Главная » Файлы » Рефераты » Педагогика и методика обучения [ Добавить материал ]

Общение как условие социальной адаптации и формирования личности учащегося с ЗПР
[ Скачать с сервера (20.3 Kb) ] 21.04.2011, 21:21

Общение  как условие социальной адаптации и формирования личности учащегося с ЗПР

 Введение

В условиях преобразования и дальнейшего развития нашего общества возрастает роль и ответственность семьи и школы в осуществлении всестороннего развития личности. Вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения, решаемые массовой школой стоят и перед специальной школой для детей с ЗПР, так как и ее выпускники должны включаться в сферу материального производства и обслуживания населения, что связано с самым широким применением навыков общения.

Общение с окружающими оказывает существенное влияние на формирование личности. Работы Л. С. Выгодского, исследования последних двух десятилетий (Л. И. Божович, А. А. Бодалев, Л. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Д. В. Эльконин и др.) показывают, что общение и складывающиеся в его ходе межличностные отношения играют центральную роль в становлении личности ребенка. Вопросы воспитания аномальных детей в общении со взрослыми и со сверстниками оказывается в центре внимания таких видных представителей дефектологической науки как Л. С. Выгодский, И. И. Данюшевский, Г. М. Дульнев. Именно, в общении формируется отношение ребенка к окружающим к деятельности к самому себе. Изучением межличностных отношений учащихся с ЗПР, выявление их особенностей необходимо для оптимизации учебно-воспитательной работы в специальных школах и классах, а так же для более глубокого проникновения в структуру дефекта детей данной категории.

Общение – сложный социально – психологический процесс взаимодействия субъектов. Взаимодействие индивидов начинается с того, что человек испытывает потребность в деятельности и как производная от данной потребности возникает коммуникативная задача. Процесс общения следует рассматривать как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления. Наличие проблем в протекании данных процессов у детей с ЗПР обуславливает и наличие проблем процесса общения.

Разрабатывая проблему общения ученые и практики едины в утверждении о тождественности общения и жизнедеятельности, так как без общения не возможны деятельность, формирование и развитие личности. От уровня владения навыками общения зависит успех профессиональной деятельности, активность в социальной сфере, личное  счастье человека.

Прямым следствием нарушений развития потребностей в общении оказывается снижение эффективности саморегуляции индивида. Его неумение организовать свое взаимодействие с окружающими людьми. Проблемы в общении могут приводить к разрушению личности человека. Для ребенка с ЗПР, имеющего не малые проблемы психики и развития не овладения навыками общения может иметь крайне негативные последствия.

Целью данного исследования было изучение динамики представления детей о межличностных отношениях, и определение связи между положением ребенка с ЗПР в группе и его представлениях о себе и своих сверстниках.

Достижение данной цели позволяет активно влиять на формирование самооценки ребенка и отношении между детьми в группе.

Объектом исследования является учащиеся 1 – 2 – 3 классов ЗПР средней общеобразовательной школы.

Для сбора материала использовались следующие методы – наблюдение, анализ документов, качественный опрос, социометрическими методами.

Структура данной работы представлена двумя разделами. В первом разделе рассматривается вопрос: общение – как условие социальной адаптации и формирование личности детей с ЗПР – теоретико-методологический аспект. Во втором разделе представлены методики и результаты исследования межличностных отношений и представления о себе и своем социальном окружении учащихся с ЗПР.

 

1. Общение как условие социальной адаптации и формирования личности детей с ЗПР

Развитие ребенка в школьный период проходит под знаком установления взаимоотноше­ний со сверстниками и взрослыми, соответствующих усваиваемым мо­рально-этическим нормам. В значительной мере именно в рамках этих взаимоотноше­ний ребенок присваивает общественно-исто­рический опыт, усваивает общественно зна­чимые нормы и функции, знакомится с со­держанием социальных ролей. Потребность ребенка занять определенное место в жиз­ни общества, оценить самого себя в системе «я и мое участие в жизни общества», а также ярко выраженная коммуникативная потреб­ность определяют ведущие виды деятельнос­ти детства, к которым относятся просоциальная деятельность и общение.

Возрастающая у ребенка самостоятель­ность сочетается со значительным расшире­нием сфер деятельности, с направленностью на новые, более многообразные и содержа­тельные отношения со сверстниками и други­ми людьми. Потребность ребенка в обще­нии является специфичной и не сводится к каким-либо иным, более простым потребнос­тям. Удовлетворение коммуникативной потребности играет важную роль в процессе формирования

В литературе имеются данные о постеленном, трехуровневом включении индивида в сферу социального общения. Первичное включение в ближайшее семейное окруже­ние; далее — в разнообразные контактные коллективы, в ту или иную сферу трудовой деятельности; третий уровень — включение в целостную социально-классовую систему. Неправильное развитие или недостаточное удовлетворение потребности в общении ве­дет к серьезным деформациям личности, к значительному ухудшению ее положения в системе межличностных отношений.

