Главная » Файлы » Рефераты » Литература и культура | [ Добавить материал ] |
[ Скачать с сервера (13.5 Kb) ] | 20.04.2011, 16:09 |
Судьба человека в тоталитарном государстве. Осип МандельштамКуда нам пойти? Наша воля горька. Где ты запоешь? Где я рифмой раскинусь Наш посвист, наш рокот распродан с лотка... Как хочешь, распивочно или навынос? Багрицкий Пожалуй, нет больше такого поэта, судьба которого была бы так тесно связана с творчеством, как у Мандельштама. Судьба и творчество, словно переплетенные змеи, проходят через всю его жизнь, накладывая на все свой отпечаток. И поэтому я так подробно останавливаюсь на его биографии. Осип Эмильевич Мандельштам родился 15 января 1891 года в Варшаве в семье мастера-кожевенника, мелкого торговца. Через год семья поселяется в Павловске, затем в 1897 переезжает на жительство в Петербург. Здесь Мандельштам заканчивает одно из лучших петербургских учебных заведений — Тенишевское коммерческое училище, давшее ему прочные знания в гуманитарных науках, отсюда началось его увлечение поэзией, музыкой, театром (директор училища поэт-символист Вл. Гиппиус способствовал этому интересу). Каникулы он проводил в Павловске, в Финляндии, в Прибалтике. Уже в школьные годы у Осипа Мандельштама началось увлечение поэзией, музыкой, театром. Расширению и углублению его литературных интересов содействовал директор Тенишевского училища В. В. Гиппиус, поэт-символист, печатавшийся под псевдонимом "Владимир Бестужев”. Живя в Павловске, Мандельштам посещал музыкальные вечера в привокзальном концертном зале. В театре на него сильнейшее впечатление произвела В. Ф. Комиссаржевская. 1907 – 1910 годы Мандельштам проводит в Париже. Его занимают проблемы идеалистической философии, и в 1909 – 1910 годах он эпизодически посещает в Петербурге собрания Религиозно-филисофского общества. Он увлекается идеями и творчеством писателей-символистов, становится гостем так называемой "башни” Вячеслава Иванова — квартиры этого поэта и теоретика символизма, где регулярно собирались литераторы, главным образом разделявшие с хозяином дома его идейно-эстетические искания и убеждения. Литературный дебют Мандельштама состоялся в 1910, когда в журнале "Аполлон” были напечатаны его пять стихотворений. В 1911 году Мандельштам поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета, стремясь систематизировать свои знания. К этому времени он прочно входит в литературную среду — у него появляются контакты с организованным Н. Гумилевым "Цехом поэтов”, складываются добрые отношения с Кузминым, Сергеем Городецким. Мандельштам выступает в печати не только со стихами, но и со статьями на литературные темы. В 1913 вышла в свет первая книга Осипа Мандельштама "Камень” (затем переизданная в 1916 и 1923). Этот сборник сразу поставил автора в ряды зрелых и значительных поэтов. Уже книга "Камень” показала, что Мандельштам занял в акмеизме несколько обособленное место, его отличие от большинства поэтов-акмеистов приобрело социальную отчетливость в годы первой мировой войны и после октября 1917 года. Вот пример одного из его стихотворений, опубликованных в сборнике "Камень”: Смутно-дышащими листьями Черный ветер шелестит, И трепещущая ласточка В темном небе круг чертит. Тихо спорят в сердце ласковом Умирающем моем Наступающие сумерки С догорающим лучом. А над лесом вечереющим Встала полная луна, Отчего так мало музыки И такая тишина. Вот такими грустно-меланхоличными настроениями пронизаны многие стихотворения из сборника "Камень”. В этом стихотворении есть настроение, очень точно переданное автором. В предоктябрьские годы у Мандельштама появляются новые знакомства. Он обменивается стихами с Мариной Цветаевой, сотрудничает с Ларисой Рейснер в журнале "Рудин”, в 1915 году встречается в Крыму с Максимилианом Волошиным. Затем, летом 1917 года, снова приезжает в Крым, в Алушту. В 1918 году поэт живет то в Москве, то в Петрограде. В 1918 году он вновь в Крыму, потом в Тифлисе, куда он приехал ненадолго и куда приезжал снова и снова. В конце 1920 года Мандельштам поселился в Петрограде, где получил комнату в Доме искусств, потом в Доме ученых. Н. Чуковский свидетельствует: "...