образом, конфликт - это ситуация, в основе которой противоречие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации как значимая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая ак­тивность сторон, направленную на преодоление возникшего противо­речил и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.

          Конфликт как факт разногласий, разных позиций, разных интересов сам по себе ни плох, ни хорош.  Как и кризис, он содержит в себе риск, опасность ухудшения или разрушения отношений, но и возможность их прояснения, снятия напряжения и прихода к взаимопониманию.

         Конфликт является, сигналом неб­лагополучия, сигналом к изменению Общая формула возможного пози­тивного эффекта конфликта может быть, сформулирована следующим образом конфликт ведет к изменениям, изменения - к адаптации, адап­тация - к выживанию.

Категория: Педагогика и методика обучения | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 594 | Загрузок: 204 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]