Главная » Файлы » Рефераты » Педагогика и методика обучения [ Добавить материал ]

Методика преподавания
[ Скачать с сервера (22.9 Kb) ] 21.04.2011, 21:17

Методика преподавания

Объект исследования:  личность.
 
Предмет исследования: 
особенности личности преподавателя психологии.
 
Метод исследования:
анализ психолого-педагогической литературы.

 

Личность

 

Понятие личности

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Личность, как и все специфически человеческое в психике формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой окружающей и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни – об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр.

В разные времена и в разных культурах эти системы различны, но смысл их от этого не меняется и может выражаться посредством понятий «объективного предбытия» или «социальных планов (программ)» личности.

Общество организует специальную активность, направленную на реализацию этих планов. Но каждый индивид тоже активен, и активность общества встречается с его активностью; процессы, которые при этом разыгрываются, и составляют самые главные, порой, драматичные события, в ходе формирования и жизни личности.

Социальная ситуация развития, где происходит социальное развитие личности, динамична. Наряду с динамикой развития личности в пределах относительно стабильной возрастной стадии развертывается динамика последовательного включения личности в различающиеся по уровню развития общности, каждая из которых доминирует в определенные возрастные периоды.  

 

2. Структура личности

Рассмотрим структуру личности.

В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Способности понимаются как индивидуально-психологические устойчивые свойства человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Под ними понимается высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью в том, насколько человек при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Как показатели способностей могут рассматриваться: 1) темп продвижения в овладении деятельностью; 2) широта переноса формирующихся психических качеств; 3) соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности.

Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Под ним обычно понимают те индивидуальные свойства, которые в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Это – индивидуальная характеристика человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических состояний и процессов. Выделяются три сферы проявления темперамента: общая активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.

Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.  В узком смысле – определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. В структуре личности характер наиболее полно отражает ее целостность.

Волевые качества – сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это необходимо. Способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Благодаря им, человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать и направить свою психическую деятельность.

 Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции человека – продукт общественно-исторического развития. Они относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Будучи субъективной формой выражения потребностей, они предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Эмоциональный опыт изменяется и обогащается в ходе развития личности в результате сопереживания, возникающего в общении с другими людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации.

Мотивация – ее составляют побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. В широком смысле термин используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных.

Установка – по Узнадзе – готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Она обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Речь идет именно о готовности к предстоящему  действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка – к периоду, который ему предшествует. Понятие социальной установки – аттитюда – введено в социальную психологию и социологию для обозначения субъективных ориентаций индивидов как членов группы (или общества) на некие ценности, предписывающих определенные социально принятые способы поведения.

Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – это убеждения и отношения людей.

 

Подводя черту под описанием понятия личности, заметим, что из всех определений личности, предложенных в начале экспериментального периода разработки проблемы личности, по мнению исследователей, наи­более удачным оказалось то, которое было дано Г. Оллпортом: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально свое­образная совокупность психофизиологических систем черт лич­ности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.

 

Особенности личности преподавателя

Преподаватель и педагог

Рассматривая понятия «преподаватель» и «педагог», данные в Большом энциклопедическом словаре, можно увидеть, что различия между этими понятиями не велики.

Педагог – (от греч. – воспитатель), 1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодёжи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического учебного заведения, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.). 2) Учёный, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.

Преподаватель – работник высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, ведущий какой-либо предмет и воспитательную работу (в общеобразовательной школе – учитель).

Оба эти понятия близки слову «учитель». Таким образом, проанализировав их определения, мы можем заключить, что педагогическая функция имеет место и в преподавательской деятельности.

Категория: Педагогика и методика обучения | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 564 | Загрузок: 165 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]