у него никогда не было не только имущества, но и постоянной оседлости — он вел бродячий образ жизни. Он приезжал с женой в какой-нибудь город, жил там несколько месяцев у своих поклонников, любителей поэзии, до тех пор, пока не надоедало, и ехал в какое-нибудь другое место. Так живал он в Тбилиси, в Ереване, в Ростове, в Перми”. Двадцатые годы для Мандельштама были временем интенсивной и разнообразной творческой работы. Были созданы новые стихи, вышли новые поэтические сборники — "Tristia”(1922), объединивший стихи 1916 – 1920 годов, "Вторая книга” (1923), куда вошли произведения 1916 – 1922 годов, "Стихотворения” (1928) — книга избранной лирики за время с 1908 по 1925 год. Поэт продолжал публиковать статьи о литературе, и его избранные критические статьи с 1910 по 1924 год составили сборник "О поэзии” (1928). Были изданы две книги прозы — повесть "Шум времени” (1925) и "Египетская марка” (1928). Много времени и сил отдал Мандельштам переводческой работе. Отлично владея французским, немецким, английским языками, он брался нередко в целях заработка за переводы прозаических произведений современных зарубежных писателей. Так были сделаны, зачастую продиктованы на пишущую машинку, переводы французов — Ж. Ромена "Обормоты”, Ж. Дюамеля "Письма к моему другу Патагонцу”, немцев А. Даудистеля "Жертва”, Ф. Геллера "Тысяча вторая ночь”, американца У. Синклера "Машина” и другие. С большим и любовным вниманием работал поэт над переводами из В. Скотта. "Скудный луч холодной мукою...” — это стихотворение было написано Мандельштамом в 1911 году. Автор как бы вводит нас в своеобразный, поэтический мир тонких, сложных ассоциаций, воплощенных художественным словом. Стихотворения Мандельштама отличает яркая образность. В данном стихотворении душа, окутанная печалью, ассоциируется у поэта с "колокольней отуманенной”, с которой кто-то "снял колокола”. Автор как бы погружает читателя в мир чувств, образов. Потрясает сравнение собственной печали с "птицей серою”. Вот где проявляется мастерство писателя! Мандельштам стремится передать неуловимые, чуть заметные движения человеческой души: ...Полуявь и полусон. Забытье неутоленное Дум туманный перезвон... Мастерство писателя-поэта проявляется в том, что мы, читатели, ощущаем и видим то, о чем поэт пишет. И стоит осиротелая И немая вышина Как пустая башня белая, Где туман и тишина. Мандельштам очень точно подбирает эпитеты: "скудный луч”, "птицу серую”, "птица раненая” и т. п. Например, в стихотворении "На перламутровый челнок...” Мандельштам сравнивает однообразные движения человеческих рук с "приливами и отливами”, а ладонь — с "раковиной”, которая "...то гаснет, к теням тяготея, то в розовый уйдет огонь...”. В своих стихах о любви Мандельштам показывает нам всю красоту этого чувства, заманчивость, прелесть. ...Там — я любить не мог Здесь — я любить боюсь... Осенью 1933 года Осип Мандельштам написал небольшое стихотворение: Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там помянут кремлевского горца. Его толстые пальцы, как черви, жирны, А слова, как пудовые гири, верны, Тараканьи смеются усища, И сияют его голенища. А вокруг него сброд тонкошеих вождей, Он играет услугами полулюдей. Кто мяучит, кто плачет, кто хнычет, Он один лишь бабачит и тычет. Как подковы кует за указом указ — Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз. Что ни казнь у него — то малина И широкая грудь осетина. | |
Просмотров: 937 | Загрузок: 249 | |
Всего комментариев: 0 | |