Главная » Файлы » Рефераты » Педагогика и методика обучения [ Добавить материал ]

Проблемы детской беспризорности
[ Скачать с сервера (22.6 Kb) ] 21.04.2011, 21:33

Проблемы детской беспризорности

1. Мотивы принятия данного решения

Социально-экономические изменения, происходящие в России в последние годы, характеризуются кризисом в экономике, науке, культуре, в сферах социального и духовного развития. Обострились ранее скрываемые нужда, бедность, инвалидность, национальные и психологические конфликты, стрессовые ситуации, безработица, алкоголизм и преступность.

Под сомнение поставлены идейные и нравственные ориентиры предшествующей эпохи. Рост социальной напряженности и углубление экономического кризиса затронули  коренные основы жизни всего населения, в том числе детей и подростков.

Резкое ухудшение материального уровня жизни существенно сказывается на здоровье населения. Среди подростков получили широкое распространение наркомания и токсикомания. Резко ухудшились условия отдыха школьников, полноценно им охвачены лишь дети состоятельных родителей. Идет  стремительная коммерциализация досуга. Немало подростков уверовали в возможность безбедно жить, не имея ни знаний, ни профессиональных навыков. Тысячи детей оставляют школу, не закончив 9 классов. Это усугубляет криминогенную обстановку.

Резко уменьшилось количество людей, работающих с детьми. Сократилось число детских клубов по месту жительства, внешкольных учреждений, летних лагерей, практически отсутствует база внеурочной работы.

Из-за напряженности в экономической сфере родители меньше внимания уделяют своим детям. Увеличивается число неполных семей. В итоге многие дети и подростки оказались по существу в социальном вакууме, где они никому не нужны. Снижается роль родителей в воспитании.

Практически во всех субъектах Российской Федерации реализуется региональные и муниципальные программы профилактики детской безнадзорности, социально-трудовой реабилитации; объем финансовых средств, направленных на эти цели за 9 месяцев 2004 г. из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников, составили 508 млн. рублей.

Одной из форм социальной поддержки семей с детьми является выплата ежемесячного пособия на ребенка. В течение нескольких лет сохранялась неблагополучная ситуация с выплатой пособий. Начиная с 2000 г. в результате принятых мер на  федеральном уровне мер удалось стабилизировать положение с выплатой пособий и впервые за все время выплаты пособий добиться сокращения задолженности.

Органы  исполнительной власти Новосибирской области приняли меры по развитию системы социозащитных учреждений и мер для несовершеннолетних, приведению ее в соответствие с положениями Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,  постановления Правительства Российской Федерации  № 896 от 27 ноября 2000 г. «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».

Так, действующая в настоящее время сеть учреждений не  соответствует существующим потребностям и нормативам (примерно 22% от утвержденного Правительством РФ норматива – 1 учреждение на 5 – 10 тыс. детей).

 

2. Цель, на достижение которой направлено данное решение

Основная цель - координация деятельности органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в сфере защиты прав детей, устранение причин и условий, способствующих совершению противоправных действий.

Сегодня можно констатировать, что постановка социальной защиты, социально-трудовой реабилитации подростков в России постепенно выходит из кризиса на новый профессиональный уровень. Во многих регионах создается и функционирует разветвленная система социальных служб, в которых трудится многочисленный корпус квалифицированных педагогов и работников.

План мероприятий по развитию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Новосибирской области  планируется осуществить за 2005 - 2009 годы.

В качестве приоритетных задач называются: поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей; укрепление   правовой защиты детства; обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей; обеспечение воспитания, образования и развития детей; поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, то есть условия, которые наилучшим образом могли бы стать социальным фоном профилактики дезадаптивного поведения.

Под профилактикой имеется в виду совокупность мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению и распространению дезадаптации детей и подростков, а также разработку мер по ее предупреждению.

Первостепенное значение имеют нейтрализация, блокирование, ограничение действий экономических, социальных и морально-психологических причин и условий такого поведения. Жизненно необходима принципиально новая концепция воспитания нового поколения, основополагающей идеей которой могло бы стать превращение ребенка из объекта воспитательного воздействия в активного участника процесса социализации личности.

Достижение такой цели предполагает такие профилактические меры, которые были бы нацелены на нейтрализацию и устранение социальных причин дезадаптаций, коррекции личности и образа жизни детей с отклоняющимся поведением, а не повышение степени контроля и надзора за ними, ужесточение наказаний.

Социальная практика многих развитых стран свидетельствует, что правильно организованная профилактическая работа в среде детей и подростков приносит значительный общесоциальный эффект, а также снижает число девиаций в молодежной среде.

 

3. Другие варианты целей

Одним из путей решения проблемы детской безнадзорности является летний отдых детей.

В 2000 – 2004 гг., благодаря координации усилий всех структур власти, удалось увеличить число детей и подростков, которые охвачены организованными формами отдыха (в 2000 г. – 2 млн. детей, в 2001г. – около 3 млн. детей)

Из федерального  бюджета на эти цели в 2003 г. было выделено и направлено в субъекты Российской Федерации более 1,15 млрд. руб.

В детских оздоровительных лагерях, санаториях и домах отдыха, находящихся на территории Российской Федерации, отдохнуло около 50 тыс. детей.

В Российской Федерации активно развивается сеть учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В настоящее время действуют 793 специальных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 187 стационарных отделений для несовершеннолетних, 69 отделений профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социального обслуживания семьи и дети прошли социальную реабилитацию, получили другие социальные услуги 3,2 млн. несовершеннолетних.

В системе образования профилактику социально-педагогической и медико-социальной помощи детям, 50 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа,  14 специальных  учебно-воспитательных учреждений открытого типа.

Однако количество действующих учреждений, особенно это касается социальных приютов, не соответствует потребностям в них. Особенно тревожное положение в некоторых районах Новосибирской области.

Категория: Педагогика и методика обучения | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 570 | Загрузок: 193 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]