Главная » Файлы » Рефераты » Литература и культура [ Добавить материал ]

Философские мысли о творчестве Ф. М. Достоевского
[ Скачать с сервера (12.0 Kb) ] 20.04.2011, 16:13

Философские мысли о творчестве Ф. М. Достоевского

Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821 – 1881) принадлежит столько же литературе, сколько и философии. Ни в чем это не выражается с большей яркостью, как в том, что он и доныне вдохновляет философскую мысль. Комментаторы и исследователи творчества Достоевского продолжают реконструировать его идеи, — и самое разнообразие этих комментариев зависит не от какой-либо неясности у Достоевского в выражении его идеи, а, наоборот, от сложности и глубины их. Диалектика идей в творчестве писателя воплощается у него в столкновениях различных персонажей — носителей разных мировоззрений и философских направлений.

Творчество Достоевского сосредоточено вокруг вопросов философии духа, — это темы антропологии, философии истории, этики, философии религии. В этой области обилие и глубина идей у Достоевского поразительны, — он принадлежит к тем творческим умам, которые страдают от изобилия, а не от недостатка идей. Не получив систематического философского образования, Достоевский очень много читал, впитывая в себя различные философские идеи и откликаясь на них в своих размышлениях и литературной деятельности. Поскольку он пробовал выйти за пределы чисто-художественного творчества (ему несомненно был присущ и дар публициста), тем не менее, он всегда оставался мыслителем и художником. Его "Дневник Писателя”, оригинальный по своему стилю, заполнен небольшими художественными этюдами. Для того, чтобы проследить направление и развитие философской мысли Достоевского, необходимо обратиться к истокам его жизни и творчества.

Федор Михайлович Достоевский родился в Москве в семье военного врача. Детство его прошло среди бедных домишек Марьиной рощи, семья жила бедно, но родители хотели дать детям хорошее образование: "я происходил из семейства русского и благочестивого... Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть ли не с первого года; мне было всего лишь десять лет, когда я знал почти все главные эпизоды русской истории”. По окончании подготовительного училища, Достоевский вместе со старшим братом поступил в Военно-Инженерное Училище (в Петербурге). В эти годы в его семье произошла тяжелая драма — его отец был убит крестьянами его деревни (мстившими ему за свирепость). "Семейное предание гласит, — пишет по этому поводу дочь Достоевского, — что с Достоевским при первом известии о смерти отца сделался первый припадок эпилепсии”. В годы пребывания в Инженерном Училище Достоевский свел дружбу с неким И. Н. Шидловским, "романтиком, обратившимся (позже) на путь религиозных исканий” (по характеристике его биографа), имевшим несомненное влияние на Достоевского. "Читая с ним (то есть с Шидловским) Шиллера, — писал Достоевский брату, — я поверял на нем и благородного, пламенного Дон-Карлоса, и маркиза Позу... имя Шиллера стало мне родным, каким-то волшебным звуком, вызывающим столько мечтаний...”. В эти годы Достоевский жадно впитывает в себя влияния романтической поэзии (между прочим, Виктор Гюго).

В 1843-м году Достоевский окончил офицерские классы Инженерного Училища, получил место в инженерном ведомстве, но недолго оставался на службе и скоро вышел в отставку. Жил он все время очень бедно и даже когда получал из дому довольно значительные суммы, очень быстро эти деньги у него расходились. В 1845-м году он печатает свое первое произведение "Бедные люди”, сразу выдвинувшее его в первоклассные писатели. С этого времени Достоевский с упоением отдается литературной деятельности, — впрочем, следующие за "Бедными людьми” произведения вызвали у его почитателей разочарование и недоумение.