Е. Г. Злобина пишет, что анализ разви­тия потребности в онтогенезе позволяет рас­смотреть через призму эволюции коммуни­кативной потребности становление и разви­тие человеческой личности, представить в це­лом роль общения как одного из важнейших факторов социализации. При этом процессы социализации и социального развития лично­сти не являются идентичными. Социализация может служить определенной базой для соци­ального развития личности, но могут быть си­туации, когда эти процессы противопоставля­ются. Предполагается, что стадии развития этих процессов, их этапность имеют большое значение, так как могут быть выделены этапы особой сензитивности к усвоению абстракт­ных и отвлеченных категорий, норм и ценно­стей, не наполненных личностным смыслом и содержанием.

Вслед за многими учеными, занимавшими­ся проблемами развития ребенка, мы считаем, что именно школьные годы являются бла­гоприятным сензитивным периодом для фор­мирования навыков общения, умений уста­навливать различные формы взаимодейст­вий, взаимосвязей и коммуникативных отно­шений, культуры поведения.

Общеизвестно, что особой проблемой школьного периода являются трудности и конфликты в общении.

 Кризисы психического развития, дезадаптивные явле­ния могут быть нормальными или атипичными, они также зависят от особенностей обще­ния детей с другими людьми. В случае нарушения общения уровень адаптации за­метно падает и может возникнуть асоциаль­ное поведение. Нарушения поведения могут быть проявлением болезненно измененной личности и психики в целом или стать следст­вием неблагоприятной ситуации воспитания.

Специфика воспитательной работы в коррекционных организациях: работа направлена на ослабление преодоление недостатков развития аномального ребенка, коррекцию его личности. У умственно отсталых детей вследствие перенесенных заболеваний ЦНС наблюдается нарушение взаимодействия процессов торможения и возбуждения, их недостаточность, общая слабость и инертность нервных процессов. У детей наблюдается недоразвитие аналитической и синтетической деятельности головного мозга, замедленное образование условных связей, их неустойчивость, нарушение взаимодействия первой и второй сигнальной системы. Все это обуславливает трудности в познавательной деятельности. В то же время, наряду с первичными дефектами  при неблагоприятных условиях может образоваться вторичные недостатки – неуверенность, негативизм, раздражительность, в свою очередь раздражительность вследствие ошибок в воспитании переходит в агрессивность и жестокость, имеет место повышенный эгоцентризм.

        Вследствие, проблем познавательной деятельности замедляется формирование усвоения морально-этических норм и главное их реализация. Исследования ученых и наши наблюдения показывают, что в основе не мотивированного на первый взгляд поведения ребенка, взрыва его агрессии лежит страх. Ребенок понимает свое «несоответствие» с другими детьми с нормальным развитием, чувствует свою неполноценность, а, следовательно, компенсирует это, прежде всего протестом, агрессией или заторможенностью, отрешением от действительности. По данным исследования Н. Соколовой большинство аномальных детей с недоверием относятся к «чужим» взрослым, боязливо (агрессивно) относятся к их указаниям, имеется тенденция не вступать в общение. Отношения между детьми так же имеют тенденцию к нестойким контактам, часто имеют место конфликты, вместе с тем данные дети стремятся находиться вместе на одной «территории».    

        В этом явлении виден эффект нарушения взаимодействия процессов возбуждения и торможения, а с другой стороны «не свободу» аномального ребенка от социума. Вышеуказанные исследования, а так же исследования А. Леонтьева  показали, что данные дети не испытывают чувства неудовлетворенности от невыполнения моральных норм, с чем мы не согласны, ибо в этом вопросе скорее дефект воспитания.

     Как правило, недостатки умственно отсталых  детей относятся к характеру и эмоциональной сфере. Именно эти специфические особенности детей и характеризуют особенности воспитательной работы в коллективе.

    Исследования ученых показывают значимость для умственно отсталого ребенка референтной группы и его настороженность к «чужим» взрослым с одной стороны, а с другой значение привычек в формировании личности данного ребенка. Следовательно, без единого педагогического коллектива, основанного на единых подходах, стиля общения, требованиях формирования личности ребенка в таком коллективе ставится под вопросом. Особую важность имеют мысли А. Выготского, что главная задача дефектологии, а, следовательно, коррекционного воспитательного процесса это социализация личности учащегося и именно коллектив  и общение в нем обеспечивает решение этой задачи, прежде всего в силу «несвободы» ребенка - дебила от социума.

Категория: Педагогика и методика обучения | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 724 | Загрузок: 168 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]