В это же время в жизни Достоевского назревает крупное событие — его сближение с кружком Петрашевского, приведшее позже к ссылке на каторжные работы в Сибирь. В жизни Достоевского это было настоящим переломом, — во втором периоде творчества (открывшемся "Записками из Мертвого Дома”, 1855 г.) мы встречаем уже иной строй мысли, новое, трагическое восприятие жизни. Надо иметь в виду, что еще после появления в печати "Бедных людей”, у Достоевского его прежний романтизм сильно накренился в сторону социализма; особенно сильно было в это время влияние Жорж Санд и французского утопического социализма. Этот ранний социализм Достоевского надо считать очень важным, а отчасти даже решающим фактором в духовных исканиях его: социализм этот был не чем иным, как тем самым "этическим имманентизмом”, который лежал и лежит в основе всякой теории прогресса, в том числе и той философии жизни, которую мы видели у Толстого. Это есть вера в основное и "естественное” добро человеческой природы, в "естественную” возможность подлинного и всецелого "счастья”, устраиваемого "естественными” же путями. Это есть прямое и решительное отвержение учения о "радикальном зле” человеческой природы, говоря терминами Канта, — отвержение доктрины первородного греха и доктрины искупления и спасения, во Христе принесенного людям. В отношении к духовным исканиям Достоевского, весь этот строй мысли следовало бы называть "христианским натурализмом”, возлагающим все надежды на то христианское озарение человека, которое вошло в мир через Боговоплощение и нашло свое высшее выражение в Преображении Спасителя. Это есть христианство без Голгофы, христианство лишь Вифлеема и Фавора. Конечно, это есть своеобразное, христиански отраженное сочетание руссоизма и шиллерианства, — это есть вера в "естество” и признание природного, хотя бы и скрытого под внешними наслоениями благородства, скрытой "святыни” человеческой души или, как выражается Достоевский в статье, посвященной Жорж Санд, признание "совершенства души человеческой”.

Идеалистически окрашенный социализм и связал Достоевского с петрашевцами. "Я уже в 1846-м году был посвящен (Белинским), — писал Достоевский в Дневнике, — во всю "правду” грядущего "обновленного мира” и во всю "святость будущего коммунистического общества”. "Я страстно принял тогда все это учение”, — вспоминает Достоевский в другом месте ту же эпоху. Как увидим дальше, Достоевский всю жизнь не отходил от этого "христианского натурализма” и веры в скрытое, не явленное, но подлинное "совершенство” человеческой натуры, — это один из двух центров его духовного мира. Во всяком случае, участие в кружке "петрашевцев” закончилось для Достоевского печально, — он был арестован, присужден к ссылке на каторгу на четыре года. Однако, первоначально было сообщено Достоевскому (как и другим), что они присуждены к смертной казни. Осужденных привезли на площадь, сделали все приготовления к казни (расстрелу), но когда все было готово, тогда было объявлено, что все помилованы, что смертная казнь заменена каторгой... Близость к смерти не могла не потрясти Достоевского, — но это потрясение было только вступлением ко всему тому страшному, что пришлось еще пережить на каторге. Здесь-то и совершился глубокий внутренний и идейный перелом в Достоевском, который определил все его дальнейшие духовные искания.

После освобождения от каторги Достоевский пробыл еще несколько лет в Сибири и здесь он женился, снова вернулся к литературной работе (здесь были написаны "Записки из Мертвого дома”, ряд рассказов). Через несколько лет ему было, наконец, разрешено вернуться в Европейскую Россию (в 1859-ом году) — сначала в г. Тверь, а через несколько месяцев — в Петербург. В 1861-м году он вместе со старшим братом стал издавать журнал "Время”, программа которого заключалась в развитии новой идеологии "почвенничества” и в упразднении распри западников и славянофилов. В объявлении о подписке на журнал было сказано: "Мы убедились, наконец, что мы тоже отдельная национальность, в высшей степени самобытная, и что наша задача — создать себе форму, нашу собственную, родную, взятую из почвы нашей”. "Мы предугадываем, что... русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, какие развивает Европа”. Главными сотрудниками журнала "Время” были братья Достоевские, Ап. Григорьев, Н. Н. Страхов. В 1863-м году за статью Страхова, посвященную польскому вопросу и написанную в либеральном духе, журнал был закрыт, — но через год брату Достоевского было разрешено издание журнала под новым названием. Действительно, в 1864-м году Достоевские стали издавать журнал "Эпоха”, но денежные затруднения, созданные раньше закрытием журнала "Время”, были столь сильны, что пришлось прекратить издание "Эпохи”. Значение этого периода в развитии творчества Достоевского заключалось в том, что в нем проявился вкус к публицистике. Достоевский создал свой особенный стиль публицистики (его унаследовал больше других Розанов), — и, например, "Дневник Писателя” (который он издавал в последние годы жизни) остается до сих пор драгоценным материалом для изучения идей Достоевского. Несмотря на близость к текущей жизни, "Дневник Писателя” сохраняет свою значительность и сейчас по богатству идей и по глубине мыслей. Мысль Достоевского часто достигает здесь предельной четкости и выразительности.

Категория: Литература и культура | Добавил: kosoi1331
Просмотров: 1023 | Загрузок: 266 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]